3. Школа огня и меча. Полёт Золотого Орла
В 12 веке на территории, простиравшейся от Великой китайской стены и до Байкала, жили десятки родственных племён, которые, подобно русским княжествам, постоянно враждовали и стремились подчинить друг друга. Все они говорили на языке, который мы теперь называем монгольским. Немало монголов жило и на территории современного Китая / Внутренняя Монголия /. В те времена их именовали «киданями». Все остальные племена тоже назывались как угодно, но только не монголами, за исключением тех, которые были объединены под властью ханов из рода Борджигин. Именно к этому роду принадлежал Чингис-хан. Его прадед Кабул-хан создал государственное объединение племён именно под этим названием : «Хамаг монгол улус». Племенам из Монгол улуса принадлежали земли, которые сейчас мы именуем российским Забайкальем.
Многие монголоведы сходятся на том, что Чингис-хан / Великий хан/ Темучин родился в 1162 г. в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон, протекающей недалеко от Байкала в семье монгола Есугэй-багатура («багатур» — герой) из рода Борджигин, и его жены бурятки Оэлун. Своё имя, Темучин, ребёнок получил в честь вождя татар, которых Есугэй победил и с которыми хотел заключить прочный союз. Однако «любви» с татарами у Есугэя не получилось. Когда Темучину было 13 лет, его отец, приехав к татарам, был отравлен в их стойбище.
Нойоны монгольских племён отказались подчиняться молодому и неопытному Темучину и увели своих людей к другим ханам, оставив вдове Есугэя и её детям несколько лошадей, повозок, юрт и родовой стяг с изображением кречета.
Несколько лет вдова с детьми жила в полной нищете, скитаясь в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. На жизнь Темучина несколько раз покушались, опасаясь его мести нойоны, отнявшие земли его отца. Именно тогда Темучин возненавидел предательство, считая его главным из пороков. Ведь друзья отца предали его. Впоследствии он расправлялся даже с теми, кто предавал его врагов. Так что у киевского князя, Мстислава Старого, предавшего русское войско в битве на Калке, шансов на спасение не было.
Но как Темучину удалось стать Чингис-ханом, подняться из нищеты, в которую он был ввергнут, на трон «Властелина мира»?
Темучин вместе с семьёю бежал от своих преследователей на запад под защиту хана могущественного племени кереитов, который был побратимом его отца. За полтора века до этого кереиты приняли христианство. И юность Чингис - хана прошла среди христиан. Кереиты - христиане стали первыми воинами Темучина, рвавшегося к власти. Темучин не был христианином. Он с равным уважением относился ко всем религиям прославлявшим Единого Бога. Но призыв Господа возлюбить своих врагов не пришёлся ему по душе.
Темучин, обладая выдающимися талантами политика и полководца, убедил кереитов, а после и другие монгольские племена в том, что является избранником Единого Бога - Творца, которого монголы именовали БОГОМ ВЕЧНОГО НЕБА – ТЭНГРИ. Сам он тоже верил в свою богоизбранность.
Армянский летописец Гайтон сообщает, что монголы знают единого, вечного Бога и постоянно молятся ему. Другой армянский историк- Магакия, говорит о том, что “ монголы поклонялись Единому Богу, называя его Тенгри- “голубое вечное небо”, приносили ему в жертву лошадей.”
Древняя монгольская летопись “Алтан Тобчи “ приводит несколько примеров совершения Чингис-ханом молитвенного ритуала. / Из интернета/:
«Чингисхан поднялся на возвышенность, повернулся к солнцу, повесив свой пояс себе на шею, сняв шапку, и приклонив колени молился Небу.»*
... «Владыка сказал: Верховному Небу, своему отцу поклонимся!”
Взойдя на высокий бугор, владыка разостлал белую кошму, свой пояс повесил на шею и произнёс молитву: “ Я сделался владыкой не по своей храбрости, я стал владыкой по велению Неба, моего отца! Я сделался владыкой не из-за удивительных своих достоинств. Я стал владыкой по велению моего отца Хан-Тэнгри, он даровал мне победить хитрых врагов!”
