Лукавая твердыня

Говорят, стихотворение – текст, но текст всегда один и тот же, а стихотворение другое при каждом прочтении; когда стихотворение одно и то же, оно перестало быть стихотворением.

Это относится и к художественной прозе.  В новелле Борхеса «Пьер Менар, автор «Дон Кихота» история – «мать истины» – риторическое восхваление истории у Сервантеса, а у современного автора «история – мать истины», потому, что история всякий раз родит другую истину.

Мускульная память хранит одну особенность  Крыма: когда наступаешь на камень, кто его знает, не выскользнет ли он из-под ноги, а тогда сорвёшься под кручу и долго будешь лететь по острым камням, пока не ударишься насмерть у морского прилучья, куда заманивают горные сирены добруши, как написал Алексей Толстой в своём рассказе «Пастух и Маринка», и  такая судьба постигала не только отдельных путников, но и целые народы, селившиеся в Крыму.

12 августа 1983 г. я написал сонет «Карадаг».  Таким  образом, стихотворению идёт тридцать второй год.  Вчера я перечитал сонет и обнаружил в нём смысл, о котором вряд ли подозревал в 1983 г.  Что если история – мать истины  и дочь поэзии?

1.02.2015.

                Карадаг

Где киммерийские царили земледельцы,
Где солнце мешкает на рыжих склонах гор
И где прельщается развалинами взор,
Как будто древние не вымерли умельцы,

Там расселяются теперь домовладельцы,
Сдающие внаём рокочущий простор,
И резче всяких букв свидетельствует сор:
Здесь люди – не жильцы, здесь жители – пришельцы;

Над морем вкрадчивым ребристый Карадаг,
Навеки в сумерках очерчен лавой ржавой,
И в скользких трещинах опасен каждый шаг.

Крым всё ещё грозит внезапною расправой
Тому, кто привлечён твердынею лукавой
И на развалинах затеплил свой очаг.

12.08.1983.


Рецензии
Как помнится, Поль Валери говорил, что в прозе слово - только символ, а в поэзии - значимо само по себе. Может быть, здесь это и проявляется...
Спасибо.

Николай Старорусский   04.02.2015 13:08     Заявить о нарушении
Во французской традиции поэзия и проза резче противопоставлены. Во Франции даже говорят: прекрасно, как проза. Я же думаю, что художественная проза - тоже поэзия, ритмически более сложная. Трудно счесть прозой в обычном смысле слова, скажем, "Страшную месть" Гоголя. А "Мёртвые души" - поэма, а "Евгений Онегин" - роман, как и романы Кретьена де Труа, над переводом которых я много работал, и продолжаю работать.

Владимир Микушевич   04.02.2015 15:45   Заявить о нарушении
Возможно, так. поэтому невозможно читать большинство современных авторов, начисто лишенных слуха.

Вероятно, сам ритм может быть от краткопериодного и явного - как у Лермонтова - до произвольно длинного периода, практически его отсутствия...

Я бы сравнил с иерархией музыкальных структур - от песни до, скажем,Вагнера, где - по моему дилетантскому мнению - фраза-период простирается чуть ли не на все произведение...



Николай Старорусский   05.02.2015 08:40   Заявить о нарушении
Что касается Вагнера, Ваше наблюдение во многом правильно. Проза Лермонтова традиционно считается самой совершенной в русской литературе. А Джойс, говорят, считал роман "Герой нашего времени" лучшим романом всех времён и народов, и я склонен с ним согласиться.

Владимир Микушевич   05.02.2015 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →