Альгамбра

Полусвет
и полутень...
И узор
арабской вязью...
Дней размеренная лень
Век сплетает
долговязый...

Полушепот,
полусмех...
И шаги как эхо тают...
Негу царственных утех
Ставни легкие
скрывают...

Полутень
и полусвет -
Ствол
летящей вверх колонны,
Дней былых
глубокий след
С ароматом утонченным!

С потолков резных
стекают
Тихо
 пенные мукарны...
И на стенах
застывают
Тонкой вязью из Корана...

И куфический
орнамент
Переплелся
со стихами...
"Вера",
"Благодать"-
 читаем-
И "Спасение будет с нами!"

Алебастровые львы
Сторожат
 покой фонтана,
И журчат
 его струИ
Днем
и ночью
непрестанно...

Но бывает миг,
 когда -
Присмотрись! -
 так бесподобно
Спит,
не движется вода -
Лишь струится
мрамор томный....*

И журчат,
 журчат
арыки...
Словно вторя этим  всплескам
Раскидало
солнце блики-
Блики- тени -
арабески...

Ночью  ж
серебристо - лунной
Плещут в водах
 блики- нимфы,
Принесет зефир,
 чуть дунув,
Из садов Хенералифе

Мирта зов
смолисто- томный,
Олеандра
шепот  душный...
Взяв причудливые формы,
Шелестит  самшит
послушный...

Свежестью
дождя лимонной
Пахнет
 мягкая рубаха
Кипарисов,
обрамленный
Ими,
спит сад Линдарахи...

Вдруг ...
со скрежетом и писком...
С грубым шелестом
мантильи...
Ночи мрак пронзят так быстро
Нетопырьи
руки- крылья...

И
под сводами резными
Оживет все,
 встрепенется...
Племя мрачное
незримо
С гулким эхом пронесется
 
По порталам ,
 залам,
башням,
И по дворикам
уютным...
И кумирам дней вчерашних
Сон забыть
пришла минута...


И тихо зазвучал  заджаль** старинный:
"Там лютни плач и хохот тамбурина...

Им флейта вторит.Мелкими шажками
Выводят церемонную павану..
По муравленой плитке шлейф у дамы
    Скользит  с шуршанием змеиным...

У кавалеров  альмафал короткий
Отделан мехом дорогим и позолотой.
На ушко милой даме страстный шепот
    Украдкой.А в награду- взгляд невинный..."

То, верно,
           первый стих
                из древнего дивана...

Полуявь
 иль полусон?
В гулких темных коридорах
Полушепот - полустон,
ЗАговоры
и раздоры...

Те,
что не отводят взгляд,
Что вошли сюда
без страха-
В подземельи!
 И звенят
Кандалы
Абенсеррахов...

И победу
торжествуют
Вероломные Сегри...
Те
Пятна бурые не смоют
Воды чистые,
смотрите!

Под
таинственным
покровом
Непроглядной  ночи
южной
Сколько
сладострастных стонов,
Звон булатный,
звон кольчужный...

Аньяфилов,
 атабалов***
Медный  звон
и клич гортанный,
Вихрь и пламя страстной самбры,
Плач Боабдиловой альфанги...****

Жаркий шепот
смертных клятв
и
Нежных поцелуев
трепет,
Смех
и страшные проклятья
Тонет
все
в порывах ветра...

Но
вот только лишь с востока...
С розовеющим
туманом...
Солнца луч
полоской тонкой...
Внутрь
пробьется
через ставни...

все
примолкнет...
все
затихнет,
Все опять
угомонится...
На цветах
росою вспыхнув,
И в бассейнах
 отразится

Утро
с пеньем соловьиным,
И
стремительным
полетом
Ласточек
в далекой сини...
Каждодневные  заботы...

Горлинки
 с  резных карнизов
Воркованьем всех разбудят...
И  в потоке этой жизни
Новый день
опять
прибудет...

* Неслучайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».
 **Заджаль (араб. ;;;;; " мелодия, напев")— жанр арабской устной поэзии; рифмовки в заджале-– AA BBBA СССА; Диваны- сборники произведений.
  ***Атабалы- испанское название литавр.
Аньяфил – боевая мавританская труба с длинным прямым стволом, слегка расширенным на конце.
   ****Абу Абдалла Мухаммад XII, больше известный, как Боабдил — последний эмир Гранады, разгромленный войсками Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской и сдавший последний оплот мусульман в Испании в 1491 г. Принадлежал династии Насридов потомков Мухаммада ибн Насра. Альфанга – короткая изогнутая мавританская сабля с обоюдоострым концом, станет трофеем, (как и шлем Салад) "королей-католиков», отнятые у Боабдила после взятия Гранады.


Рецензии
Анна - это замечательно! Серьёзно.Очень лёгкий,воздушный,пересыпанный бликами-тенями, стих...Очень красиво...изящно...романтично...по содержанию и...настроению,чтоли,напоминает классиков 19 в.(только не возгордись)...а по ритму - архиудачная стилизация под переводы с арабского...настоящий мавританский стиль!..тебе есть, чем по-настоящему гордиться - редкая и очень удачно воплощённая форма!..Но расплата за такую эфемерно-воздушную лёгкость,истончённость и изящество - очень высокая чувствительность стиха к малейшим(не заметным в других формах) нарушениям ритма и помаркам,высокая требовательность формы...К счастью,мелких помарок и нарушений немного и их все можно,по моему,исправить...кроме одного места,написанного в другом ритме...А в целом - вос-хи-щён!!! Завораживает... Я скопировал весь стих,чтобы расставить,по месту замечания:

Полусвет
и полутень...
И узор
арабской вязью...
Дней размеренная лень
Век сплетает
долговязый...

Полушепот,
полусмех...
И шаги как эхо тают...
Негу царственных утех
Ставни легкие
скрывают...

Полутень
и полусвет -
Ствол
летящей вверх колонны,
Дней былых
глубокий след
С ароматом утонченным!

С потолков резных
стекают
Тихо
пенные мукарны...
И на стенах
застывают
Тонкой вязью из Корана...

И куфический
орнамент
Переплелся
со стихами...
"Вера",
"Благодать"-
читаем-
И "Спасение будет с нами!"

Алебастровые львы
Сторожат
покой фонтана,
И журчат Под журчание неверное ударение в таком
его струИ Струи утончённом и стилизованном
Днем стихе очень режет слух,
и ночью ИМХО...может,так?..
непрестанно...

Но бывает миг,
когда -
Присмотрись! -
так бесподобно
Спит,
не движется вода -
Лишь струится
мрамор томный....*

И журчат,
журчат
арыки...
Словно вторя этим всплескам
Раскидало
солнце блики- "блики-блики," не очень ...но и не смер-
Блики- тени - тельно...идей замены нет...
арабески...

Ночью ж
серебристо - лунной
Плещут в водах
блики- нимфы, опять блики...был бы между ними разнос -
Принесет зефир, всё ок...а подряд...может,тут заменить
чуть дунув, чем?
Из садов Хенералифе

Мирта зов
смолисто- томный,
Олеандра
шепот душный...
Взяв причудливые формы,
Шелестит самшит
послушный...

Свежестью
дождя лимонной
Пахнет
мягкая рубаха
Кипарисов,
обрамленный
Ими,
спит сад Линдарахи...

Вдруг ...
со скрежетом и писком...
С грубым шелестом
мантильи...
Ночи мрак пронзят так быстро
Нетопырьи
руки- крылья...

И
под сводами резными
Оживет все,
встрепенется...
Племя мрачное
незримо
С гулким эхом пронесется

По порталам ,
залам,
башням,
И по дворикам
уютным...
И кумирам дней вчерашних
Сон забыть
пришла минута...
И тихо зазвучал
заджаль** старинный: всё очень,очень красиво...но
"Там лютни плач ритм другой,увы...жаль...ну,
и хохот тамбурина... это ты и сама понимаешь...
Им флейта вторит.
Мелкими шажками
Выводят церемонную павану..
По муравленой плитке
шлейф у дамы
Скользит
с шуршанием змеиным...
У кавалеров
альмафал короткий
Отделан мехом дорогим
и позолотой.
На ушко милой даме
страстный шепот
Украдкой.
А в награду- взгляд
невинный..."