Так говоря он совершил поклонение».* «В солнечный день первого летнего месяца, держа жеребёнка, совершил он окропление кумысом в день полнолуния, возжёг лампаду и свечи, и Тэнгри, отцу своему, принёс жертву».*
/Конец цитаты/
Темучин убедил соплеменников, что они только под его руководством, с помощью БОГА ВЕЧНОГО НЕБА, смогут победить всех врагов своих, создать такое могучее государство, в котором будут всегда закон и порядок. Он рассказывал о Золотом Орле, посланнике Вечного Неба, который принёс ему законы счастливого и справедливого государства. Эти законы были удивительно похожи на Заповеди БОГА. Темучин несомненно знал эти Заповеди, поскольку западные соседи монголов - племена кереитов и найманов, имевшие свою государственность и письменность, исповедовали христианство! Они были ближайшими родственниками монголов.
Серия побед, которые одержал Темучин, убеждали его народ в «богоизбранности» их вождя:
В 1202 году Темучин самостоятельно выступил против татар.
Жестокое сражение было выиграно, и на совете, собранном после битвы, было решено уничтожить всех татар, кроме детей ниже тележного колеса как месть за убитых ими предков монголов (в частности за отца Темучина).
Поэтому всегда возникает вопрос: «Как татары могли участвовать в походах монголов на Русь в 1223 или в 1237 году, если это племя в 1202 году было уничтожено полностью?
Дело в том, что китайцы стали называть татарами всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Китайский историк Ван Го- вэй писал, что в киданьской империи Ляо термин «татары» считается уничижительным. После того, как Китай и Монголию посетили европейские миссионеры, они, вслед за китайцами, стали всех кочевников Великой Степи и народы Сибири именовать татарами. Именно этноним «татары» был известен на Руси. Когда древние русские историки писали о монголах, требовалось разъяснение, что монголы - это те, которых именуют татарами. Отсюда монголо-татары. C 17 века на Руси стали звать татарами все соседние мусульманские и даже некоторых языческие народы. Бакинские татарами стали- азербайджанцы, абаканскими татарами - хакасы, алтайскими татарами - шорцы, дагестанскими татары - кумыки и т. п
Булгары к "настоящим" татарам не имеют никакого отношения - они прямые наследники Западно-тюркского каганата. В 699 они осели на Волге. Значительная часть их, ещё в 642, ушла на Балканы, где слившись с местными славянами, положили начало болгарам. Татарами волжских булгар стали звать после образования Казанского ханства в 1437 году, но имя булгар жило до начала 20 века, когда с образованием Татарской АССР в 1929 их всех переименовали в татар.
Джованни Плано Карпини, — итальянский монах - францисканец, первым из европейцев, посетил / с1245 по 1247 год/ Монгольскую империю и оставил описание своего путешествия в книгах с характерным названием: Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus («История Монгалов, именуемых нами Татарами») и Liber Tartarorum («Книга о Татарах»), переведённых на многие языки, в том числе и на русский.
Другой монах – францисканец Гильом де Рубрук в 1253—1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие к монголам. Он является автором книги «Путешествие в восточные страны». Его вклад в средневековую историю и географию Востока неоценим. Многое о монголах и их вождях мы узнаём из рукописей арабских историков 13 века Рашида-ад-дина и Абу-ль-Фарадж бин Гаруна и других.
Что касается венецианского купца Марко Поло, то его рукописи многие учёные сейчас ставят в один ряд с «воспоминаниями» героя арабских сказок Синдбада Морехода.
К 1206 году под властью монголов оказались все племена от Алтая и до Великой китайской стены, включая найманов
и кереитов.
Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Темучин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «Чингис-хан». Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена стали единым целым. Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из нойонов /князей/ и нукеров /дружинников/. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство и одновременно участвовали в военных учениях, а в военное время дружно брались за оружие. Вооружённые силы Чингис-хана, сформированные подобным образом достигли 95 тысяч человек. Чингис-хан разработал тактику ведения боя, которую досконально знали командиры всех рангов. Эта тактика использовалась полководцами в течение многих веков. Чингис-хан, возможно впервые в истории человечества, создал подразделения которые в настоящее время мы называем армейской разведкой, спецназом /багатуры/, инженерными войсками и службой тылового обеспечения. Чтобы быстро передавать приказы даже в самые отдалённые точки государства, Темучин создал курьерскую службу, организовав на всех дорогах своего владения ЯМЫ - станции, где курьеры могли поменять уставших лошадей. / Отсюда и русские ямщики/. В гвардии Чингисхана на постоянной основе служила монгольская знать. Гвардия одновременно была и «военной академией» монголов. Именно гвардейцы Чингиса /кешиктены/ занимали высшие командные должности в армии после определённого срока службы.
