Рамзи Нугманов. Предисловие в чтении аль-Корана
РАЖИИМ*
Примечание: 1. В аль-Кор`ане , в 98 аяте (16) Суры “Пчёлы”, рекомендуется (перед каждым всуплением к чтению коранических текстов) прочитать про себя именно это обращение к Аллаху.
2. Оно переводится на русский язык следующим образом:
К ТЕБЕ ОБРАЩАЮСЬ Я, О АЛЛАХ НЕСРАВНЕННЫЙ, ОСВОБОЖДАЯСЬ ОТ ИЗГНАННОГО И ПОБИВАЕМОГО КАМНЯМИ ШАЙТАНА - ИСКУСИТЕЛЯ ДУШИ МОЕЙ.
3. Научно-философский комментарий этого обращения:
В современной отечественной культурологии, под термином “шайтан”, следует понимать разгул эгоистических (или дьяволических) страстей человека. В культурологической основе ислама лежит “Идея добродетельности”. Эта идея характерна для народов Востока, начиная с древнейших времен. Так, уже 2,5 тысяч лет назад, например, наши тюркские предки пользовались призывом: “Делай людям добро!”. Отсюда несложно прийти к выводу, что дьяволическая (или шайтанинская) страсть – это весьма серьезная греховная ситуация в исламском мировоззрении и этике.
С другой стороны, в этой ситуации, мы встречаемся с воплощением в жизни одного из фундаментальных законов бытия – Закона Добра и Зла. Причем, “Добро” это – позитивное, “Зло” – негативное явления человеческого бытия. К примеру, наши древние тюркские предки ещё в эпоху тенгрианства считали, что “каждый человек –это лишь один из многих тысяч людей и он не должен предаваться гордыне”. И, на основании этого требования древние люди побеждали такое общественно опасные явления, как честолюбие и “культ личности”. Причем и эту неприятность они умели воспринимать диалектически и мастерски компенсировали её, совершая добродеяния. Так они добивались "золотой середины", или гармонии в Законе о Добре и Зле. Говоря конкретнее, здесь под "гармонией" следует понимать с одной стороны подавление честолюбивых устремлений человека, с другой - сохранение творчески-созидательных его возможностей. А это, в свою очередь, обеспечивало поступательно- историческое развитие каждого человека и общества в целом.
Исходя из сказанного, приступая к чтению Кор`анических сакральных текстов, лучше всего начинать дело со слов “Эгуузу биллээхи минэш-шэйтаанир – ражиим”, что поднимает человека с уровня бытового примитивизма.
(Комментарии основаны на представлениях доктора культурологии, профессора Р.Г.Нугманова)
Свидетельство о публикации №115020703344