То, верно,
первый стих
из древнего дивана...

Полуявь
иль полусон?
В гулких темных коридорах
Полушепот - полустон,
ЗАговоры
и раздоры...

Те,
что не отводят взгляд,
Что вошли сюда
без страха-
В подземельи!
И звенят
Кандалы
Абенсеррахов...

И победу
торжествуют
Вероломные Сегри...
Те "те" в середине и "...те" в конце друг
Пятна бурые не смоют друга не уравновешивают...и оба мешаются..
Воды чистые, может,убрать их?..тогда ритм восстановит
смотрите! лёгкость и безупречность...

Под
таинственным
покровом
Непроглядной ночи
южной
Сколько
сладострастных стонов,
Звон булатный,
звон кольчужный...

Аньяфилов,
атабалов***
Медный звон
и клич гортанный,
Вихрь и пламя страстной самбры,
Плач Боабдиловой альфанги...****

Жаркий шепот
смертных клятв
и
Нежных поцелуев
трепет,
Смех
и страшные проклятья
Тонет
все
в порывах ветра...

Но
вот только лишь с востока...
С розовеющим
туманом...
Солнца луч
полоской тонкой...
Внутрь
пробьется
через ставни...

все
примолкнет...
все
затихнет,
Все опять
угомонится...
На цветах
росою вспыхнув,
И в бассейнах
отразится

Утро
с пеньем соловьиным,
И
стремительным
полетом
Ласточек
в далекой сини...
Каждодневные заботы...

Горлинки
с резных карнизов
Воркованьем всех разбудят...
И в потоке этой жизни
Новый день
опять
прибудет... не "пребудет"?..

М-мать...благими намереньями...я хотел свои замечания разместить на параллельных строчках справа от стиха(в прав.части страницы),в столбик...но,как ни редактирую,эта мясорубка шьёт их к твоим стихам...изозлился...не знаю,что делать...извини...

Кроватник   10.02.2015 11:28     Заявить о нарушении
Андрей! Спасибо огромное за тщательно проведенную работу и за высокую оценку. Я бы может и еще немного подержала в столе, но первый вариант мой комп съел безвозвратно. У меня это уже не в первый раз. Думаю, здесь будет целее.
" пребудет". Сама не знаю, как лучше, зависит от смысла.т е какая- то длительность в будущем. " прибудет" ( как поезд на вокзал!) утро наступает, за ним - день

По Сегри, пожалуй, согласна. Но ритм у меня не везде ровный, не получается. Я имею в виду " не мог он ямба от хорея"...
Заджаль- я просто попыталась сделать Стихо именно в этом ритме. Жаль, не впечатлило!
Блики тоже не случайны...Альгамбра - Рай на земле. Рай, в понимании арабов, это вода( оазис), ну, и солнце, конечно же! Но вода живая, движущаяся... Поэтому и арабески- то, это блики, отражения солнца в движущейся воде... Там везде эти блики, блики...
Про алебастровых львов. Тогда меняется смысл: фонтан журчит непрестанно или львы сторожат непрестанно. Я имела в виду фонтан... Но Ваш вариант даже интереснее, если я правильно поняла...
Андрей, я попрошу Вас еще раз пробежаться... С учетом моих пояснений... И ответить, правильно ли я поняла Ваши замечания...
Спасибо, еще раз!

