Я знаю, что спасло Дантеса. Книга первая

  МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.

  Я ЗНАЮ, ЧТО СПАСЛО ДАНТЕСА. Книга первая.


  “…пистолет заряжен не черешневыми косточками… пуля тяжела”.

                (“Из повести А.С. Пушкина “Выстрел”).

   “…Пушкин выстрелил. Дантес упал”.

        (Из рассказа К.К. Данзаса – секунданта А.С. Пушкина
                при его дуэли с Ж.Ш. Дантесом).


   К ЧИТАТЕЛЯМ!

   Этой книги темы: “Был или не был Дантес с тайным панцирем на груди во время дуэли с Пушкиным? Почему Дантес уцелел, после удара пули Пушкина?”
   Книга состоит из трёх частей.
   В первой части – статья полностью Дмитрия Фёдоровича Солодовченко (известного пушкиниста в Павловске).
   Во второй части – моя статья в газете – мой ответ на статью, данной в первой части.
   В третьей части – моя конкретная и подробная полемика с Солодовченко по его статье.

   Всего книг – пять.


   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

   Статья Дмитрия Фёдоровича Солодовченко из газеты “Вести Придонья”. 18 июня 2002 года. Город Павловск Воронежской области.

   ДОМЫСЛЫ И ЛЕГЕНДЫ РОКОВОЙ ДУЭЛИ.

