Стихотворение месяца 24 - Обзор Ланы Степановой

1. "Чуток ошибся"

Хотя про междометия написано немало стихов, это мне кажется удачным:  история разворачивается последовательно, имена героев соответствуют их роли в стихотворении, автор хорошо владеет языком (об этом свидетельствует, например, разнообразие синонимов к слову «сказал»)  Стихотворение интересное в рамках своего жанра. Мне трудно сравнивать игровые стихи с «серьёзными», но придраться не к чему.

Техника -5
Художественность – 5

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


2. "Найди меня"

*Многое в этом стихотврении показалось мне довольно странным. Наличие эпиграфа должно бы прояснить неясности и расширить смысл (иначе зачем он нужен?), но этого не случилось. Почему сосна вместо ёлки? И каких размеров должна быть эта сосна, если героине удалось на неё залезть? Может быть, новогодний праздник происходит в лесу?

*Не поняла также, кто такая героиня – маленькая девочка или взрослая женщина? Игры вроде бы детские, но почему «Я – женщина, а не игрушка!», и при чём тут поэты?

* Понравилось то, что героиню можно найти по запаху и по вкусу, хотя это немножко абсурдно.

*Мне повезло: я знаю, кто такие Нюша, Совунья, Лосяш и иже с ними, потому что ещё пару лет назад моя дочка смотрела мультики с их участием. Но для тех читателей, у кого нет детей и внуков подходящего возраста, эти имена останутся загадкой.

*«Не верь Наташке и Алине» - к кому обращается героиня, и о чём врут вышеупомянутые девочки?

*История с бабушкой понравилась, улыбнулась.

*«– А вот и я! Готовь объятья!» - к кому это обращение?

*«Гагарин» улетал из Светки,/в миры восторженных подружек» - кажется неточным, т.к. со снятием скафандра «Гагарин» улетел прочь, а к подружкам вернулась сама героиня.

Всё же читать эту новогоднюю историю было интересно и забавно.

Техника – 4
Художественность – 4

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

3. "Кот Васька"

Мило, но простовато очень. Мне кажется, что такие прибаутки без труда можно писать в очень большом количестве. Стихотворение для близких людей, для семьи, совсем не конкурсное.

*Начинается стихотворение повествованием «от автора» (о коте говорится в третьем лице), затем без всякого перехода повествование начинается от 1-го лица, самого кота. Всё-таки прямую речь кота надо бы отделить.

*«Проживают на планете,/И на землю, на ракете…» - Нужно было назвать, на какой именно планете, т.к. иначе получается, что Земля – не планета.

* «Что зовется стеклоглаз» - Странное название, почему такое? А без обоснования это слово выглядит случайным.

Техника -3
Художественность – 3

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


4. "Я прощаюсь с тобой"

Трудно сказать что-то новое в жанре любовной лирики. Но можно хотя бы попытаться сказать об этом своими словами, что у автора не получилось.

* «Сколько с той поры льдом покрывались реки...» - с какой поры?

* «С той поры изменилась и я, конечно» - повторение не кажется удачным

* «Безответно любить не удастся вечно» - звучит странно. Как будто кто-то мечтает о вечной безответной любви?

* «Сердца/дверца» - одна из тех банальнейших рифм, которая способна перечеркнуть все хорошие впечатления от стихотворения, если они были. К тому же, как дверца может затвориться не за самим человеком, а за его уходом?

* «Бесконечно любовь не бывает горькой-/Этот вкус невозможно терпеть годами!» - смысловое повторение. Читатель уже давно всё понял.

* «Что с того, что тебя я всю жизнь искала?.../Сколько раз весна с той поры наступала...» - опять про пору. Пора – это определённый временной отрезок, тут он не обозначен. «Вся жизнь» порой называться не может.

Техника – 2
Художественность - 2

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

5. "Выше мачты"

*Понравилось, хотя первая строфа читается тяжеловато, как скороговорка

* «Виртуальные цепи Земли!» - этот образ не поняла.

