Люди еще не понимали смысл своей свободы
Однако вся эта длинная полоса излияния ненависти к нашему прошлому до сих пор еще не успокоила народную массу, привыкшую сначала хорошо поесть, а потом рассуждать о своем прошлом. Ибо людей сегодня, как и сто лет тому назад, в гораздо большей степени беспокоят не злодеяния, ушедшие в прошлое и для них конкретно не существующие, а те, которые существуют и творятся в настоящем. Иначе говоря, не страх возвращения и повторения прошлого, а страх перед будущим, причины которого кроются отнюдь не в прошлом. Ведь каждый образованный человек знает, что прошлое никогда не возвращается и что наша жизнь движется только вперед. Но это движение всегда происходит в жестокой борьбе и противостоянии.
Если речь идет о прошлом и злодеяниях, творившихся там, то вся история человеческого общества от первобытного состояния до сего дня пронизана насилием и жестокими проявлениями злодеяний, обусловленных борьбой различных общественных сил. Сегодня они еще более обострились, приняв индивидуальные формы и массовое проявление в преступности, терроризме, экстремизме и т. д. И здесь наши бессодержательные рассуждения о «человечности» или «бесчеловечности» не вскрывают их корни и не способствуют их преодолению. Ибо социализм – отнюдь не человек, а политическая система, существующая совершенно независимо от сознания и воли людей. Он до сих пор сохраняется как такая система, лишь изменив форму, и продолжает давить на людей как сила, чуждая им. И объективно Гегель был прав, рассматривая зло в качестве движущей силы истории, ибо вся история действительно складывалась и двигалась в борьбе противоположных сил, которые и в сознании Гегеля принимали форму зла и добра.
К. Маркс лишь осмыслил этот процесс с исторической точки зрения и доказал, что пролетариат придет к власти и обобществит средства производства и что только в условиях общественной собственности будет созревать социализм. А о справедливости в социалистических условиях у него и речи быть не могло.
Если в этой борьбе основное внимание сосредоточить только на проявлениях злодеяний и произвола, то мы получим темную сторону нашей жизни. Поэтому не случайно, что социальные утописты, философы, рассматривавшие жизнь с точки зрения морали или политики и подходившие к ней преимущественно с негативной стороны, лишь обличали капитализм, вскрывали его различные пороки, бесчеловечность, но не могли понять прогрессивное, поступательное развитие истории в ее закономерном движении. К. Маркс же этот вопрос разрешил иначе и в истории увидел прогресс, связанный с развитием капиталистического общества и ролью буржуазии. И он никого не отбрасывал, а каждому воздал должное, отмечал даже незначительные заслуги различных лиц, имевших отношение к предмету его исследования. И у него и в мыслях не было рассматривать развитие общественно-экономических формаций с точки зрения «справедливости» или «несправедливости», «человечности» или «бесчеловечности». Напротив, он подчеркивал и доказывал, что история объективно идет к осуществлению человеческого общества как общества гуманистического, но что оно будет достигнуто в упорной и трудной борьбе как результат длительного исторического развития, как закономерный итог развития человеческого общества, в котором человечество перейдет к своей подлинной истории. Человеческая точка зрения здесь была просто идеалом, и она должна была родиться как результат исторического развития. Да и социализм, по мнению Маркса, как первая фаза коммунизма, эту точку зрения не давал. Социализм не является «рассуждением индивидов», следовательно, он еще не является «свободным союзом людей». И если сегодня возникли эти идеи, и они влияют на общество, значит, эта точка зрения уже возникла, и она является как раз результатом распада социалистической системы как определенного политического движения и обусловленного им определенного общественного объединения людей. Что же происходило в этот период в мышлении образованных людей?
У нас с первого же дня освобождения ударились в морализаторство и поэтому занимались тем, что вскрывали различные пороки социализма, обличали его и обвиняли, творили над ним суд, выносили ему приговор, будто социализм был не обществом, развивающимся объективно, а конкретным человеком, совершившим преступление. И объективный научный анализ социализма не осуществлялся. И все вдруг стали поклонниками рыночной экономики - обогащения, наживы.
И все так происходило потому, что, главным образом, исходили из «сознательных побудительных сил», «ошибок», сознательных действий индивидов, то есть здесь как раз улетучилась научная точка зрения, и мы имели дело просто с рассуждениями индивидов. Освободившиеся люди, люди, предоставленные себе, еще не знали, где они оказались и что с ними произошло. Они еще не понимали свою свободу. И для чего они свободны.
Свидетельство о публикации №115020505457