Устами младенца
Как спалось?
Летнее солнечное утро. Дача. Ощущение прекрасности бытия. Дашка скачет по газону и, завидев выходящую из дома тётю, звенящим голосом весело произносит услышанную на днях фразу:
- Доброе утро! Как спалось?
Тётя, как это водится у людей под девяносто, ничего не отвечая, сердито проходит мимо.
Даша вопросительно смотрит на меня и, обхватив свою голову руками:
- Не спалось наверно?!
А где мой законный леденец?
Нагуляв однажды аппетит, при этом мы отмахали вокруг дачного посёлка километра четыре, Дари съела обед без уговоров. И тут же весело спросила:
- А где мой законный леденец?
- Ну, мать, поздравляю! Кажется, наша семья пополнится ещё одним юристом, - рассмеялась я.
Думаю, я скоро послушнею.
- Дарья, ну, какая же ты непослушная! – констатирую я своей трёхлетней внучке, сдерживая улыбку и любуясь ей.
- Ох, Нина!.. Думаю, я скоро послушнею. – со вздохом парирует Даша.
Младшая группа!
Даше уже три с половиной, и словарный запас её позволяет рассуждать о жизни. А в детской жизни уже появляются свои проблемы. И одна из них – еда. Так уж трудно жевать «взрослую пищу», да ещё с ложкой и вилкой управляться! Но приходится, иначе – снова «младшая группа детсада!», а там уже всё известно. Только вот аппетита всё нет и нет!
- Дари, что ты набила за щёки, словно хомяк? – хмыкнув, вопрошаю я.
- Маму огожчать нэ хошэтся! – шепелявит внучка с набитым ртом.
Потом она справляется с едой, и за стол приходит мама, спрашивая:
- Как дела?
- А! Младшая группа! – безнадёжно машет рукой Дарья.
Бабушкина любимая!
Прекрасная пора – лето за городом! А в детстве, когда энергия просто фонтанирует – особенно. Жизнь так интересна! Взять хотя бы вчерашнего ёжика, пришедшего к нам вечером, или лягушек в пруду.
- Они такие симпатичные! – рассуждала Дари, когда мы шли дачной улочкой в магазин.
Потом она запела про лягушек. Дарья вообще, начала петь раньше, чем говорить. Если слова какой-нибудь песни забывались, она придумывала свои, порой совсем уже незнакомые. Зато по выражению лица было ясно, что Даше этот язык был вполне понятен.
Чувство застенчивости в ней ещё не проснулось, и поэтому, если появлялись слушатели, Дарья готова была перепеть весь свой репертуар.
В магазине работал кондиционер, и я вывела внучку наружу, препоручив знакомым.
Через несколько минут на выходе застаю такую картину:
- А теперь – бабушкина любимая! – это Дарья, стоя на ступенях, как на сцене, серьёзным голосом объявляет песню черепахи Тортиллы и начинает исполнять её.
Поскольку я появилась за Дашкиной спиной, зрители угорали со смеху. Весёлое лето было в разгаре…
Что мы все, с ума посходили?
Дашутке три года десять месяцев. Ночь. Кажется, все угомонились! Слышу, по полу: шлёп, шлёп – босые ножки, и тут же перед лицом проступает Дашина фигурка:
- Нина, послушай, что скажу: я на тебя сегодня очень обиделась! Зачем ты на меня накричала? – серьёзно спрашивает внучка.
- Ой, Даш, сама не рада! – невольная слеза уже катится впотьмах по щеке. – Я же тебе перед этим раз десять повторила, чтоб ты прекратила топать, как слон – внизу живёт маленький ребёнок.
- Да, что мы все, с ума посходили? – горестно вопрошает Дарья, усевшись мне на ноги, и со вздохом качает головой, разведя в ночи руками, - одни топают, другие кричат! – Потом делает несколько маленьких прерывистых вдохов и один длинный выдох, на котором произносит: - Давай оставим этот неприятный разговор – я же тебя люблю!
- Я тебя тоже люблю, - отвечаю Дашке, сгребая её в охапку, и, целуя, несу в постельку. Потом мы ещё чмокаем друг друга, и Даша просит посидеть рядом. Мир воцаряется, ребёнок засыпает. В доме становится тихо и уютно.
На границе сна, проваливаясь в небытие, ещё слышу эхом разные голоса:
- Мы, что, все с ума посходили?
- Не иначе, как!.. Не иначе!
Игра в слова
Нашему малышу уже четыре. Играем в слова.
- Дари, твоя очередь. Какое у тебя будет слово на «Р»?
