Приключения философа Талки. День 14-й, 3 часть

Открываю дальше:

Будь волен я - зачем мне приходить?
Будь волен я - зачем мне уходить?
Не лучше ль было бы - в руины эти
Не приходить - не уходить, не жить.

И вновь – о казни, только отчаяние ищет выход в раздумьях о рождении. “Рожден, чтобы быть казненным.”  Попытка избежать казни рождает нелепый вопрос – можно ли не рождаться? Нельзя. Ты зажат в тисках между рождением и смертью. Вновь открываю, читаю наугад:

Поистине блажен лишь тот, кто в этот мир не приходил.
Блажен, кто матерью земной для жизни вовсе не рожден.

Отчаяние. Нет истинного блаженства, как нет и тех, кто не был бы рожден. Переворачиваю страницу, вижу:

Будь жизнь тебе хоть в триста лет дана -
Но все равно она обречена…

Обреченность… Неужели мне не попадется что-нибудь на другую тему? Открываю тетрадь с конца:

Жизнь - то шербет на льду, а то - отстой вина,
Плоть бренная в парчу, в тряпье ль облачена, -
Все это мудрецу, поверьте, безразлично,
Но горько сознавать, что жизнь обречена.

Даю себе слово – если и в этот раз попадется о смерти – читать больше не буду, листаю несколько раз, теперь наугад:
 
Мы вечно в печали сидим, размышляя о том,
Что поздний приход увенчается скорым прощаньем.

Все. Конец. Это Знак. Наверное, Учитель издалека шлет мне сигнал. Надо его понять. Попробую. “Смерть – это Казнь. Это трагедия. Она неизбежна. Все живут в преддверии этой трагедии. Мудрый тот, кто  страдает от осознания предстоящей Казни.”

И, завершая импровизированную беседу с дедушкой, его устами оглашаю:”Теперь ты понял, что Истина – в бесконечном страдании от предстоящей смерти?”

Несколько раз повторяю громко этот вывод, слушая себя со стороны. Обуревают смешанные чувства – звучит грозно, даже зловеще. Но – чего-то все же не хватает. Будто бы в еду положили слишком много перца. Очень горчит. На всякий случай открываю еще раз тетрадочку, смотрю первое, что попадется:

На розах блистанье росы новогодней прекрасно,
Любимая - лучшее творенье господне - прекрасна.
Жалеть ли минувшее, бранить ли его мудрецу?
Забудем вчерашнее! Ведь наше Сегодня - прекрасно!

Ну, наконец-то прервался порочный круг стихов о смерти. Вот и о любимой, и о радости ее существования написал Учитель! Буду считать, что “Истина о смерти” – это только часть еще большей Истины. Темная ее часть. 

Вечереет. Болит голова. Поднимаюсь из камышей, бреду в палатку, делаю из фляги несколько глотков. Заворачиваюсь в спальный мешок, закрываю глаза. Лежу. Может быть, пройдет. Мысль и душа неумолимо возвращаются к Истине о смерти – к страданию от ее неизбежности.

Надо преодолеть Истину о смерти. Чтобы найти Истину о жизни.

…Хороша же привычка – додумывать мысли до конца, особенно когда это серьезные размышления – их ведь не так-то просто додумать! На слове “девиз” я достиг нужной определенности, увидал “свет в конце тоннеля” и получил полное философское право идти купаться в речке и заниматься приятными хлопотами путешественника. Правда, стало казаться, что провозглашенная “Истина смерти” волочится по пятам лисьим хвостом. Я побежал к темной глади воды.

“Страдаешь ли ты от предстоящей смерти, собираясь купаться в речке?” – прошелестел лисий хвост. “Нет, наоборот, радуюсь” – честно ответил я. Хвост огрел как кнутом:”Тогда – какого черта? – или не купайся, или признай что “Истина смерти” – это чепуха!”
Тоскливо посмотрев на воду, я вернулся, оделся и закурил. Ну, ладно же, провокатор-Хвост, придется ради тебя проделать философский эксперимент. Исходные данные – нет Истины о смерти. Вопрос: каковы вытекающие последствия? А такие – мне незачем искать истину, нужно вернуться и начать “нормальную”, “как у всех” жизнь. Работать как все, стремясь стать “престижнее” и богаче, жить “нормальной” жизнью, заполняя “отдыхом” промежутки между работой, встречаться с такими же “успешными” и хвастаться тем, что мной куплено и куда я славно съездил развлечься. И не говорить им о том, что все это ничто. Хорошо, сделали. Что выйдет? А выйдет то, что я когда-то проходил – страх перед Смертью, сердечная боль из-за бесполезной жизни и пустой души, заливаемая водкой. То - от чего я с большим облегчением избавился. Следовательно, посылки привели к противоречиям, и можно успокоиться. Тем более, что это “звание” важно лишь для меня одного. Прав был Дедушка:

Зачем ты пользы ждешь от мудрости своей?
Удоя от козла дождешься ты скорей.
Прикинься дураком - и больше пользы будет,
А мудрость в наши дни дешевле, чем порей.

Не купаться было просто глупо, на этот счет даже думать не приходится, так можно дойти до ручки – не купаться, не смеяться, не делать ничего – лежать лежнем и страдать от “предстоящей смерти”. Признать Истину смерти чепухой пока рановато, да и пришел я к ней не от нечего делать.

Остается – забросить Мозг куда подальше и представить…Ну что я еще могу! Ну кого же я еще могу представить – свою Любовь! Тот сон. Тот страх и ужас. И отчаяние, когда лучше было бы разбить лоб об помост, чем увидеть ее Казнь. А после вдруг – тепло ее покорного, почти бездыханного тела и бешеный бег прочь от виселицы. И – безумное ликование от спасения Ее и…своей души. Страдание от смерти привело к спасению Ее жизни…А перед ними была одна лишь Цель – успеть добежать, пока палач не совершил свой кровавый долг. Значит, смысл этой Истины заключается не в самом процессе страдания, а в его результате – мыслях и делах во имя спасения своей Любви…
Жить и думать надо так, как будто Она уже на помосте и ты, только ты сможешь вот сейчас, в сию секунду совершить для нее невозможное.
Она должна быть в твоей душе постоянно, во всех твоих делах, поступках и мыслях – как в тот день на помосте…


Рецензии