О языке

               


                Всё в нашей жизни, на что бы мы ни обратили свой мысленный взор, представляет собой загадку. Одна из таких загадок – человеческий язык. С древнейших времён и до наших дней бьётся человеческая мысль в поисках ответа на вопрос, что такое язык, откуда он взялся, когда и как заговорили на нём люди; множество сложнейших проблем выявили языковеды всех времён и народов в области этого непонятного явления, немало теорий существует на этот счёт в области языкознания, но все они едва ли приближают нас к пониманию сути дела и не отвечают на вопросы, которыми задавались люди ещё в глубокой древности. Да и не мудрено: далеко не всё подвластно человеческому разуму, он не всесилен, его познавательная функция весьма ограничена, и ничего уж тут не поделаешь!

                Язык, как средство общения, не является в живой природе исключительной прерогативой человека. Растения реагируют на воздействия окружающей среды импульсами энергетических излучений, а у животных и подавно есть примитивный язык на уровне возгласов и восклицаний. Язык человеческий – явление особое и ни с чем несравнимое; на нём мы не только в состоянии общаться друг с другом на примитивном уровне, с его помощью можно выражать сложнейшие отвлечённые понятия, а главное – это орудие мысли. Животные тоже мыслят, но у них мысль другого свойства, не творческая, не созидательная. Мы же созданы по образу и подобию Божию, а значит, творческое соработничество Создателю – наша первейшая задача. Настоящее творчество без сложного мыслительного процесса никак для нас невозможно. И здесь не обойтись без человеческого языка, который, видимо, и дан нам был в этих целях Творцом. Язык – неотъемлемая часть нашей природы. Как Слово Божие, Логос, есть начало, причина и основа Творения, пронизывающее Собой весь тварный мiр, так же и мысль человеческая, оформленная словом нашего языка, лежит в основании человеческого мiра, всего к чему прикасаются людские руки, движимые созидательной силой мысли-языка. А может быть,  Создатель наделил нас языком и сложной мыслительной способностью, в первую очередь, для того, чтобы человек мог общаться с Ним. Ведь только Он Сам, и никто и ничто помимо Него, есть источник всего и вся в нашем мiре, только в Нём мы черпаем и силу, и знание, и умение, так как же нам жить без общения с Господом? Вот, Богообщение, возможно, и есть первопричина, обусловившая необходимость человеческого языка и мысли. Тогда и выходит, что язык человеческий появился вместе с человеком, без него человеческое существование было бы невозможно. В Книге Бытия так и сказано: «На всей земле был один язык и одно наречие» (Быт.11,1). Языковое же разнообразие возникло в результате вавилонского столпотворения, «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11,9). Но Священное Писание было известно далеко не всем, и не все из тех, кто был с ним знаком, удовлетворились данным в нём объяснением. Так возникла наука языкознание, которая уже много-много веков пытается объять человеческим разумом то, что для человеческого  разума непостижимо, и  ответить на множество беспокоящих нас пытливых вопросов. Но познавательная способность разума не безгранична, и за истекшие столетия мы нимало не приблизились к пониманию языковых проблем. Скорее наоборот, мы всё больше и больше отдаляемся от цели, ибо приблизиться к ней возможно лишь на путях познания Бога и Промысла Его в нашем мiре. На стезях безбожного подхода материалистической науки это невозможно.

                Через святых Кирилла и Мефодия народу русскому был дан церковнославянский язык, язык Богообщения, о котором мы, практически, забыли, а вместе с ним забыли, как и для чего нужно общаться с Богом, и что без Бога нет, да и не может быть никакой жизни. Язык Богообщения есть ключ, один из ключей к Богу; а мы решили, что можем обойтись без Него и тем более без ключа. Но при этом не учли одного, что язык и сознание теснейшим образом соотносятся друг с другом. Русский язык на протяжении всей своей истории сохранял неразрывную связь с церковнославянским, в нём черпал свою силу, красоту, образность выражения, метафоричность, чистоту и целомудрие. Оторвавшись от церковнославянского, русский язык в результате ряда реформ всё больше теряет подобие своего богодухновенного прототипа, всё больше превращается в нечто непрезентабильное, совершенно не подобающее великой русской истории и культуре. И случилось это при нашем молчаливом попустительстве,  нежелании следить за своим языком, речью. Таким образом, мы стали участниками языкового беззакония, которое ведёт не только к деградации народа на уровне языка, но и, главное, на уровне сознания. Сегодня у нас, наконец, по крайней мере, в среде тех, кто пытается обрести Бога, в церковной и околоцерковной среде возникает инстинктивное стремление снова обратиться к церковнославянскому, как к сакральному источнику русского языка. Появляется  постепенно осознание, что без церковнославянского русский язык хиреет и деградирует, тем более, когда этот процесс деградации организовано и целенаправленно навязывается народу русскому извне, через опошление и засорение языка, прежде всего, средствами массовой информации. И этот пагубный процесс будет необратим до тех пор, пока каждый из нас, кому не безразлична судьба русской культуры, языка и истории, не положит предел этой разрушительной тенденции на уровне своей речи, своих собственных языковых и разговорных привычек, пока все мы не станем бороться за чистоту языка на личностном уровне и не положим все вместе преграду этому языковому беззаконию и беспределу.


Рецензии