Стихотворение месяца 24 - Обзор Андрея Данкеева
«Из тех камней, что критики в вас мечут,
сложите монумент — он вас увековечит».
Артур Гитермэн, амер. поэт (1871-1943)
Лучшее: 1, 5, 7, 10 (!), в 11-м - заключительный катрен.
Уважаемые авторы остальных текстов, прячьтесь или увёртывайтесь: камни таки будут!
Более подробный разбор (по желанию авторов) могу дать в рецензиях к стихотворениям после их публикации на авторских страницах или по почте.
Не забывайте, что моё мнение не является неоспоримой истиной.
Моя страница открыта и любое стихотворение доступно для критического разбора. Жду камней, было бы из чего складывать монумент.
Андрей Данкеев
1. «Чуток ошибся»
Простая шутка, а поднимает настроение! Весело, оригинально; замечательно обыграны междометия — имена персонажей точно соответствуют их репликам.
Несущественные зацепки: «так ему сказал...», «тут же взвизгнул» — можно обойтись без «так» и «тут», напр. «говорит ему ЕЙ-ЕЙ», «нервно взвизгнул»...
5/5
2. «Найди меня»
Каюсь, ничего не понял. Это стихотворение-загадка? Для загадки даже 12 строк – перебор, а здесь тридцать две! Похоже на отрывок из какого-то относительно большого произведения; не зная содержания этого произведения, невозможно понять смысл стиха. Почему не надо верить Наташке и Алине, почему ЛГ называет себя космонавтом, кого и почему обзывает «дураками», с какой стати поэты «ноги путают», кто и откуда Светка и каким образом из неё улетает «Гагарин» и т.д. — сплошные вопросы…
3 пары глагольных рифм — достаточно для двойки. А ещё и «причуда — Байконура»...
2/2
3. «Кот Васька»
Интересная идея (рыжие коты — пришельцы с солнца) не получила соответствующего воплощения. К стихам для детей требования значительно строже, чем ко «взрослой» поэзии. В этом стихотворении: недопустимы непонятные ребёнку слова «стеклоглаз», «чрезвычайно». Недопустимы два прилагательных («страшный и большой») в одной строке (это и для «взрослых» стихов плохо). «Болтать чрезвычайно» — это как?! Есть и другие существенные погрешности.
2/3 (тройка за идею, без этого была бы двойка)
P.S. Всем авторам, пишущим для детей, стоит знать правила, сформулированные К. Чуковским («От двух до пяти», гл. 6. Эти правила легко найти в Интернете по запросу «заповеди для детских поэтов», если в авторской библиотеке нет книги Чуковского).
4. «Я прощаюсь с тобой»
Нет «лица необщего выраженья», стихи не трогают, остаётся впечатление «уже было». Неразделённая любовь, прошедшая любовь, ушедшая любовь, ненастоящая любовь – было
в стихах миллионы раз. И дело не в теме, - дело в том, что тема раскрывается
стихами-близнецами (примеров можно привести сотни). И от того, что автором выбран соответствующий ритм и почти нет технических ошибок, и оттого, что анафора «сколько раз» имеет целью усиление эмоциональной составляющей, стихи не становятся поэзией.
Технические замечания: сдвиг ударения в строке «Сколько с тОй поры льдом покрывались реки...», две пары глагольных рифм.
3/2
5. «Выше мачты»
Технически безупречно. Образно. Точные эпитеты «надменное небо», «равнодушное блюдце».
«Глаза шторма», сравнение шторма со зверем (!)
Динамика, энергия, звук.
В целом - «победная песня».
Единственная зацепка — штамп «блюдце Луны».
5/4
6. «Мечта»
Замечание по технике — ритмические «втычки» «просто», «неспроста». Коротко и в общем понятно, несмотря на косноязычие. А именно: дорога привела к мечте — и вела эта дорога то ли вслепую, то ли осознанно... вводное «верно», к тому же выделенное запятыми, искажает смысл строки. Есть и другие существенные ошибки.
Долго сомневался, какой быть второй оценке — 2 или 3. Заключительные строки вытянула стихотворение на «тройку».
4/3
7. «Опустилась ночь на плечи гор седых...»