* «Паруса надрываются» - наверное, имелось в виду то, что они напрягают все свои силы. Но накладывается ещё одно, ненужное значение: слегка разорвать. Не знаю, могут ли быть паруса порваны ветром.

Техника – 4
Художественность - 4

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


6. "Мечта"

*«Позакрывай все зеркала/Бездонным небом» - какие зеркала, зачем?
* «Дорога, верно, привела,/А может слепо» - слово «верно», обособлено запятыми. Значит, это синоним к слову «наверное». Тогда фраза становится несогласованной. Если убрать запятые, то «верно» можно понимать как синоним к слову «правильно». Либо правильно, либо слепо, разве одно не исключает другое?
* «Ты шёл уверенный, лишь там» - после «уверенный» лучше поставить двоеточие или заменить «лишь» на «что». Иначе смысл теряется.
* «приложив ладонь к устам» - этот деепричастный оборот должен быть обособлен запятыми с обеих сторон.
*Больше всего понравилось последнее четверостишие. Если бы только понять смысл образа зеркал…

Техника – 4
Художественность - 4

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


7. "Опустилась ночь на плечи гор седых..."

К своему читательскому несчастью, я имею привычку представлять поэтические образы визуально. Плечи гор – понятно, зримо. То, что на них опускается ночь– тоже понятно. Но раз у ночи есть грозно нахмуренные брови, значит, она тоже представляет собой человекоподобную фигуру. Каким образом она опустилась на плечи гор – села, легла? Кроме того, упоминается день – распластался (растянулся плашмя) и раскрыл крылья. А тут и туман с покрывалом подтянулся. К тому же что-то говорит («ты не верь его речам»). По стихотворению получается, что героиня спит без одежды под открытым небом (не в комнате же мог её окутать туман?)
«Туман-обман» и «платье-объятьях» - две банальнейших рифмы в одном четверостишии…И почему туман должен дарить подвенечное платье? Пусть это сделает герой стихотворения. Много красивостей, ощущение приторности.

Техника – 3
Художественность - 2

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

8. "Вот такая вышиванка…"

Начну с художественной составляющей стихотворения. Тема актуальнейшая, болезненная. Так же, как и автор, я против убийств, и не только брато-…, а вообще любых. Если бы это стихотворение было просто антивоенным, с гуманистическим посылом…Но оно крайне тенденциозно. Тут чёрное, там белое, диагноз поставлен. Всё, как по ТВ рассказали. А ведь ситуация не так проста, и лживой информации вокруг нас очень много.  По моему глубокому убеждению, поиск виновных в этой войне можно было бы расширить географически: на просторах сопредельной державы они найдутся в изобилии. Это не приглашение к политической дискуссии. Спорить ни с кем не буду, а свою позицию обозначила только лишь для того, чтобы объяснить, почему текст произвёл на меня плохое художественное впечатление. Я за антивоенную лирику, но против участия поэзии в идеологических войнах.

А сейчас попытаюсь максимально абстрагироваться от содержания и сосредоточиться только на форме.

*«Как потешка» - правильнее было бы сказать «на потеху», «ради потехи».

* «чёрный цвет приманки» - приманки для кого? Не возникло ли это слово исключительно для рифмы со словом «вышиванки»?

* «Скачет он глумится, что звереют люди» - после «он» нужен какой-то знак препинания, лучше запятая. «Глумится, что звереют» - неправильное согласование.

* «Только Бог не дремлет... « - в чём, простите, это заключается? Пока что всё свидетельствует об обратном.

* «То ли Ещё будет...» - буква «Е», попав на сильную позицию в стопе, случайно стала ударной.

*Слова «причастье» нет, есть «причастие».

* «...К детям, пусть и родным, хладнокровна "мамка"» - Форма «рОдный» устарелая и/или диалектная.  Чем вызвано её употребление? Почему «пусть и родным»? Можно ли быть хладнокровным по отношению к кому-то? Мне кажется, что нет. Можно быть холодным в обращении с кем-то,  но хладнокровность – это свойство, а не отношение.