   ПОЧЕМУ ПУЛЯ ПУШКИНА НЕ УБИЛА ДАНТЕСА?
   Трагический конец жизни Пушкина – одна из самых печальных страниц истории России. Безвременная смерть гения ошеломила в свое время современников и вот уже более полутора сотен лет привлекает внимание ис¬следователей, пушкинистов и любителей литературы.
   Все юбилейные праздники 1937 и 1949 г.г. шли под знаками "Наш Пушкин", "Наш современник". Видный пушкинист Б.В.Томашевский считает, что Пушкин решительно изменился. "Из него делали идеолога крестьянской революции, откликавшегося на последние лозунги наших дней", - писал он.
   Но со временем менялись такие понятия, как честь, достоинство, долг...
   Вначале всем читателям, ис¬следователям в первую очередь виделись конфликты с царем и светом, даже с ближайшими друзьями, многочис¬ленные стычки с министром просвещения Уваровым, и только потом, в последнюю очередь, упоминалась  истинная причина дуэли – защита чести своей жены и своей семьи. В это же время возникла и долго продолжает жить легенда: во время дуэли на Дантесе было какое-то защитное приспособление, потому он не был убит, а отделался легким ранением. Но многие современники думали иначе: они полагали, что пуля, пробив руку Дантеса, натолкнулась на пуговицу его сюртука и рикошетировала.
   Сам Дантес объясняет свое спасение тем, что пуля, пробив его правую руку ниже локтя, ударилась о пуговицу и отскочила. Он же уверял, что пуля продавила два его ребра и причинила контузию. Однако в рапорте штаб-лекаря Стефановича констатируется, что при осмотре Дантеса даже контузии не было заметно. По этому поводу до сих пор бытуют разные версии и догадки.
   Еще в 1938 году инженер М.Комар в своей статье доказывал, что пуля Пушкина, выпущенная на расстоянии десяти шагов и пробившая мягкую часть руки Дантеса, должна была нанести большие повреждения. Поэтому он утверждает, что Дантеса мог спасти лишь панцирь, надетый на мундир. Современники же считали, что пуля, пробив руку Дантеса, натолкнулась на пуговицу сюртука. Об этом писали В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, С.Н.Карамзина и другие.
   Широкое хождение имеет легенда о кольчуге. С ней связывают просьбу Геккерна об отсрочке дуэли на две недели. "Лишь страстное желание спа¬сти Дантеса от пули, - пишет А.Гессен, - могло побудить Геккерна после получения им резкого и до крайности оскорбительного содержания письма Пушкина обратиться к нему с просьбой о двухнедельной отсрочке дуэли: ему, видимо, нужно было выиграть время, чтобы заказать и получить для Дантеса панцирь". А некий архангельский литератор рассказал пушкинисту Вересаеву о том, что он видел в архангельской книге для приезжих запись о том, что незадолго до дуэли от Геккерна приезжал человек и поселился на улице, где жили оружейники. Эту версию проверил писатель Б.С.Мейлах. Он сделал запрос в Архангельск, но получил от¬рицательный ответ – никакого человека от Геккерна не было.
   Многочисленные версии, якобы спасшие Дантеса на дуэли, убедительно опроверг писатель-пушкинист Н.Н.Раевский. Так, он опроверг версию о кольчуге. "Сделанная из стальных колец кольчуга хорошо защищала от холодного оружия, но она бессильна против огнестрельного. Надев подобную вещь, Дантес рисковал бы вместе с пулей Пушкина получить ранения осколками разбитых колец".
   В 1936 году легенда о кольчуге, якобы защитившей Дантеса, обрела новую жизнь. Чтобы придать ей большую убедительность, врач Сафонов попытался опровергнуть версию о пресловутой пуговице. Он утверждал, что Дантес одет в однобортный сюртук, на котором пуговицы располага¬лись "в один ряд на средней линии груди" и таким образом далеко отстояли от места удара пули в грудь Дантеса.
   Ученые же Я.Давидович, Л.Раков, сотрудник Эрмитажа, специалист по изучению быта пушкинской эпохи и писатель Глинка писали в Пушкинскую комиссию Академии наук СССР: "... Элементарное знакомство с историей русского военного костюма убеждает в том, что никогда никаких однобортных сюртуков с пуговицами, расположенными в один ряд по средней линии груди, не существовало". В действительности пуговицы на двубортном костюме находились именно на боковых линиях груди, поэтому не случайно современники дуэли соглашались с существовавшей версией, объяснявшей попадание пули в пуговицу, лёгкость ранения и контузию Дантеса. По поводу же "пуленепроницаемых жилетов" Н.Н.Раев¬ский замечает, что в России такие жилеты не были известны даже в первую мировую войну.
   В 1968 году появилась новая легенда защиты Дантеса кирасой. Её выдвинул М.И.Яшин. По исходящим журналам Кавалергардского полка, где служил Дантес, Яшин установил, что кирасы испытывались в этом полку в 1835-36 годах. Ос¬тавалось неясным лишь одно: каким образом можно было кирасу, кованную из железа, запрятать под военный мундир или военный сюртук, не изменив своего внешнего вида.
   Самый убедительный вывод проникновения и отражения круглых пуль от разного рода предметов в условиях, важных именно при освещении вопроса о дуэли Пушкина и Дантеса, сделал, по мнению Б.Мейлаха, сотрудник отдела оружия Государственного исторического музея Н.Н.Николаев. Он отмечает, что Пушкин был отличным стрелком. Смертельно раненый, он, лежа, страшным усилием воли, преодолевая мучительную боль, навел пистолет на фигуру врага и произвел "отличный выстрел”. Пуля лишь слегка отклонилась от средней линии фигуры Дантеса, причем как раз на уровне сердца. Какие-нибудь пять сантиметров левее, и Дантеса бы не было в живых".
   Спасение Дантеса этот редкий специалист по оружию Николаев объясняет так: "В ожидании ответного выстрела Дантес, выгодно используя дуэльный кодекс, принял позу наименее опасную – стал боком к стреляющему и прикрыл голову пистолетом". При этом рука была согнута в локте и можно безошибочно считать, что пуля ударила в грудь Дантеса "под очень малым (порядка 10-15°) углом к касательной груди в точке удара и что именно это оказалось самым существенным для судьбы Дантеса: получилась почти касательная к правой стороне груди". Используя все расчеты и обстоятельства выстрела, а также препятствия, которые ослабили его эффект, цитируя труды специалистов по оружию, Николаев пишет: "Пуля из пистолета Пушкина, пробив руку Дантеса, имела все шан¬сы отразиться в сторону от груди последнего, даже не встретив пресловутой пуговицы его мундира".
   Рассуждая дальше, Николаев говорит, что защитное приспособление Дантес мог использовать только при условии, если был бы простаком и профаном в оружейном деле. А если допустить, что Дантес воспользовался бы защитным приспособлением, то и сам удар принес бы физические, телесные повреждения, которые были бы обнаружены при медицинском обследовании. Кроме того, скандал получился бы грандиознейший, грозивший Дантесу гораздо более надежной смертью от руки воз¬мущенных русских патриотов, мстителей за своего национального поэта.
   Как видим, объяснение Николаева, самое убедительное, отметает все домыслы и легенды, в том числе и возможность осмотра одежды Дантеса перед дуэлью. Неизвестно ни одной дуэли, ни одного описания ее, чтобы секунданты осматривали одежду противников. Известны лишь случаи, когда дуэлянты даже отдавали часы своему секунданту (Завадовский), чтобы ничем не быть защищенными. Возникал вопрос, а не пытался ли кто-нибудь спасти Пушкина? Молва уверяла потом, что по дороге к месту дуэли Данзас ронял пули, надеясь, что кто-нибудь увидит и догадается, куда и зачем едут сани Дантеса и Пушкина. Автор книги "Тайна гибели Пушкина и Лермонтова" Д. А. Алексеев убежден, что лишь один способ смягчил бы последствие пули - уменьшение заряда пороха. Автор даже приводит эпизод из повести А.Марлинского "Испытание". Но достоверно неизвестно, вымысел ли это или случай из жизни.
   Но случилось непоправимое – Дантес лишь на мгновение выстрелил первым, и Россия потеряла А.С.Пушкина, величайшую нашу гордость. Прошлого, настоящего, будущего, вечного.