Нежно, с чувством. Песенный ритм.
Сдвиги ударения (что часто встречается в песенных текстах): «крылья рАсстелил…», «покрывалом вязанЫм…»
«грозно нахмуренные» брови ночи плохо согласуются с «яркими звёздами», «периной белоснежной».
Нелогично, что «день распластался» после того, как «опустилась ночь».
4/4
8. «Вот такая вышиванка…»
Злободневно, актуально, правильно. Автор сочувствует ВСЕМ жертвам войны, и мирным, и вооружённым, на какой бы стороне они не воевали. Но всего этого мало, чтобы стихи состоялись как ПОЭТИЧЕСКОЕ произведение. Стихи похожи на проповедь, впечатление усиливается упоминанием Бога, дьявола (дважды), преисподней.
Политически неверно, что к ответу автор призывает «мамку». Ответить «за всё» должна не многострадальная страна, но те, кто развязал братоубийственную войну.
По технике замечаний нет.
5/4
9. «Январские свадьбы»
Технических ошибок нет, есть интересные рифмы (сонных – Мендельсона, глав – услыхав).
Но… авторский замысел – стихотворение-шутка – не состоялся. Абсолютно нелогично, чтобы женатый мужик волновался, «услыхав марш Мендельсона»… Абсолютно нелогично, что женатый мужик забыл, что он женатый (об этом разве что в постели с любовницей можно на время забыть). И – что, в другие месяцы свадеб не бывает? Если строки «снуют у ЗАГСа чередой Невесты в белом!» можно считать юмором, то в привязке свадеб к январю ничего юмористического нет. Нет в самих по себе свадьбах ничего специфически январского.
Понравилась пейзажная составляющая: образ «подводит инеем с утра зима ресницы», определение «искристо-сонных» еловых глав. Именно пейзаж вытягивает стихотворение на твёрдую тройку.
5/3
10. «Впервые»
Лучшее из «серьёзных» конкурсных стихотворений. Точное и тактичное описание пробуждения и развития чувственности. По технике – одно замечание: стык 4-х согласных «осмелеВ, ВДРуг…», впрочем, здесь нагромождение согласных разбавлено паузой.
5/5
11. «Я знаю, знаю...»
ЛГ, знающий о том, что «счастья нет», в стихах и прозе встречался тысячи раз. Вспомним хоть Пушкина: «на свете счастья нет, но есть покой и воля…». Если перемены «нас не затронули почти», то на чём основано утверждение «мир стал другим»?
…и глагольные рифмы… И мощная концовка!
Строки, предшествующие последнему катрену, вторичны. Но обоснование, почему Богу следует поспешить, необходимо, По мне, сократить бы до минимума предисловие и сохранить последний катрен.
3/5 (5 - только за концовку)
12. «Когда земля пройдет все циклы...»
Замечания по технике: глагольная рифма в заключительной строфе, во 2/4-й строках (нельзя ни в коем случае!); переход от мужской рифмы к дактилической в третьем катрене (строки 2/4), в 4-м катрене рифма строк 2/4 снова мужская…
Со знаком «плюс» отмечу звук в 3-й-4-й строках первого катрена и во втором катрене (аллитерация «р»).
Смысл стиха требует мощной энергетики. И начальные строки довольно энергичны, но после «последнего вздоха» динамика сходит постепенно на нет, а вялая концовка вообще сводит энергетику к нулю. Без последнего катрена стихи на 3/5, с последним -
3/2
13. «Перед сном»
Всего лишь зарисовка, этюд (этюд – в изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущего произведения).
Самодостаточным стихотворением никак не могу назвать. Художественных достоинств нет, технический недостаток – не выделено запятыми деепричастие «простясь». (Для меня грамматические ошибки, даже опечатки – свидетельство или небрежности автора при наборе, или, что ещё хуже, неграмотности).
4/2
14. «Ева»
Состояние безнадёжности передаётся стихами по нарастающей, даже жутковато становится после прочтения, словно и сам оказываешься «во власти внутренней пустыни». Очень сильное эмоциональное воздействие.
