Календарь поэзии. 9 февраля
-----------------------------
День гражданской авиации России
Сегодня в России отмечается День гражданской авиации. Именно в этот день в 1923 году в нашей стране появился воздушный флот, в чьи задачи вошло перевозить пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы.
Международный день стоматолога
Традиция отмечать 9 февраля Международный день стоматолога (англ. International Day of dentist) постепенно становится популярной во многих странах. Можно предположить, что имеются веские причины на то, чтобы отмечать профессиональный праздник..
Родились в этот день:
----------------------------------
1441 Алишер Навои
узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель
1773 Уильям Гаррисон
9-й президент США (4 марта – 4 апреля 1841), американский военачальник и политик
1783 Василий Жуковский
русский поэт-романтик
1844 Анатолий Кони
российский государственный деятель, юрист
1846 Вильгельм Майбах
немецкий автоконструктор и предприниматель
1874 Всеволод Мейерхольд
русский и советский режиссер, актер, педагог
1887 Василий Чапаев
советский военачальник, герой Гражданской войны
1910 Жак Люсьен Моно
французский биохимик и микробиолог, Нобелевский лауреат
1915 Борис Андреев
советский актер театра и кино, Народный артист СССР
1979 Ирина Слуцкая
российская фигуристка, чемпионка мира и Европы, призер Олимпийских игр
Умерли в этот день:
------------------------------------
1881 Федор Достоевский, русский писатель и мыслитель.
1960 Александр Бенуа, русский художник, историк искусства.
1967 Владимир Сукачев, советский эколог, геоботаник, лесовод, географ, академик.
1977 Сергей Ильюшин, советский авиаконструктор, академик, генерал-полковник.
1979 Деннис Габор,
венгерский физик, основоположник голографии, Нобелевский лауреат.
1981 Билл Хейли, американский рок-музыкант.
1984 Юрий Андропов, советский государственный и политический деятель, глава СССР (1982-1984).
1989 Тэдзука Осаму, японский аниматор, создатель нового стиля «больших глаз» в манге и аниме.
**
9-го февраля 1441 года
- родился узбекский поэт Низамаддин Мир Алишер Навои
9-го февраля 1619 года
- в Тулузе был сожжен по обвинению в атеизме итальянский естествоиспытатель, философ, писатель Джулио Ванини
9-го февраля 1710 года
- вышел указ Петра I о введении в России гражданской азбуки
9-го февраля 1783 года
- родился русский поэт, основоположник русского романтизма, автор произведений «Сельское кладбище», «Людмила», «Светлана», «Марьина роща» Василий Андреевич Жуковский
9-го февраля 1818 года
- вышел в свет первый том «Истории Государства Российского» Николая Карамзина
9-го февраля 1844 года
- родился русский юрист, судебный оратор, автор мемуаров Анатолий Федорович Кони
9-го февраля 1874 года
- родилась американская поэтесса и критик Эми Лоуэлл
9-го февраля 1881 года
- скончался русский писатель Федор Михайлович Достоевский
9-го февраля 1893 года
- родился литературовед-пушкинист, член-корреспондент АН СССР Дмитрий Дмитриевич Благой
9-го февраля 1895 года
- родился российский сценарист и режиссер, работавший в разных странах Федор Оцеп
9-го февраля 1907 года
- родилась латышская поэтесса Мирдза Кемпе
9-го февраля 1923 года
- родился ирландский драматург Брендан Францис Биэн
9-го февраля 1926 года
- умерла от тифа русская писательница, разведчица Лариса Михайловна Рейснер
9-го февраля 1937 года
- родилась уральская поэтесса, почетный житель Екатеринбурга Майя Петровна Никулина
9-го февраля 1938 года
- родился русский писатель, автор сказок «Станция Лось», «Недопесок Наполеон III» Юрий Иосифович Коваль
9-го февраля 1939 года
- родился македонский поэт, драматург, эссеист и переводчик Богомил Джюзел
9-го февраля 1945 года
- в Восточной Пруссии был арестован и осужден на 8 лет лагерей командир артиллерийской батареи Александр Солженицын. Причиной явилось письмо другу, в котором он критиковал Сталина.
9-го февраля 1947 года
- родился венгерский режиссер и сценарист Пал Эрдешш
9-го февраля 1957 года
- родился бельгийский режиссер и сценарист Жако ван Дормель
**
Алишер Навои - (Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля 1441, Герат — 3 января 1501, там же умер) — среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.
Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.
Происхождение:
Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414—1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я персом, оба мы были близки друг к другу».
По Мухаммед Хайдар Дулати (1499—1551) Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей По мнению А.А. Семенова, Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей, т.е. из секретарей и письмоводителей уйгуров, писавших по традиции и при тимуридах на уйгурском языке некоторые официальные бумаги. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов. Академик Малов С.Е. в своем труде об Алишере Навои пишет:
«Мир Алишер Навои противопоставлял себя узбекам, он был тюрк - барлас - чагатай, по терминологии 15 века. У нас нет особых оснований менять эту историческую терминологию, если мы не хотим смазывать и затушевывать её наполненную своим специальным содержанием специфичность и если нет у нас достаточных и уважительных причин.»
В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:
Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,
А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.
Интересно, что Алишер Навои в своих произведениях неоднократно упоминает узбеков. Например, в поэме "Стена Искандера" он пишет: На шахские короны и пышные одежды мне надоело смотреть, Мне достаточно одного моего простого узбека, у которого на голове тюбетейка, а на плечах халат.
В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт.
Биография:
Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера — Абу Саид — был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али — был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.
Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами — в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).
В 1466-1469 гг. Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.
В 1469 г. он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 г. получил чин визиря и титул эмира. В 1476 г. он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, — в период охлаждения их отношений, — в Астрабаде.
Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Кемаледдин Бехзад, архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.
Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Он любил лишь господа (Аллаха) и поэтому он не интересовался браком. И об этом он напишет своё «Лисон ут-тайр» (язык птиц) : «Я как феникс родился в пламя любви. А он только рождается в пламени и умирает в нее. Он рожден только что бы горит. Нет, нет, что я говорю, я только обжигался от искр от пламя которого горел настоящий феникс (он хотел сказать Аттар)».
Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений — сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.
Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.
«Сокровищница мыслей» — поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498—1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров — мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.
Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» — лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший — по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.
Любовь для Навои — одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.
Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка.
**
Встречай вином и вечер, и восход,
Лишь кабачок — спасенье от невзгод.
Налей фиал, что на тюльпан похож,
Едва лишь день тюльпаном расцветет.
Пей дотемна, ночь освежит твой вздох
Прохладою, спустившейся с высот.
Пей до поры, когда светило дня
В степи небес, как странник, побредет.
И кубок свой из рук не выпускай:
Хозяин не назначил чашам счет.
Когда твой рок послал тебе беду,
Изменишь ли его круговорот?
Ты, Навои, в тернистых путах зла —
Подай, господь, спасенье от тенет!
**
Увидев чудный образ твой, томим любовью страстной стал я,
Душой и сердцем слит с тобой, наверно, в день злосчастным стал я!
О, сколько я твердил тайком: «Мне б от тебя отвадить сердце!» —
Но день за днем сильней влеком к тебе, моей прекрасной, стал я.
«О, будь верна!» — я пал пред ней, она ж, меня вконец измучив,
Сказала: «Жертвой будь моей!» — и жертвою безгласной стал я.
Ты говоришь мне: «Кто ж, любя, таким безумьем прегрешает?» —
На все готов я для тебя: твоим — о, дар напрасный! — стал я.
Живой водою я владел, и кубок Джама был со мною —
О кравчий, нищенский удел терпеть, на все согласный стал я.
И не исходит стон немой, о Навои, из струн печальных,
Мой стон немой — совсем не мой: рабом тоски всечасной стал я.
**
О, мне бы крылья! Ввысь взлетев, летел бы вдаль, людей забыв,
Сгорели б крылья — побежал, подальше, прочь — пока я жив!
О, я покинул бы сей мир, и, пусть не дан мне дар Исы, —
Мне вместо крыльев — пыл души и одиноких дум порыв.
Увы, союз с людьми — тщета: я, пленник тысячи скорбей,
Готов единожды спастись, тысячекратно жизнь сгубив!
От друга — тысячи обид, и сотни бедствий от врагов,
И — за себя жестокий стыд, и — гнев людской несправедлив.
Мне не смотреть бы на людей, а растворить бы чернь зрачков,
Всей чернотою тех чернил себя навеки очернив!
Для птицы сердца моего мал вещей птицы дальний путь:
Я тверд душою, как гора, и дух мой тверд и терпелив.
Когда б не шахской дружбы плен, как Навои на свете жить,
Привязанности к двум мирам ни на волос не сохранив!
**
Свидетельство о публикации №115020903277