                ДМИТРИЙ СОЛОДОВЧЕНКО.


   ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

   Статья Михаила Николаевича Анпилогова из газеты “Вести Придонья”. 08 февраля 2003 года. Город Павловск Воронежской области.

   10 ФЕВРАЛЯ 166-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ А.С.ПУШКИНА.

   ЧТО ЖЕ СПАСЛО ДАНТЕСА?
   Вновь подниму, вероятно, вечный вопрос: так был ли защитный панцирь на Дантесе в момент выстрела Пушкина? На основе тех сведений, которыми я располагаю, делаю однозначный вывод: панцирь был! Чем аргументирую? Я стрелял из ружья, автомата, пистолета – могу оценивать. Дуэльные пистолеты тех времен вот что могли: у Пушкина были разрушены крупные кости, причем и от рикошета, когда пуля теряет ударную силу; Лермонтова мартыновская пуля в таких же условиях (выстрел за десять – пятнадцать шагов до противника) пробила насквозь.
   Вот выписка из официального заключения о физическом состоянии Дантеса после дуэли с Пушкиным: "... Барон Геккерн (Дантес) имеет пулевую проницающую рану на правой руке ниже локтевого сустава на четыре поперечных перста; вход и выход пули в небольшом один от другого расстоянии. Обе раны находятся в сгибающих персты мышцах, окружающих лучевую кость более к наружной стороне. Раны простые, чистые, без повреждений костей и больших кровеносных сосудов. Больной может ходить по комнате, разговаривает свободно, ясно и удовлетворительно, руку носит на повяз¬ке и, кроме боли в раненом месте, жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вдыхании, хотя наружных знаков контузии незаметно". Последние слова заключения для меня звучат сказкой или чёрным юмором.
   Контузия – это ушиб или травма организма без повреждения наружных покровов тела. Контузить может от взрывной волны, от падения плашмя, от удара, который воздействует одномоментно на большой площади. Удар пули привел к контузии. Вздор! Характерный признак поражения пулей именно наружное ранение. Так что же контузило Дантеса? Что заставило грянуться оземь кавалергарда императорского полка? Дантеса контузило ударом собственного защитного панциря, который и завалил своего хозяина.
   Вот как было после выстрела Пушкина. Пуля, слегка зацепив в полете правую руку Дантеса, налетает со всей мощью на его грудь, одномоментно распыляя свой узкий пробивной удар по площадям, ибо натолкнулась на защитный панцирь; тот, получив энергию от пули, бьёт по груди Дантеса, создав общее сотрясение – контузию! От удара и от контузии Дантес падает.
   Вот она – реальная картина события, которое длилось мгновение.
   Версия, что Дантеса спасла пуговица, для меня совершенно несостоятельна. Пуговицу никто не видел и не искал, в официальных документах о ней не сказано. Версия о пуговице – на уровне досужих разговоров, возможно, специально пущенных в свет, чтобы хоть как-то оправдать нелепость ситуации, в которую попал Дантес. А ситуация вот какая: верзила был повержен наземь пулей, не получив ни синячка и ни царапинки. Каково звучит?! Я готов к полемике и далее по этому вопросу.

                МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.


   ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

   В этой части я – автор этой книги – постараюсь доказать несостоятельность вывода автора статьи, данной в первой части.
   Собственно говоря, статья моего оппонента возникла в районной газете из моей с ним полемики устной. Он написал статью в газету – меня не предупредив.
   Случайно увидев его статью, я дал свой ответ через эту же газету – предупредив оппонента.
   В своём ответе я не предупредил читателей, что это полемика моя с Дмитрием Фёдоровичем. Я просто сказал кратко мнение противоположное его мнению. Это – ради тактичности. Последнее предложение в моей статье – открою тайну – относилось именно к моему оппоненту. Оппонент мне не ответил.
    В третьей части я решил конкретно обрушиться на статью Дмитрия Фёдоровича – на его доказательства и выводы.
   Дмитрия Фёдоровича уже нет на этом свете. И пусть читатель не подумает, что я пользуюсь моментом, чтобы без него теперь свергнуть его доводы, ведь, как я уже предупредил выше, у него была возможность обрушиться в печати на мою первую статью ещё задолго до своей смерти.
   “Мёртвым – мёртвое, живым – живое”.
   “Платон мне друг, но истина дороже”.

   Выдержки из статьи Солодовченко будут прямым шрифтом и в кавычках; мои реплики, комментарии – курсивом.

                МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.


   ИТАК, НАЧИНАЮ.

   “В это же время возникла и долго продолжает жить легенда: во время дуэли на Дантесе было какое-то защитное приспособление, потому он не был убит, а отделался легким ранением. Но многие современники думали иначе: они полагали, что пуля, пробив руку Дантеса, натолкнулась на пуговицу его сюртука и рикошетировала”.

   Для меня – не легенда защитное приспособление. Современники думали иначе, также, как и Дмитрий Фёдорович, - это их право. Пуговица для меня – легенда.

   “Сам Дантес объясняет свое спасение тем, что пуля, пробив его правую руку ниже локтя, ударилась о пуговицу и отскочила. Он же уверял, что пуля продавила два его ребра и причинила контузию. Однако в рапорте штаб-лекаря Стефановича констатируется, что при осмотре Дантеса даже контузии не было заметно. По этому поводу до сих пор бытуют разные версии и догадки”.

   А кто же ещё, как ни сам Дантес был первым заинтересованным – создать пуговичную легенду. Я не верю, чтобы пуля продавив два ребра Дантесу да не оставила бы на нём  метку в виде взрезанной его плоти, но меток-то – никаких. Для меня лично нет версий и догадок – панцирь был! Версии я преподношу лишь для моих читателей – оставляя за ними право самим решать.

   “Еще в 1938 году инженер М.Комар в своей статье доказывал, что пуля Пушкина, выпущенная на расстоянии десяти шагов и пробившая мягкую часть руки Дантеса, должна была нанести большие повреждения. Поэтому он утверждает, что Дантеса мог спасти лишь панцирь, надетый на мундир. Современники же считали, что пуля, пробив руку Дантеса, натолкнулась на пуговицу сюртука. Об этом писали В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, С.Н.Карамзина и другие”.

