Who are you, Mr Wrangler?
Историк Лев Гумилёв рассказывал, как его друг, тоже учёный, как-то остановился на ночлег в казахском доме. Там собрались гости, уважаемые люди. Среди них был один скромный старичок, потомок чингизидов. Такие люди пользуются авторитетом в степи. Ну, выпили, заспорили... возникла ссора, мужчины схватились за ножи. Вот-вот прольётся кровь. И тогда этот старичок вскочил и закричал: "Чингисдык роух шакрым!" ("Дух Чингиса слышит!"). Это мгновенно отрезвило спорщиков, и они разошлись. Перед нами пример эффективной отсылки к совершенно фиктивной, мифической, неактуальной фигуре. А эффективна она в силу того, что коллективное сознание связывает с именем Чингиса определённый, на тот момент устойчивый и авторитетный, комплекс этических норм и ценностных установок, закреплённый исторически, общий для всех (большинства) носителей определённого типа культуры.
Такова же (в моральном плане) и природа веры в Бога. Человек живёт и действует, как бы "под Богом". Есть даже такое выражение в языке: "Под Богом ходим". Это означает, что я постоянно (или часто) смотрю на себя "со стороны", с точки зрения Бога как значимого для меня лично (в первую очередь) комплекса морально-этических норм и ограничений. Всегда, в минуту сомнения, в трудный час принятия решений, нужно выбрать такое место, где на тебя смотрят глаза Бога. Это на самом деле глаза твои собственные, но лишь наделённые силой зрения, большей и острейшей, и иначе тебе недоступной.
А существует ли "мистер Wrangler" – это дело десятое.
2015.
Свидетельство о публикации №115020607393