Оценка за технику снижена из-за глагольных рифм и невнятности в строке «и кожи одеянья трут». (вообще, в этой строке снижение стиля). Одеянья – это имен. падеж мн. числа или род. падеж ед. числа от слова «одеянье»? Если «кожу одеянья трут» (им. падеж мн.ч.), то слово «кожа» в этом стихотворении – неуместный прозаизм. Если же речь идёт о кожах одеянья (род. п. ед.ч.), то непонятно, что же (или где же) эти кожи «трут» (опять-таки прозаизм).
3/5
15. «Степь маками бездымно полыхала ...»
Понравился образ «бездымного полыхания» и афористичность концовки.
Да. Тишина на всём пространстве бывшего СССР длилась довольно долго. Что же касается всего мира, то тишина после Великой Победы 9 мая 1945 продержалась всего-то… в августе того же 1945-го – Хиросима, 1950-1953 – корейская война, и так далее.
Глагольная рифма; логическая неувязка: «премудрый дед» ничего не говорил ни о каких приметах. К афоризму (две заключительных строки), названному автором «поправкой», неуместен эпитет «хитрая».
3/4
16. «Волчица»
От стихотворения остаётся ощущение сделанности. Описание трагедии не трогает. Сочувствие волчице (волчице в ЭТОМ тексте!) у меня, как читателя, идёт не от чувства – от понимания. Напрашивается сравнение с «Лисицей» Есенина, - не в пользу представленного стихотворения. «Пустые сосцы» ассоциировались с чем-то давно знакомым - и Гугл выдал стихи, по ситуации аналогичные, с таким же названием, но… сравнение снова не в пользу представленного стихотворения. «Волчица» Николая Полотнянко (раньше я не знал этого автора. Ссылка на его «Волчицу»: http://www.velykoross.ru/blogs/all_1/tag_1195_1/article_999/) – это поэзия. «Волчица», представленная здесь автором – это стихотворение.
Технически хорошо сделано. Но… ритм искусственно (и умело!) подстроен под содержание.
3/2
17. «Ангел готовится к перелёту»
Вроде бы ангел готовился лететь, а не танцевать, причём здесь танго?
Явная красивость. Составная рифма «чудо – хочу до» на поверхностный взгляд очень хороша. И она такова, если говорить ТОЛЬКО о мастерстве версификации. На самом же деле – красивость, не имеющая ни смыслового, ни эмоционального наполнения. Только для «красоты» и союз «поелику»: архаизм чужероден в словаре данного стихотворения, лучше было бы простое «потому что».
Мне всё стихотворение представляется лишь демонстрацией мастерства стихосложения.
Глубины нет, энергии нет, звука нет, эмоционального воздействия нет.
За мастерство можно было бы и 5 поставить, но с учётом вышесказанного - 4.
4/2
18. «Еврозодиак»
Ещё одно стихотворение (после №2), для понимания которого моего IQ недостаточно.
Понятна только, и то где-то глубоко подсознательно, предупреждающая звезда.
Понравился образ созвездий, развешанных пейсами «на чернодырый лапсердак».
Но остальное…
Почему ЛГ кукарекает, а не мычит, не блеет, не лает? С чего такая странная реакция на обиду?
«Озверевший» небосвод, очевидно, потому, что большинство знаков Зодиака – животные. Но почему же этот небосвод забит «неграми и греками»? Чем хуже негров и греков – немцы, чехи, венгры и проч.? Lupus Canis – ну хорошо, у меня под рукой куча словарей и ещё Гугл, а как это понять простому смертному, не знающему латынь? Почему под Lupus Canis восседать весело? И так далее, вопрос за вопросом…
Технически безупречно. Рифмы во втором катрене – высший класс.
Первая оценка (техника) 5, вторая… если бы можно было, оставил бы без оценки. Поставлю нейтральную тройку. Есть всё-таки за текстом что-то, смутно ощущаемое подсознанием.
5/3
Свидетельство о публикации №115020805564
(интересно было прочитать разбор стихотворений...
... а как познакомиться с самими стихами?
Катерина Крыжановская 08.02.2015 17:58 Заявить о нарушении
Андрей Данкеев 08.02.2015 19:26 Заявить о нарушении