- Какое, какое!.. мор-роженое!
Ночные бабочки
Даше четыре с половиной года. Возраст вопросов и порой нешуточных. Сидим обедаем. Я занята столом и не слушаю, что идёт по радио. Вдруг Дари, жуя, вопрошает:
- Бабушка, зачем полиция отлавливает ночных бабочек?
- Откуда ты это взяла? – спрашиваю.
- По радио сказали.
Поняв, в чем дело, увожу от услышанного, пускаясь в пространное объяснение про бражников и медведиц – ночных бабочек, наблюдаемых летом на даче. Радио перевожу на «релакс». Рассказываю, что этим летом у нас почти не было птиц и, видимо, бабочки отложили много яиц, а это значит, что те громадные гусеницы теперь накинутся на урожай. Когда фермеры не справляются сами, на помощь приходит полиция. Даша слушает, вставляет реплики по поводу окраски и размеров гусениц, а потом без перехода – ещё вопросец: «А что такое бордель?»
Так и хочется проводить!
Приехали гости с Севера. Давно не виделись и разговорам не было конца. Ребёнок был допущен к общему столу, ведь не часто приезжает дядя – настоящий моряк. А от морских историй просто дух захватывает. День пролетел необыкновенно быстро, и гости засобирались. В доме шумно, весело, и мы всё говорим, говорим…
Собираемся проводить до метро. Гости немного сопротивляются, мол, стоит ли вылезать на улицу, там смог и всё такое… И тут ребёнок, который, может впервые в жизни, примерно вёл себя весь день, изрекает: «Ну, что вы! Такие хорошие гости, что так и хочется проводить!» Под общий хохот вываливаемся из подъезда.
Меню выздоровления
Ребёнок приболел. Как водится, в это время аппетита нет. Но вот дело пошло на поправку, и, проснувшись утром, Даша наконец-то сказала, что хочет есть.
- Вот и прекрасно! Что тебе приготовить?
- Знаешь, бабушка, - заговорщически прошептала Дарья, - очень хочется творожку, петушка на палочке и селёдочки!
Я свободен!
Дашке шесть с половиной. Закончилась первая четверть в музыкальной школе. Ребёнок радостно выбегает в холл после последнего урока и поёт во всю мощь своего голоса: «Я свободен!.. словно птица в небесах!..» И ведь не фальшивит – ни мелодией, ни окраской звучания!.. Мне бы расхохотаться, но вижу за её спиной преподавателя и директора школы, которые вовсе не склонны были к юмору. Поэтому только говорю ей: «Ну, уж!..», пряча улыбку в уголках рта, и вижу, как директор понимающе разводит руками, мол - «музыканты!..»
Как там, в раю?
Ночь. Просыпаюсь от того, что кто-то на меня смотрит. Оказывается – Даша.
- Дарь, ты, что не спишь?
- Бабушка, а ты сейчас в раю?
- Ой, не думаю… такая гадость снилась!
- А мне приснилось, что ты в раю, и я пришла посмотреть - как там?..
Зачётная страда
В музыкальной школе вовсю идут зачёты. Первоклашкам задали повторить по слушанию музыки все темы, пройденные за четверть; запомнить названия произведений и фамилии композиторов, а также знать все изученные музыкальные термины. Дарья волнуется, и я, кажется, не меньше её. Одна – что в голове полная каша, другая – что ребёнка жалко.
- Ба! Ну, спроси меня ещё что-нибудь, - просит внучка.
И я задаю по пути в школу, уже запомнившиеся, вопросы. После получения почти правильных ответов про кантилену, стаккато и токкату, скерцо, гавот, дивертисмент и состав оркестра, спрашиваю:
- А кто написал-то балет «Щелкунчик»?
Дарья перепугано смотрит на меня, и неуверенно спрашивает, моргая:
- Мюнхгаузен, да?..
Я деликатно поправляю её, думая про себя: «Бедное дитя!.. Много будет ещё разных экзаменов и программ обучения… а ты у меня – единственная и любимая. И я обещаю тебе, а может, больше - себе, что пока жива, сделаю всё, чтобы учёба была в радость, и никакая школьная программа не посмела отбить любовь к музыке и тягу к знаниям».
Даше скоро семь. Вот и закончился первый период детства.
Свидетельство о публикации №115012911930
На Проза ру у меня есть "Так рассуждают мои внуки ".
Продолжаю записывать, веду Дневник бабушки.
С уважением, Анастасия
Анастасия Берина 16.09.2023 22:16 Заявить о нарушении
С уважением,
Нина Степ 17.09.2023 10:22 Заявить о нарушении