Сиеста Дали - Сны в материнской утробе

От южно-черной СомалИ, в немеркнущей дали... В дали, на вытканном
Из томилларных трав матрасе, прожаренном дымящей тенью солнца,
Под стоном ветра в опалённом Фигерасе рождается насмешка каталонца.
Донья Фелипа родовую боль превозмогает с воплем си бемоль.
Она не ждет феноменального сюрприза, шепча: О Доменик Филип Пуболь!
С помпезным “дэ” пред титулом маркиза.

В провинции испанского Жирона качает тополь белая ворона.
В крахмально-тОпольной пыли, белеющей вдали, Дали, как падший ангел
Лбом планету стукнул. Метель крошила тополинный пух
(шутя создатель в пудреницу пукнул), павлиньим криком голосил петух,
Алел матрас, росой алмазной влажен, росинками ее стеклянных слез,
Заворожённый андалузский пёс у входа в век его стерег на страже…

А он затеял эпатажный стёб - щелчок в мещанский толоконный лоб!
Нет, пращуры подумать не могли! – Усатый джин, каприз небес - Дали
На Лувр нашлет кромешную опалу. Тогда еще не вызрел Элюар,
Елена не сменила пеньюар, не превратилась в будущую Галу.
Но звезды начертали приговор: "О стань всевездесущим, Сальвадор!"

Сквозь манекены потекла вода…года стекали рыбками, в года взгляд устремив
Магнитно-созерцательный, он написал, кощунственно любя:
“Рыдаю, с восхищением плюя в портрет моей испанской Богоматери!”
Как больно раскроиться пополам, быть проклятым, иным, неимоверным!
Послать в пустом конверте сгусток спермы: «Вот всё, отец, что я был должен вам!»

О да! - Ценю его за смех и шок, за вызов, отрицающий Создателя,
За дерзкий ослепительный плевок в сознание тупого обывателя!
За дикой ярости волшебный смог: – Дисней, ПикАссо, Лорка, сэр Хичкок…
О фетиш снов, расплавленный под кожей! Всхлип изумления разбуженных людей...

Сюрреализм разумным быть не может! В бредовом воплощении идей -
Ожог умов, крушение клише, шуршание листвы, дождей туше...
Стандартов слом, банальностей смящение - сны обретают яви ощущение…
И мир сосет плоды его искусств: ромашку под названьем «Чупа Чупс».



_______________Комментарии Санто________________


Неоднократно у меня возникала полемика с читателями и авторами на тему:
"Должен ли поэт комментировать свои произведения."
 Обычно, все без исключения, приходили к мысли, что это не нужно.
Выслушав всех, пришел к выводу: - кому не нужно пусть не комментируют и не читают.
 А мне черновики и письма Пушкина, не менее интересны, чем его стихи и поэмы.

И так: "Сиеста Дали - Сны в материнской утробе" - здесь те кадры, что стоят
за экраном стихотворного текста:
 
_____"Под стоном ветра в опалённом Фигерасе рождается насмешка каталонца.
Донья Фелипа родовую боль превозмогает…"

Художник родился в  ФигЕрасе, провинция Жирона (Испания)
Донья Фелипа имя его матери.

_____"Она не ждет феноменального сюрприза, шепча: О Доменик Филип Пуболь!
С помпезным “дэ” пред типулом маркиза."

- Фелип Жасинт Дали ДомЕнек, маркиз де Пуболь, Сальвадор - полное имя Дали, он был каталонцем - родился в местах, где горы носят имена поэтов.

_____" Заворожённый андалузский пёс у входа в век его стерег на страже…"

Биографический факт: - Дали работал в Голливуде с Диснеем и Хичковом над фильмами под названием  "Заворожённый» и «Андалузский пёс» .

_____"стерег у входа в век" - строка указывают на дату рождения Дали - 1904 год - начало века.

_____"павлиньим криком голосил петух"  - павлинья яркость Дали.
-  петух и павлин - несовместимость сочетаний простоты и помпезности, которые, несмотря на нарушение классических канонов, остаются непостижимо гармоничны в его творчестве.