   Я на стороне инженера М.Комара. Перечисленные современники могли собирать лишь, извините, сплетни, пущенные в ход самим Дантесом и иже с ним – не более того.

   “Широкое хождение имеет легенда о кольчуге. С ней связывают просьбу Геккерна об отсрочке дуэли на две недели. "Лишь страстное желание спа¬сти Дантеса от пули, - пишет А.Гессен, - могло побудить Геккерна после получения им резкого и до крайности оскорбительного содержания письма Пушкина обратиться к нему с просьбой о двухнедельной отсрочке дуэли: ему, видимо, нужно было выиграть время, чтобы заказать и получить для Дантеса панцирь". А некий архангельский литератор рассказал пушкинисту Вересаеву о том, что он видел в архангельской книге для приезжих запись о том, что незадолго до дуэли от Геккерна приезжал человек и поселился на улице, где жили оружейники. Эту версию проверил писатель Б.С.Мейлах. Он сделал запрос в Архангельск, но получил отрицательный ответ – никакого человека от Геккерна не было.
   Многочисленные версии, якобы спасшие Дантеса на дуэли, убедительно опроверг писатель-пушкинист Н.Н.Раевский. Так, он опроверг версию о кольчуге. "Сделанная из стальных колец кольчуга хорошо защищала от холодного оружия, но она бессильна против огнестрельного. Надев подобную вещь, Дантес рисковал бы вместе с пулей Пушкина получить ранения осколками разбитых колец".

   Отрицательный ответ на запрос в Архангельск мог быть из-за того, что посещение оружейников человеком от Геккерна могло вполне быть не зафиксированным, или фиксация могла быть уничтоженной – понятно по какой причине. А деньги решают многое – если не всё – и в наши времена. Литератор мог услышать о человеке Геккерна, но переделать на “я видел” – на то он и литератор.
   Я на стороне писателя-пушкиниста М.М.Раевского. Пуговица действовала бы так же, как и кольца от разбитой кольчуги.

   “В 1936 году легенда о кольчуге, якобы защитившей Дантеса, обрела новую жизнь. Чтобы придать ей большую убедительность, врач Сафонов попытался опровергнуть версию о пресловутой пуговице. Он утверждал, что Дантес одет в однобортный сюртук, на котором пуговицы располага¬лись "в один ряд на средней линии груди" и таким образом далеко отстояли от места удара пули в грудь Дантеса”.
   Ученые же Я.Давидович, Л.Раков, сотрудник Эрмитажа, специалист по изучению быта пушкинской эпохи и писатель Глинка писали в Пушкинскую комиссию Академии наук СССР: "... Элементарное знакомство с историей русского военного костюма убеждает в том, что никогда никаких однобортных сюртуков с пуговицами, расположенными в один ряд по средней линии груди, не существовало". В действительности пуговицы на двубортном костюме находились именно на боковых линиях груди, поэтому не случайно современники дуэли соглашались с существовавшей версией, объяснявшей попадание пули в пуговицу, лёгкость ранения и контузию Дантеса. По поводу же "пуленепроницаемых жилетов" Н.Н.Раев¬ский замечает, что в России такие жилеты не были известны даже в первую мировую войну”.

   Для меня не важно, какой бортности был костюм на Дантесе. Пуля летела в площадь тела Дантеса, и она должна была оставить свою метку на оном – метки нет.

   “В 1968 году появилась новая легенда защиты Дантеса кирасой. Ее выдвинул М.И.Яшин. По исходящим журналам Кавалергардского полка, где служил Дантес, Яшин установил, что кирасы испытывались в этом полку в 1835-36 годах. Оставалось неясным лишь одно: каким образом можно было кирасу, кованную из железа, запрятать под военный мундир или военный сюртук, не изменив своего внешнего вида”.