Великий хан организовал службу внешней разведки из своих и иностранных купцов, которые поставляли хану богатую информацию о всех странах мира и занимались «подрывной» работой в странах вероятного противника.
Подчинив в 1203 году племена кереитов, а в 1206 году найманов, которые владели письменностью, он привлёк их к административной работе в качестве чиновников разного ранга и одновременно стал обучать грамоте собственных знатных соплеменников. Важнейшей задачей чиновников была организация строжайшего контроля и учёта.
После вторжения в Китай, по приказу Чингис-хана, в Монголию начали вывозить знаменитых китайских мастеров, задачей которых было создать самое совершенное в мире оружие. Как и все начинания Великого хана это закончилось успехом. К началу походов на Русь у монголов были луки, дальнобойность которых достигла 350 метров, что превысило дальнобойность европейских луков больше чем в 1,5 раза. Сила их натяжения достигала 80 кг./ У европейских -30 кг./ Стрелы монголов легко пробивали кольчугу. Были созданы мощные стенобитные и метательные машины.
Могучая военная машина должна была работать. В 1207-1211 году монголы подчинили сибирские народы. В 2011 году вторглись в Китай. В 1215 монголам удалось захватить, разграбить и сжечь чжурчжэньскую столицу Чжунду (Пекин). Чингисхан с огромной добычей вернулся в Монголию.
В 1207 году в государстве вступил в силу закон - ЯС, хранителем которого считался Великий хан. За воровство, блуд, убийство, обман и клятвопреступление, неподчинение старшим, трусость и оставление друга в опасности грозила смертная казнь. Самым страшным преступлением Чингис-хан считал предательство.
Как же Чингис-хану удалось совместить положения ЯСА, запрещавшие убийства и грабежи, с убийством и грабежами в странах, на которые нападали монголы? С жестоким уничтожением целых народов – тех же татар?
Логика всех тиранов: «Не подчиняетесь мне, значит не признаёте волю БОГА, который доверил мне охранять ЯС! Следовательно, подлежите уничтожению за нарушение мирового порядка!»
В 1227 году Чингис-хан разгромил государство тангутов на Севере Китая. Десятки тысяч тангутских воинов были убиты, а мирное население отдано воинам на разграбление. В дни очередной победы хан умер. Но потомки его продолжили покорять мир. Ровно через 10 лет внук Темучина, хан Батый повёл свои войска на Русь. У разрозненных и враждующих между собой русских княжеств шанса одолеть страшную военную машину монголов не было.
Говорят, что после возвращения из Монголии Гильома де Рубрука, французский король Людовик Девятый спросил его:
- В чём сила монголов?
- В их единстве, - ответил монах.
–А, в чём их слабость?
- Их единство основано на страхе, а не на совести. Они подчиняются лишь воле своих ханов и не помнят о воле Бога! Бог отвернётся от них.
В 17 веке маньчжуры разгромили последнее монгольское ханство и забрали себе печать Чингис-хана.
Над безлюдной монгольской степью кружит орёл. В лучах садящегося солнца он кажется золотым. Иногда он издаёт грустный крик, словно спрашивает: « Где ты великая Монголия?»
/На иллюстрации с интернета река Онон - родина Темучина/
Свидетельство о публикации №115013106857
Чувствуется, что Вы очень серьёзно подходите к вопросам истории.
С уважением, Ирина
Ирина Борунова-Кукушкина 23.11.2018 11:10 Заявить о нарушении
Вы случайно не историк?
Считаю, что нельзя писать о том чего не знаешь и не представляешь. Иначе смешно получается. Тут все наши дамы любят в стихах "ходить босиком". Хотел бы посмотреть на их мучения.
.......................
С улыбкою.
Владимир Гусев Тульский 23.11.2018 12:25 Заявить о нарушении
С уважением, Ирина
Ирина Борунова-Кукушкина 23.11.2018 12:47 Заявить о нарушении