_____"А он затеял эпатажный стёб - щелчок в мещанский толоконный лоб!"

-  Дали выгуливал на поводке муравьедов, написал "Дневник гения".
На каждой странице "экскременты" - многим не ясно зачем все это?
 
- "Активный фикальный выброс" - таков сайт-эффект, сопровождающий наркотическое действие Элэсди.
( Не знаю насколько уместно в этом авторском пояснении останавливаться на теме элэсди. Но знаю -  99 из 100 - пройдут мимо смысла этой фразы, если не дать комментарий:
 Элэсди и айваска - наркотики, извлекающие из-под сознания истинную сущность человека, т.е. - не то, что он думает о себе, а то, чем является на самом деле. Воздействия этих препаратов могут дать как высшее наслаждение, так и глубочайшее страдание.
  Цель употребления - познать самое себя.
 Под воздействием элэсди, контролирующие центры растормаживаются, выявляя сущность характера, которая управляет мотивацией поступков и поведенческими моделями.
 Как это выглядит в реальности?
 - Например, после принятия дозы, на человека неукротимо движется нечто лохматое, громадное, жуткое и агрессивное -  в момент приходит осознание: -  ЭТО чудовище и есть твое собственное ЭГО, или Подлость, Ложь, Трусость, Жестокость, Ревность, Зависть - т.е. одно из тех качеств, что в той, или иной степени,  преобладают в каждом, среди обычных недостатков.
 -  Во время "сеанса" охватывает паника, страх и смятение - происходит схватка с самим собой.
 Если удается, обуздать, т.е. справиться со своим  Демоном - наступает  покой, умиротворенность, наслаждение от чувства гармонии - мир с самим собой.
 - Если нет - мука, ужас, страдание, хаос, борьба.
Побочный эффект  айваски - тошнота, от элэсди - испражнение.
 И тот и другой препарат очищает физическое и духовное тело.
 Злоупотребление приводит к зависимости и распаду личности.
"Дневник Гения",  описывает фикальные процессы, рассказывая о сущности переживаний художника в период "знакомства с самим собой".
Поскольку "Сиеста Дали" - мое произведение, возможно в этом контексте будет интересен мой личный опыт самопознания через призму элэсди.
В ту пору  я возглавлял в США телеканал.
В одной из программ была  встреча с уникальной личностью.
 Человек  собрал  магические обряды вождей, мантры шаманов, обычаи, заклинания, обереги.
Он жил в разных племенах, все его тело было покрыто узорами тату, язык разрезан на двое, в голый череп, ввиде гребня вкручены позолоченные металические шурупы.
 Каждая деталь его облика несла определенный смысл и символ.
Он был  интересен мне тем, что на практике знал вещи, о которых я имел  теоретическое представление.
 Согласившись на экспирьенс с элэсди, через некоторое время я отправился в туалетную комнату, где кафель с мелким рисунком превратился во множество  злых ротиков с острыми зубами.
 Злые ротики ползли отовсюду и медленно окружали, щелкая и шипя как змеи.
 Все они были скобкой вниз -  жуткие.
 Лоб покрылся холодной испариной, пришло осознание, что это и есть мои СОМНЕНИЯ, они подползали к ногам с намереньем загрызть заживо.
Оказаться один на один в окружении острозубых змеиных ротиков - жуткое состояние, впору забиться куда-нить в угол - и будь, что будет.
Но мысль о том, что НЕ эти проклятые сомнения дали мне жизнь, чтоб вот так распоряжаться ею!
- Мысль о том, что я сам их произвожу и сам могу уничтожить - изменила расстановку сил:
- Да почему вы  такие злобные?! - Возмутился я.
- А ну улыбаться!
Не успел дать команду, как злые ротики повернулись  скобками вверх.
 В огромном туалетном  зеркале расплылось море, на волне качнулся  корабль.
 Я вытер руки - вафельное полотенце превратилось в парус.
- Все на корабль! - Всем работать!
 И ротики  послушно поползли на корабль.
 На этом история не кончена, но сказ о другом.
 После путешествия в собственное подсознание, сомнения - главный враг мой - значительно ослабели.
 Преодоление себя приносит эффект удовлетворения, в противном случае, обратный эффект -  наблюдение за тем, как тело и душу заживо поглощают насекомые и демоны собственных слабостей и пороков.
Например, проскочить суть стихотворения, зацепившись только за эти пояснения -  в некотором роде, характеризует собственную сущность в сфере подлинных интересов.)
 