   Я на стороне М.И.Яшина. Вся кираса не нужна. Достаточно изготовить многослойную броню на одну сторону груди. На прослойки между бронями было в достатке войлока и, извините, тряпок. Насчёт – было бы, мол, видно под костюмом, отвечу. Я знаю случай, когда некий горемыка-воришка, работая на автозаводе, нагрузил на себя столько запчастей для автомобилей под свою одежду, что идя по улице, упал от перенапряжения в обморок. Воровство обнаружили лишь тогда, когда бросились его спасать. Проверьте на себе: плоскую вещь – имитацию панциря – притяните ремнями к правой стороне своей груди, наденьте костюм и пройдитесь по улице; заметьте, многие ли прохожие заметят вашу плоскую вещицу под вашим костюмом. Кстати, пистолеты, иногда, носят под костюмами, и никто этого не замечает.

   “Самый убедительный вывод проникновения и отражения круглых пуль от разного рода предметов в условиях, важных именно при освещении вопроса о дуэли Пушкина и Дантеса, сделал, по мнению Б.Мейлаха, сотрудник отдела оружия Государственного исторического музея Н.Н.Николаев. Он отмечает, что Пушкин был отличным стрелком. Смертельно раненый, он, лежа, страшным усилием воли, преодолевая мучительную боль, навел пистолет на фигуру врага и произвел "отличный выстрел”. Пуля лишь слегка отклонилась от средней линии фигуры Дантеса, причем, как раз на уровне сердца. Какие-нибудь пять сантиметров левее, и Дантеса бы не было в живых".

   Не главное влево, вправо – речь идёт о том: пуля летела в площадь тела Дантеса, - почему на теле нет меток от удара пули?

   “Спасение Дантеса этот редкий специалист по оружию Николаев объясняет так: "В ожидании ответного выстрела Дантес, выгодно используя дуэльный кодекс, принял позу наименее опасную – стал боком к стреляющему и прикрыл голову пистолетом". При этом рука была согнута в локте и можно безошибочно считать, что пуля ударила в грудь Дантеса "под очень малым (порядка 10-15°) углом к касательной груди в точке удара и что именно это оказалось самым существенным для судьбы Дантеса: получилась почти касательная к правой стороне груди". Используя все расчеты и обстоятельства выстрела, а также препятствия, которые ослабили его эффект, цитируя труды специалистов по оружию, Николаев пишет: "Пуля из пистолета Пушкина, пробив руку Дантеса, имела все шан¬сы отразиться в сторону от груди последнего, даже не встретив пресловутой пуговицы его мундира".

   Удар пули под углом порядка 10-15 градусов к касательной груди в точке удара – принёс бы Дантесу смерть или тяжёлое ранение (даже от осколков рёбер). Моё понятие: удар под углом порядка один градус даёт – взрезание пулей поверхности плоти. Но… ни синячка, ни царапинки.
   "Пуля из пистолета Пушкина, пробив руку Дантеса, имела все шансы отразиться в сторону от груди последнего, даже не встретив пресловутой пуговицы его мундира". Если это так, то за счёт чего отразилась пуля – от костей Дантеса? Но на нём не было следов от удара пули – вообще. “Этот редкий специалист по оружию”, вероятно, не знал, что, извините, тряпка и немножечко мясца с поверхности у локтя для свинцовой пули, пролетевшей десять шагов, - практически воздух.

   “Рассуждая дальше, Николаев говорит, что защитное приспособление Дантес мог использовать только при условии, если был бы простаком и профаном в оружейном деле. А если допустить, что Дантес воспользовался бы защитным приспособлением, то и сам удар принес бы физические, телесные повреждения, которые были бы обнаружены при медицинском обследовании. Кроме того, скандал получился бы грандиознейший, грозивший Дантесу гораздо более надежной смертью от руки воз¬мущённых русских патриотов, мстителей за своего национального поэта”.

   Для меня реальность, что панцирь не оставил следов удара своего на теле Дантеса. Угол встречи пули с панцирем  был таким, что панцирю хватило – отразить пулю, схлопотав от неё – ни менее ни более – энергию, чтобы завалить хозяина на землю, не оставив метки от своего удара. Сбоку – панцирь – полуцилиндр – идеальный отражатель!
   Ладонь поменьше панциря площадью, но если ею толкают кого-либо, и тот падает, чаще всего на теле не остаётся никаких следов от ладони, потому что площадь ладони большая и ладонь не жёсткая; но заметьте реальность: даже от шуточного толчка в грудь, нам, иногда, бывает тяжело вздохнуть (вспомните Дантеса после дуэли).
   На панцире, скорей всего, были гасители силы удара – войлок, материя, кожа или прочее подобное.

   “Как видим, объяснение Николаева, самое убедительное, отметает все домыслы и легенды, в том числе и возможность осмотра одежды Дантеса перед дуэлью. Неизвестно ни одной дуэли, ни одного описания ее, чтобы секунданты осматривали одежду противников. Известны лишь случаи, когда дуэлянты даже отдавали часы своему секунданту (Завадовский), чтобы ничем не быть защищёнными. Возникал вопрос, а не пытался ли кто-нибудь спасти Пушкина? Молва уверяла потом, что по дороге к месту дуэли Данзас ронял пули, надеясь, что кто-нибудь увидит и догадается, куда и зачем едут сани Дантеса и Пушкина. Автор книги "Тайна гибели Пушкина и Лермонтова" Д. А. Алексеев убежден, что лишь один способ смягчил бы последствие пули – уменьшение заряда пороха. Автор даже приводит эпизод из повести А.Марлинского "Испытание". Но достоверно неизвестно, вымысел ли это или случай из жизни”.

   Объяснение Николаева для меня неубедительное. Не осматривали – это их дело. Тогда я могу утверждать, что панцирь был! Не все дуэлянты были Завадовскими. Мы все разные и в разных обстоятельствах. Так понимать, что уменьшение заряда пороха – только в пушкинском пистолете. Если это было бы так, то величайший позор, даже больший, чем панцирь, был бы на противниках Пушкина, в том случае, если то подстроили они. Таково понятие чести и в наши времена.

   P.S. – после сказанного.