* Игры в орёл и решку не существует. С помощью них кидают жребий, в том числе для игры.

Техника – 3
Художественность - 2

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

9. "Январские свадьбы"


Милое, слегка ироничное стихотворение.

*Мне не очень нравится выражение «снуют невесты», но тут оно имеет место быть.

* «Всяк жених» - краткая форма от слова «всякий» мне кажется архаичной. 

* «Сосулькой свесился вопрос» - не понравилось, но это, наверное, субъективное…

* «тру смущённо нос,/Что я... женатый!» - смысл понятен, но согласование неправильное («тру нос, что я женатый»)

Техника – 4
Художественность – 4

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

10. "Впервые"

Психологически достоверно, написано правильным, грамотным языком, эмоции передаются.  «Распускается пышный цветок/Взаимной томительной жажды» - этот образ кажется слишком выспренним.  По сравнению с эмоциональностью и психологизмом первых двух строф, третья кажется немного умозрительной. «Брак» - слово какое-то канцелярское, мне кажется, что оно не очень подходит здесь.

Техника – 5
Художественность - 4

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


11. "Я знаю, знаю..."

*Мне показалось, что рассуждений слишком много, поэтической образности мало. Но зато понравилось «души вянут», и концовка эффектная.

*В коротком стихотворении три раза повторяется «но», есть и необязательные (на мой взгляд) слова: ведь, вот, считай, он («Но рабский дух, он так смердит»).

*Звательная форма к слову Бог – Боже, именно она обычно употребляется в обращениях.


Техника -   4
Художественность - 4

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


12. "Когда земля пройдет все циклы..."


*Не уверена, что планету Земля можно назвать монолитом – она же не является массивом, состоящим из одного вещества.

*«Рука Творца небесный циркуль/направит по другой орбите» - мысль понятна, но фраза читается так, как будто по новой орбите направляется не планета, а циркуль (и летает там).
 
*Смена схемы рифмовки мне не кажется оправданной: ЖЖЖЖ, ЖМЖМ, ЖДЖД, ЖМЖМ. Зачем нужно было ломать ритм в таком коротком стихотворении?

* «безумия-разумного» - однокоренные рифмы. После «разумного» точка не нужна, раз предложение продолжается.

* Я не противница глагольных рифм, но в окончании они всё-таки слишком заметны.

Техника – 3
Художественность – 2

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


13. "Перед сном"

Довольно сложно оценивать миниатюру наравне с полномасштабными стихотворениями. Чтобы быть способной конкурировать с ними, миниатюра должна быть невероятно глубока по смыслу, язык её  ясен, отточен, может быть, даже афористичен. В этом пейзажном этюде такого не наблюдается.

*«багряными красками» - не уверена, что есть много оттенков именно багряного. Если имелся в виду только этот оттенок, нужно было писать в единственном числе, а если речь шла о разных оттенках красной цветовой гаммы, подобрать другое определение.

* «простясь» обособляется запятыми.

Ничего нового в этом стихотворении я не прочитала. Все образы уже многократно встречались. Понятно, что совсем не повториться невозможно. Но где хоть одна индивидуальная авторская деталь?

Техника – 3
Художественное впечатление – 2

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


14. "Ева"

Вряд ли в стихотворении речь идёт о библейской Еве. Скорее всего, оно о переживаниях героини, «изгнанной из рая» счастливой взаимной любви. Написано эмоционально, с чувством. Но образы в стихотворении не складываются в единую систему. Они настолько разнородны, что не дополняют друг друга, а противоречат. Создаётся впечатление их избыточности и, как следствие, невротичности.  Сейчас я соберу их вместе, чтобы было нагляднее:

*И давит тяжесть мертвых плит
* кров разбит
* свет колюч
* воздух душен.
* Удар! – И раскололась ваза.
* И место раны от ножа
* Теперь внутри легла межа.
*В каком бы коконе укрыться
* Погибели очерчен круг
*Обрыв прозренья груб и крут
* И кожи одеянья трут
* Разодранного не починишь
*повсюду тьма

Больше всего мне понравилось окончание: «Тепло уходит, разум стынет/
Во власти внутренней пустыни,/Где ни оврага, ни холма...». Тут уже нет истерики, есть горькая обречённость.