_____"Нет, пращуры подумать не могли! – усатый джин, каприз небес - Дали
На Лувр нашлет кромешную опалу."

Творчество Дали, хотя основано на классическом ренессансе, (изгибы фигур на его полотнах напоминают манеру письма Боттичелли), но по идеи эпатажного сюрреализма - оно несет вызов устоям - это своего рода - "плевок в фасад Лувра".

_____"Тогда еще не вызрел Элюар, Елена не сменила пеньюар,
Не превратилась в будущую Галу."

- В Париже Дали впервые встретил свою будущую супругу ГалУ. (Елену Дьяконову), в то время жену поэта Поля Элюара.

_____"Но звезды начертали приговор: "О стань всевездесущим, Сальвадор!"
Сквозь манекены потекла вода… Года стекали рыбками, в года…."

- Биографическая строка - Дали придумывал в духе сюрреализма гениально-иррациональные провокации, в частности: прозрачный манекен — заполненный водой с рыбками, для наглядного представления о кровообращении внутри человека.
Накладные ногти — из зеркал, чтоб на себя глядеть, и т.п.)

______"Взгляд устремив магнитно-созерцательный, он написал, кощунственно любя:
"Рыдаю, с восхищением плюя в портрет моей испанскной Богоматери!"

Сальвадор Дали потерял мать в 17 лет, он ее безгранично любил.
Она  каждый день его жизни старалась сделать необыкновенным.
Будила со словами: "Милый, чего бы ты хотел сегодня?"
После ее смерти он выставил на Парижской экспозиции картину с подписью:
«Иногда я плюю на портрет своей матери».
Расцениваю этот поступок, как попытку отгородиться маской цинизма от беспородного мира.

______"Как больно раскроиться пополам,  стать проклятым, иным, неимоверным!
Послать в пустом конверте сгусток спермы: «Вот всё, отец, что я был должен вам!»

Биографический факт - Дали послал отцу конверт со своим семенем и фразой:
"Это все, что я тебе должен!"
Отец был оскорблен - проклял его, выгнал из дома.

______"О да! - Ценю его за смех и шок, за вызов, отрицающий Создателя,
За дерзкий ослепительный плевок в сознание тупого обывателя!
За дикой ярости волшебный смог: Дисней, ПикАссо, Лорка, сэр Хичкок…"

"Дали дружил и работал с этими людьми - Лорку любил.
К концу жизни он горел в пожаре своего замка, где предже жил с ГалОй - (ударение на последний слог) чудом выжил,  тронулся умом, говорил не членораздельно, последние внятные слова: - "Мой друг Лорка…"

_______"Стандартов слом, банальностей крушение, сны обретают яви ощущение…
И мир сосет плоды его искусств: Ромашку под названьем «Чупа Чупс".

Фраза: "мир сосет",  "плоды его искусств" - имеет не фигуральное, а конкретное значение:
 - Чупа-Чупс - леденец, логотип ромашки и дизайн обертки этой популярной конфеты сделал Сальвадор Дали:
Он благословлял сюрреализм, возможно за то, что этот жанр позволяет любой, самой немыслемой идеи получить зримо-осязаемое воплощение.
Думаю, он был единственным в своем духе, уникальным эгоцентриком, вдохновенным бунтарем и гением, знакомство с творчеством которого, мало кого оставило равнодушным.


Рецензии
Я не фанат Дали. Я люблю импрессионистов (судя по портрету Пушкина, Вы тоже к ним не равнодушны) и наших передвижников.
А дочки были в музее в Испании. Предоставили полный фотоотчёт с комментариями.

Ирина Полюшко   21.06.2015 06:48     Заявить о нарушении
Конечно, импрессионистов и передвижников - больше!
Не люблю пестрить ссылками, но просто в тему http://www.stihi.ru/2015/03/09/438
А фото отчёт дочки с комментариями, оч интересен, жаль, что Вы не можете
здесь его поместить:)

Сан-Торас   21.06.2015 07:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.