О Мастерах и символах
М.Ломоносов - теория немецкого стихосложения и "Ода на взятие Хотина".
А.Сумароков - "Псалмы Давида".
В.Тредиаковский - "Телемах".
Д.Фонвизин - "Недоросль" (теория маски).
Г.Державин - "Ода Фелица","Водопад","Бог","Осень во время осады Очакова".
Н.Карамзин - "История государства Российского","Бедная Лиза".
А.Грибоедов - автор «Горе от ума»- хаос и логос(Фамусов и Чацкий),беседы о почитателях Франции и Англии, создание соборности в русской литературе(Марья Алексеевна и Софья Павловна).
И.Крылов -басни.
В.Жуковский - переводы.
А.Пушкин-Греция и Царкосельский лицей,получив подарок от Гёте пошел на дуэль с «бронированной Европой».
Н.Гоголь-автор «Мертвых душ» - переработанных "Маленьких трагедий" Пушкина,с использованием достижений Карамзина(первая часть русского завета-крещение русской литературы).
М.Ю.Лермонтов «встретился с двойником» и ответил на вопрос об истине. (вторая часть русского завета - освобождение поэзии от немецкой зависимости).
М.Петрашевский - первая коллективная библиотека (заговор идей).
Н.Некрасов-«муза мести и печали»,"Русские женщины","Булаки на Волге","Железная дорога","Кому на Руси жить хорошо" (переход от лошадки к паровозу).
И.Тургенев-«создание гамлетиков на русской почве» + теория эволюции Эмпедокла.
А.Герцен -"Былое и думы","Кто виноват?" (Европа -кладбище истории).
Н.Чернышевский –роман «Что делать?», заочный ответ Ф.Ницше и Н.Федорову, соединение книги У.Гарвея ««Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» и книги И.Сеченова «Рефлексы головного мозга» ( сны и два замужества Веры Павловны,Наталья и Алексей Мерцаловы) с диссертацией «Эстетическое отношение искусства к действительности», белковина(необелок, Рахметов),Тавифа Иоппийская ,и швейные мастерские Веры Павловны (нейроны),теория разумного эгоизма и то ,как проводить дренаж почвы (выявлять суть художественного произведения).
М.Салтыков-Щедрин - "Иудушка Головлев" - выявление сути модерна и сказки("Недоросль" подрос).
И.Гончаров "Обрыв","Обыкновенная история","Обломов"(налаживание внутрилитературных связей).
Ф.Тютчев (расписал историю Европы "под хохлому" на основе пейзажа ).
Н.Случевский,первым из русских поэтов обратился к символу и «пошел гулять по кладбищу линейно-реинкарнационной истории».
Ф.Достоевский-«душевные разговоры» (раскрытие первой части русского завета,создание ,через образ Раскольникова, теории относительности и перевод в физико-ментальные поля ноосферы и биосферы теории «разумного эгоизма» ).
Л.Толстой-«диалектика души» (раскрытие второй части русского завета,перевод в физико-ментальные поля ноосферы общечеловеческих бессознательных структур,на основе переработанной философии Шопенгауэра «Воля как представление»-это когда Кутузов спит, а дубина летает).
А.Чехов –«малые формы заветов-сжимание времени и перевод их структур в обыденную жизнь русских людей».
И.Бунин-«кристаллизовал прозу и поэзию малых форм линейной истории».
И.Анненский предлагал руководить исторической жизнью,через свою судьбу,согласовывая ее с историей.
А.Блок предлагал руководить тайно и как бы наперекор историческим процессам и судьбе.
Н.Гумилев предлагал руководить открыто, но тоже как бы наперекор истории.
М.Волошин «водил хороводы» стараясь все соединить в целое.
М.Кузмин,о котором Гумилев сказал:"он почвенный поэт",а Блок заметил:"он на наших пирах не бывал"-поэт раскола, впитавший в себя его последствия.
М.Горький- изобразив историю «призрака сверхчеловека и коммунизма» дружил с В.И.Лениным, настольной книгой которого был роман «Что делать?»