Анна Дибо   11.02.2015 08:25   Заявить о нарушении
Ань,я,ващето не мирроточив...обычно...а если чем и восхищаюсь,то обычно,пародиями...ну,или ещё какой хохмой...но ты(Вы) этой штукой сумела(ли) меня не только восхитить,но и удивить...ну,я и...сначала от восхищения,а потом,в конце,изозлившись,не заметив, перешёл на фамильярное "ты"...Теперь даже не знаю - толь сдавать взад и извиняться,толи где...Стих ещё пересмотрю,но не сейчас...а,скажем, вечером...но и так скажу,что то что среднему(как я) читателю заметно бросается в глаза,я вроде перечислил(другой вопрос - возможно ли это теперь прочитать,после этой мясорубки?..)...Всё остальное мне показалось очень чистым...Большие Спэциолисты,наверно,ещё чё-нить найдут...ну уж...и Пушкин не безгрешен был... Вот только тот кусок,кажется из двух...э-э...катренов? куплетов?...он не хуже(ну,чуть меньше воздушности...),он красив,он таинственнен...но он - ИНОЙ...по ритму...Извини(те),до вечера...

Кроватник   11.02.2015 09:18   Заявить о нарушении
Ну,во-ота-а...Ещё перечитал...Ну,как я и предсказывал,новых придирок не нашёл -
всё вполне себе...если и есть кое-где чуть-чуть неровность,то,по моему,вполне в пределах нормы...Старые же придирки были,в основном к ритму и,в одном месте,мне показалось "не очень" удваивание бликов...вот по поводу бликов вариант:

И журчат,
журчат
арыки...
Плеск воды...и солнца всплески...
Раскидало,
преломило -
блики - тени -
арабески...

Ну,ещё с фонтаном там...там ударение было не камильфо...ну,я и предлагал заменить "и журчат его струИ" на "под журчание струи"...

А-а!..Вот новенькое нашёл,в прошлые разы проглядел...там,где появляются летучие мыши..."с грубым шелестом мантильи" почему-то...может, "с шелестом опавших листьев"?..Всёже в мантильях мыши не ходють,хуч бы и летучии...

Ну,и - тот злосчастный кусок,который и красивый и романтичный и таинственный,но...в другом ритме...Вот,попробовал переписать,постаравшись сохранить и смысл и рифмы и слова...но не удержался,и добавил немного отсебятины(тока я в четыре строки,по привычке,а не как Вы делили...):

И звучит заджаль старинный...
Лютни плач...Смех тамбурина...
И тоскует флейта тихо,
Словно плачущая нимфа...

Церемонная павана...
И по муравлёной плитке
Шлейф средневековой дамы
С лёгким шелестом змеиным...

Кавалеры в альмафалах
С мехом, шёлком, позолотой...
Взгляд горящий милой даме...
И на ушко(и украдкой?) страстный шёпот...

А в ответ - лишь взгляд невинный...
Как(лишь?) загадка звёзд полночных...
В чёрный омут их проникнуть,(ув)
Как в лишённый дна колодец...(Возвращаться не захочешь...)

В них неистовая пылкость
Притаилась под завесой...
Лишь сверкнут из-под мантильи
Бликов озорные бесы...

Ну,и ещё тут парочку-троечку нафантазировал...можа куды приткнёте...

И кинжал, толедской стали,
Сквозь парчу, атлас и бархат,
Беспощадно отнимает
Чью-то жизнь коротким взмахом...

* * *

Лишь порозовеет мрамор
От зари хрустальной света,
Тени призраков Альгамбры
В бликах солнечных исчезнут...

* * *

И в свечении янтарном,
Вязью камня отражённом,
Замерли в восточном танце
Мавританские колонны...

Их изящными телами,
Тонкими, как пальцы девы,
Словно райские фонтаны,
Мрамор бьёт, рождая пену...

Мягкий свет стремится кверху
По колоннам, словно пламя...
В кружевах и арабесках
Растворившись, исчезая...

Кроватник   12.02.2015 03:46   Заявить о нарушении
О-о-ох, Андрей!Заноза в п... опять разболелась!Мученья мои невыносимы!Спасибо за отличную работу -Вам можно печатать самостоятельное произведение!
Я уже всю головушку свою сломала!Дело в том, что стоит вынуть из стены один кирпичик, и рушится вся стена...Получается эклектика.Нарушается логика повествования.И еще беда - не только ритм, но и количество слогов в строчке. От этого получаются "Сегри (те)". Это - искусственность, конечно, но сбивается ритм...
Про струИ тоже не просто: там 12 львов, и у каждого из пасти льется струя воды...
Но особенно огорчительно, что хотела привести пример заджаля(ритм, рифма) и
паваны (мелодика, торжественность), а создалось впечатление недоработки...
Переделала построение строчек в первоначальный вариант...
Сейчас отложу на какое-то время, успокоюсь и потом перечитаю.
еще раз огромное СПАСИБИЩЕ за поддержку!

Давайте доделаем пародию про "заслуженное тело".Получилось неплохо, только конец мне не нравится ни Ваш, ни мой...может мы с Вами станем родоначальниками нового жанра -коллективная хохма?

Анна Дибо   12.02.2015 22:17   Заявить о нарушении
Ань,да всё с ней нормально,даже отлично,с этой "Альгамброй"!..По моему,Вы создали что-то новое,необычное,и очень красивое,живое,дышашее,волнующее...Я,канешна,не шибко большой спец по поэзии,но,чисто по обывательски,ощущение такое,что...вот идёшь-идёшь по микрорайону имени тов.Хрущёва-Брежнева,сворачиваешь за угол и...Ё-о-о!!.- мавританский дворец!!.с массовкой!..Дыханье,ясен пень,спирает...Просто нельзя в одном флаконе и на...ёлку влезть,и...устриц съесть...а в одном стихе,даже самом замечательном,два разных ритма иметь...это даже не эклектика получается(сочетание сочетаемого,пусть и разнородного),а...заплата...Если так хочется оба стиля - лучше напишите два стиха...Если захотите использовать мои экспромты - просто разрежьте их...ну...как у Вас в тех...катренах...а решите иначе - ну - хозяин - барин...

Про доделку пародии - паркуа бы не па?..Хохмы строчить не в пример легше,чем произвЕденья...Тока я не совсем понимаю,шо Вы имеете в виду...ставьте задачу,Мон Женераль!.."Таки шо Ви хочете поиметь?.." - Взять Берлин?..Разбомбить Капитолий?..Размазать гусеницами всех толстушек(их,бедных,сейчас и так кто только ни пинает...)?..А коллективная хохма - эт,по моему,- капустник,КВН...Тока,там используется не результированная сумма,а...мозаика,коллаж...эт,типа,в диалогах...или переписке...наверно,надыть,штоль...

Кроватник   13.02.2015 00:25   Заявить о нарушении
О! Кстати! Вспомнил,по поводу коллективной хохмы в переписке...Есть у меня такой стишок(даже - два в одном...) - "Кафкасский прэвэт" - бродил по Стихире,нашёл прикол,чиркнул экспромт...а потом думаю - а дай опубликую,может кто из дэвушэк откликницца?.. - и будет как раз,эт самая,коллективная хохма,в переписке...потом даже второе "пысмо" добавил...Нэт,нэ пишут!..Баяцца,навэрна...Настаящщих Мущщин...

Кроватник   13.02.2015 00:52   Заявить о нарушении
Не нашла исходника.Не могу понять, по какому поводу.Может получиться как буримэ вслепую, когда видишь только последнюю строчку оппонента, к которой нужно придумывать рифму.Иногда о-очень далеко забредается от первоначальной идеи...
Но у вас получилось смешно!
Вообще, на мой взгляд, у Вас есть интересные находки! только не пересаливайте!
Творческих!(в смысле успехов!)

Анна Дибо   14.02.2015 22:38   Заявить о нарушении
Да я уж сам щас не помню,по какому это поводу...да и не так это "сыльна важна" - не пародь,ведь...А что "паэцкое мЫшленье" не всегда линейно прёт - дык на то оно и художественное(от слова "худо"...) - не Бейсик,ведь,чтоб тупо-линейно:"...если - то..."...

Кроватник   14.02.2015 23:56   Заявить о нарушении