Я думаю, что не нужно брать столько разнородных образов, а взять один или два сочетающихся между собой, и эксплуатировать их по максимуму. Если это пустыня, то пусть в ней будет палящий зной, песчаные бури, ядовитые змеи и скорпионы, душа героини засыхает, как саксаул (это я так, к примеру). Но тогда не нужно ни ваз, ни ножей, ни кругов и т.п.

Техника -4
Художественность – 3

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


15. "Степь маками бездымно полыхала ..."

*«Степь маками бездымно полыхала» - это впечатляющий образ

* «Премудрый дед! Забудь свои приметы!» - разве дед говорил о каких-то приметах? Он просто недоумевал, что войны долго не было. Соответственно, не к чему применить «поправку», и надо назвать её как-то иначе.

*«чем БОЛЬШЕ И ВНУШИТЕЛЬНЕЙ П О Б Е Д А» - изобразительное средство в стихотворении – это слово, а не размер шрифта. Капслок портит всё впечатление.

*По поводу основной мысли: на основе чего сделано обобщение? Только одной войны, 2-й мировой? Или тут прослеживается какая-то историческая закономерность?

Техника – 4
Художественность - 3

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


16. "Волчица"

Стихотворение понравилось, есть лишь небольшие, возможно субъективные, придирки.

*«По матери знала она двуногого» - смысл этой фразу понимаешь только позже, когда рассказывается о судьбе матери. Но «знать по матери» - звучит странно.

*Странным показался также смех. К чему бы охотнику смеяться, тем более на каждой охоте? Разве что для рифмы к слову «снег». А рифма эта у меня накрепко связывается с есенинской собакой: «И глухо, как от подачки, /Когда бросят ей камень в смех, /Покатились глаза собачьи /Золотыми звездами в снег». В обоих случаях и рифма та же, и герой – животное.

Остальное всё мне кажется хорошо, особенно концовка.

Техника – 5
Художественность – 5

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


17. "Ангел готовится к перелёту"

Таинственный такой ангел) Интересно, к какому перелёту он готовится - трансатлантическому, межгалактическому?

*Какая связь у ангела с влюблёнными? По-моему, с ними контактирует не ангел, а Амур/Эрот, который тоже крылат, но ни к одному из чинов ангельских не относится.

* «Танго над пропастью /— это что-то правилам вопреки» - Танго- парный танец. Можно ли его применить к одиночному полёту ангела? Неопределённое местоимение лучше заменить более точным словом.

* «Нет, поелику нет!» - мне кажется, что архаизмы в речи ангела – это удачный приём. Но в данном случае получается довольно бессмысленная фраза «нет, потому что нет»

Техника – 4
Художественность - 4

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww


18. "Еврозодиак"

Недавно участвовала в одном конкурсе, где автору был задан вопрос, в достаточной ли степени он еврей, чтобы писать такое? Вспомнила об этом потому, что у меня есть убеждение: иронизировать по отношению к какому-то народу может только его представитель, иначе это неправильно. Тем более что ирония тут местами очень даже специфическая (там, где про пепел над трубами) На оценку это не влияет, конечно же, но на моё восприятие – да.

*То, что небосвод забит греками, это известно. Но какие космические объекты «принадлежат» неграм? В общем-то, с созвездиями мало кому повезло, сотни народов остались без них.

*Наш рукав Галактики с «жёлтым карликом» на нём – образ мне кажется очень удачным. То ли мы (человечество) избранные, то ли отверженные, то ли грешники (как Агасфер), но лучше нас поостеречься. Завершающая строчка как бы ставит печать под этим утверждением.

Это стихотворение мне кажется самым интересным в лонге.

Техника – 5
Художественность - 5


Рецензии
спасибо...дельные замечания....
стих переделывать, конечно, не буду..но на будущее....)

Александр Воля 2   14.02.2015 23:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.