В.Хлебников"пошел по воде", побывал в Персии и сыграл роль Председателя Земного Шара.
С.Есенин осуществил переход от « от лошадки к трактору» и вышел в «Персидские мотивы».
В.Маяковский «вызвал бурю играя на флейте водосточных труб»
И.Ильф и Е.Петров вывели, из узловой станции Астапово, Остапа Сулеймана Ибрагима Берту Марию Бендер-бея ,но при этом чтили «уголовный кодекс».
О.Мандельштам входил в сны,он как бы грезил наяву "райскими яблоками"и ставил "ловушки сновидений".
В.Ходасевич «перевернул платок» А.Ахматовой.
А.Платонов объяснил «Происхождение мастера».
М.А.Булгаков ,о котором Б.Пастернак сказал :«он вне закона», сделал соединение всей известной на тот момент истории :Воланд-собирательный образ автора,Азазело-образ календаря,Коровьев(клетчатый)-собирательный образ авторов двух «черных квадратов»,Кот Бегемот ,катающийся на подножке трамвая -домашние и дикие животные , Гелла-женщина вамп -собирательный образ растений и земли .
М. Цветаева ,в стихах о Чехии, это "волна, которая ударила в дальний берег победы".
О.Бергольц сражалась словом в блокадном Ленинграде.
В.Набоков «пускал бабочек» ,ругал Чернышевского, а потом взял и написал «Лолиту».
А.Ахматова в поэме "Без героя" посчитала, что "поэт раскола" должен плыть по течению-"Аннушка пролила масло".
Б.Пастернак в романе "Доктор Живаго" соединил прозу и поэзию,сжал время и занял позицию "поэта раскола",но сделал им литературного героя,т.е. он не просто поднырнул под ситуацию,но и вошел в исторический подстрочник-соединил Н. Гоголя и М.Лермонтова,старый и новый заветы русской литературы ,создав своеобразную русскую библию,с общей картиной апокалипсиса Серебряного века (Пастернак исполнил роль Мастера).
А.Солженицин, в романах«Раковый корпус»,»Архипелаг ГУЛАГ» ,«Красное колесо» гипербализировал ситуацию.
И.Бродский «пошел по течению»и попал в «чистую музыку «(в воду, которая забродила).
Судьба Мастера(мастеров)решалась на крыше "Дома Пашкова"- Румянцевской библиотеки ,откуда покидала Москву свита Воланда и в которой когда-то работал Н.Федоров,автор философии "Общего дела"(философии воскрешения).
Символ становится символом только после того,как вертикально выстроенные образы свободно падаю вниз и начинается танец слова .
Символ преодолеть нельзя:он связан с бессознательным и взаимодействует с ним.
Новый символ рождается в расколе посредством так называемой арт-терапии (по Юнгу),т.е. активному воображению,способствующему появлению «трансцендентальной функции», делающей возможным переход от одной установки к другой без утраты бессознательного-в общем на основе «теории разумного эгоизма» Н.Г.Чернышевского. Рождение нового символа является высоко аффективным событием — обретением новой установки,нового уровня сознания.Здесь я думаю следует добавить: нового уровня взаимодействия с символическими структурами ноосферы, входящими в биосферные поля планетарного со-знания.
Когда О. Бисмарк говорил:«Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью» и «самая большая глупость,это война между Россией и Германией,и поэтому она будет»,он просто прокомментировал слова А.Пушкина : «поэзия,прости господи,должна быть глуповата».
(В начале 19в. был создан русский литературный язык,а немецкий литературный язык создали только в начале 20в.)
Существует второй абсолют,и он есть Царство поэзии.
Второй абсолют,это как вторая ипостась бога - Христос.Только в религии это образ,а в жизни Слово,глобально развитое и преобразованное в истории.
Поэтому любое,добротно сделанное,стихотворение на русском языке имеет внутренний символ.Позволяющюй общаться с Царством поэзии,объективируя его присутствие в мире,где религии являются связующим звеньями иероглифических и алфавитных систем.Без знания этого мы пишем и читаем сюжеты.
05.02.2015г.
Свидетельство о публикации №115020507766