   В статью свою Дмитрий Фёдорович не ввёл – или не понимал его значение – такой фактор, в определении последствий дуэли на официальном уровне, - царь. Как повёл себя царь, узнав о дуэли?
   По законам Российской империи участникам дуэли грозила встреча со штатным вешателем. Но обычно заканчивалось для участников – амнистией от царя, с понижением в должностях и в званиях, с высылкой из столиц, а то и с отправкой на фронт, если таковой был. Потом, обычно, всё возвращалось на круги своя. Но тернии таковые для участников дуэли были, понятно, совершенно нежелательными.
   Участники дуэли действовали с оглядкой на царя, особенно после дуэли.
   Международные отношения любой царь всегда – и сейчас – ставит на одно из первых мест.
   Дуэль между Пушкиным и Дантесом напрямую затрагивала международные отношения.
   Пуговица была нужна в любом случае – даже если бы пуговиц вообще не было на костюме Дантеса, - она должна была появиться для хорошей мины при плохой игре.
   Мина – в любых значениях, кроме взрывной, - была заложена приёмным сыном голландского посланника и кавалергардом императорского полка России Дантесом вместе с усыновившим его папашей – Геккерном. После дуэли появилась легендарная, сказочная пуговица. Всё съехало мягко в международных отношениях.
   Моё окончательное и однозначное мнение: Дантес, во время дуэли с Пушкиным, имел на груди (а может быть и не только на груди) тайную защиту – панцирь. Этим он грубо нарушил дуэльный кодекс. Это позор Дантеса и тех, кто участвовал в создании этого – величайшего в понятии всех дворян Европы и России (и не только дворян) – позора.
   Скажу для шутки-полушутки. Ткните себя торцом своего большого пальца правой руки в правую сторону своей груди – хотя бы под углом почти в ноль градусов – и почувствуйте последствия. Предупреждаю: такой эксперимент не производите с торцом палки или строительной арматуры – даже в шутку, - ибо последствия будут печальными для ваших рёбер. Об эксперименте с боевым пистолетом я промолчу, потому что читателям, вероятно, лучше меня понятны последствия от экспериментального “поцелуя” (даже через пуговицу) свинцовой пули, пролетевшей десять шагов.
   Скажу не в шутку. Будучи на охоте со своим приятелем, я произвёл выстрел из ружья, вдоль длинного стога, по стальному листу картечью. Цель была немного подальше противоположного от меня конца стога. От торца стога с моей стороны я тоже стоял немного поодаль. Мой приятель спрятался за противоположным торцом стога. Выстрел. Картечь летит вдоль стога, попадает в стальной лист – и я слышу вопль моего приятеля. В страхе я бегу к нему. Приятель крутится на месте и держится за кисть. Оказалось, что картечь срикошетила почти на сто восемьдесят градусов (проще говоря, сходу полетела в почти обратную сторону – отдав почти всю энергию стальному листу), и осколок (лишь осколок! – свинцовая лепёшечка, которой при её форме и весе трудно преодолеть сопротивление воздуха) попал в ноготь моего приятеля. Ноготь от удара посинел. Сталь листа (который невозможно было деформировать руками) получила заметную вмятину. Вот реальная сила выстрела. Если бы – не метров с сорока или пятидесяти, а с десяти шагов - или метров - да напрямую (вспомним дуэль Дантеса с Пушкиным)… страшно и подумать. При таких условиях, грудь человека пробивается насквозь. От пули, иногда, в таком случае, человек может остаться в живых, но, при возникновении осколков кости, - шансов выжить – около ноля (осколки превращаются в шрапнель).
   В конце – моё замечание. Что-то я не встречал сообщений современников, как же выглядел вообще костюм Дантеса в месте удара пули. Это говорит о многом для меня. Подумайте и читатели, почему не осталось от современников описания общего вида костюма Дантеса после удара пули Пушкина. Пуговицу – оторвало, разбило, расплющило, поцарапало или нет? Где пуговица? Была ли метка от удара пули или пуговицы на самом костюме? Получается, что костюм вообще не присутствовал на дуэли – Дантес был голый, но с пуговицей на груди.
   Последнее. Если допустить, что рикошет пули от пуговицы всё же был, то – для меня однозначно – пуговица – гарантированно –  должна была превратиться в пулю и двигаться – гарантированно – в площадь тела Дантеса. Если бы она не убила  Дантеса, то должна была оставить кровавую точку или протаранить борозду кровавую на его плоти. Но на плоти Дантеса не было – ни царапинки, ни синячка. По сказке Дантеса, пуговица на нём – по стойкости против пули – превратилась вдруг как бы в гранитную стену крепости (даже при выстреле в гранит – на граните – гарантированно – должна остаться метка от удара пули). Эту сказку подхватили все. В первую очередь ею был доволен наш царь и Европа – их можно понять. По-современному говоря (а может быть и не только по-современному), “дело спустили на тормозах”. 
   В жизни человека, при некоторых обстоятельствах или всегда, бывают проявления слабости духа в морали и в нравственности – во имя достижения поставленной цели или спасения чего-то или кого-то.
   Главный спаситель Дантеса – его постоянная тяга к подлости.
   Потрогайте на своём костюме пуговицу. Представьте, что ваша пуговица отклоняет боевого пистолета свинцовую пулю, пролетевшую десять шагов; от удара пуговицы вы падаете, но от удара пуговицы – ни синячка, ни царапинки. Сказал образно – чтобы понятней.
   Dixi! Я всё сказал!
   Дальше решать – читателям. (N.B. Моё мнение – ненаучное, основано лишь на известных мне фактах, моих понятиях и на опытах жизни).

                01 мая 2012 года.
             МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.
       ГОРОД ПАВЛОВСК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →