Чуть-чуть 2006. 13
Кому: Алла Гозун
Дата: 16 Окт 2006 00:35:49
Тема: Чуть-чуть
Не оставляйте меня так безнадёжно и далеко!
Не отлетайте от меня, подобно бэтмену или шмелю,
моментально ввинчивающимся в беспросветность!
Я, конечно, просто бедная скромная поселянка, живу
в глуши лесов, в тиши полей. Беда моя, что начисто от
природы лишена тщеславия и желания публичности.
Больше всего в себе я ценю свою голову, потому что мне
в ней жить интересно. Мало сплю ночами - по-волчьи,
урывками. Тихо, темно, никто не пристаёт насчёт еды, свежих
рубашек. Устали - приставать. А я включу торшерчик,
почитаю, выключу, подумаю. И заносит меня куда-то надолго,
и далеко, и я всё стараюсь запомнить, с чего это всё началось,
какая была первая мысль, как развернулась, и, смотри-ка,
-куда занесло! И радуюсь - вот бы написать об этом Алле,
только бы не забыть, не заспать!
"Чуть-чуть" это - маковые зернышки в булке.
Была молодая, прочитала про эти "чуть-чуть" у Толстого -
не поняла, думала, ну уж! - такие прекрасные написаны романы
да поэмы - и они что ж? из "чуть-чуть" состоят?
Это теперь стало до ужаса всё понятно, - через какую толщу
уже сделанного приходится прорываться художнику, ведь тут
генетика не помогает - как при создании нового человечка -
вливается новый ген - и, пожалуйста, совсем другая душа! -
нет, здесь надо выковать из нескольких тысяч своего малого
словарного запаса новое сочетание слов, из нескольких сотен
идей, засыпанных в твою голову, как маковые зёрнышки в
маковую головку - и они там шуршат, пересыпаются,
погромыхивают - а потом сложить новый узор, да и не совсем
новый, а только "чуть-чуть" другой: иначе закрученный хвостик,
другими нитками шитый, на другом станке тканый.- Другой узор.
А Вы говорите - "вторичность"! Да я думаю, что во всех нас
- человеках - одно и то же, плюс-минус "чуть-чуть",
количество способностей, ума, талантов, возможностей, слов
- и так от века, начиная с первобытного - ну, вес мозга
чуть-чуть увеличился, ну, извилин чуть-чуть прибавилось, а
информация прибавляется со скоростью китайской рождаемости,
и вот мы треть жизни пытаемся усвоить хоть малую толику
этого моря, треть жизни репродуцируемся, треть жизни
признаём тщетность и суетность наших усилий, а там, глядишь,
уже ни думать, ни творить, а только хвататься за сердце.
И всё, здесь написанное, уже думалось, писалось тысячами
других людей, да и мной самой, а я - только ещё одно
зёрнышко в колосе, и всё написанное было нежным,
молочно-восковым, а теперь затвердело и выстроилось
на своём ярусе, дав ростки новому этажу. И надеяться на
улучшение наших возможностей не приходится: ни мозг
не увеличится, ни извилин не прибавится, а всё повторится,
как встарь.
Так если удаётся отойти на временное и пространственное
расстояние от усвоенной с детства культуры, да с тоской и
и любовью спеть на родном с первого дня жизни языке,
да высказать свою генетически единственную душу,
"изгиб" свой неповторимый - ну и славно, пусть хоть и не
ново, не оригинально, а раз говорится - что ж? –
не закрывать же себе рот на замок.
Гёте написал, что оригинальность, говорит, пОшла,
а сила духа всегда нова!
Вот и катаю уже целый час, не страшась, что, может, и не
нужно Вам всё это, что, может, удалять мои письма будете,
не читая. Вы для меня не бусы и не красивый платочек, а
та, кому я думаю по ночам свои думы - не новые, не глубокие
- какие есть, и ведь даже если не будете мне писать, то всё
равно, пока голова моя будет в состоянии связывать слова в
мысли, они будут обращены к Вам. Так уж я устроена.
Вон ведь - была у меня в юности подруга - уж как я её
любила! - а теперь не могу написать ей ни слова...
Вам - пишется. Конечно, пламенная горячка первой
влюблённости прошла, и теперь время ровного горения -
"шаять" - как пустил в оборот Серёжа новое словечко.
Не красивое словечко, но нравится мне в нём смысл
ещё долгой возможности извержения жара. Я знаю, откуда у
него это - всё от наших огромных якутских печей, когда
открывалась дверца и там разверзалась адова краснота
и яркость пышущих жаром толстенных поленьев, и волны
раскалённого воздуха обжигали нас, сидящих на диване.
В долгое отсутствие солнца мы впитали в свою кровь
эту горячность. А люди сидят сейчас не у костров, не у печей
или каминов, вот и прокисает их еле теплящаяся мысль при
искусственном свечении экранов, вот и тянет их подогреть
и подстегнуть её где матерком, где хамством.
Вот почему я с наслажденьем погружаюсь в жар Гёте -
как он горяч! Я люблю свой рабочий экземпляр "Фауста",
перечёркнутый, подчёркнутый на каждой странице медленного
чтения. Какие-то заметки уже приходится расшифровывать
-что же меня когда-то так задело?
Иногда читаю свою ремарку и недоумеваю:
-неужели я умела когда-то так думать?
Читаю Гёте и параллельно читаю седьмую главу "Лотты" -
семьдесят страниц внутреннего монолога.
Манн понимал Гёте и даже считал себя равновеликим.
Эх! - думаю, вот если бы был Рай, и была бы там печка,
а рядом диван, и сидели бы мы с Аллой, и читали бы вслух
Гёте, и думали бы, и догадывались бы, и спорили бы,
а потом непременно соглашались бы - в понимании.
А пока заканчиваю непомерно разросшееся письмо
и завтра пойду куплю свечей, чтобы был в доме живой огонь.
Привет Вам от Коли.
Пойдём - выпьем с ним по глоточку виски на сон грядущий.
Когда от Вас ничего нет, то американский материк сильно
отдаляется, а это чревато землетрясениями
Т.
Свидетельство о публикации №115012607592