Русский сонет

РУССКИЙ СОНЕТ
Уважаемые любители поэзии и поэты! Хочу привлечь ваше внимание к сонету – 14-строчной строфе, позволяющей чётко раскрыть интересующую тему в сжатой форме.
В поэзии нашли активное применение 3-и вида сонетов:
1. Итальянский сонет – включает два катрена (четверостишия) и два терцета (трёхстишия) с классической схемой рифмовки: АббА; АббА; ввГ; дГд (где заглавными буквами обозначаются «женские рифмы»; а прописными буквами – «мужские»).
2. Английский сонет – три катрена (четверостишия) и двустишие.
3. Пушкинский сонет – «Онегенскую строфу», которая близка к английскому сонету, но отличается своеобразием построения рифмовки. А именно: АбАб; ВВгг; ДееД; жж. То есть:
- первый катрен – перекрёстная рифмовка (АбАб);
- второй катрен – парная рифмовка (ВВгг);
- третий катрен – охватная рифмовка (ДееД);
- двустишие – с попарной рифмовкой (жж).
По содержанию все сонеты строятся по следующей схеме:
1 – я строфа – даётся общее содержание темы;
2 – я строфа – развивает содержание темы;
3 – я строфа – вносит противоречие в содержание темы;
4 – я строфа – подводит итог (синтез) темы.
Полагаю, что поэтам всё это известно. Пытаюсь раскрыть сущность сонета для читателей не знакомых с теорией поэзии.
Предлагаю Вашему вниманию четвёртый вариант – «Русского сонета», включающего два семистишия, связанных следующей рифмовкой:
АббА;ввА; гДДг;ЕЕг или
аББа;ВВа; ГддГ;ееГ. Возможны и другие варианты рифмовки.
Привожу примеры такого сонета:

РУССКИЕ СОНЕТЫ

1.
Еще вчера в саду старался          А)
И черепицей крышу крыл,            б)
Глаза ладонями прикрыв,           (б)
Гусиным клином любовался;         (А)

За взмахами широких крыл,         (б) 
Пока их горизонт не скрыл,        (б)
Всё наблюдал и улыбался...        (А)
Сегодня ж - смерть сдавила грудь  (в)
.
И будто жизнь отмерив летом,      (Г)
Решил и сам за стаей этой         (Г)
Отправиться в далекий путь,       (в)

Туда, где, как гласят заветы,     (Г)
Не ждут заботы и запреты,         (Г)
И есть возможность отдохнуть!     (в)

2
Был беспощаден к жертвам он,      (а)
Его их стоны не смущали,          (Б)
А злость и алчность вдохновляли   (Б)
Быть адским дьявольским перстом!  (а)

И всех припомнить мог едва ли,    (Б)
Кто в страшных муках умирали,     (Б)
Чей он алкал предсмертный стон!   (а)
Но зло настигло и злодея:         (Г)

Другой мучитель, как и он,        (а)
Бесовской властью опьянен,        (а)
Над ним куражился, потея.         (Г)

Палач, рождавший боль и стон,     (а)
Был сам в мученьях обречен        (а)
Найти конец в руках злодея!       (Г)

3.
Он полон сил и страсти пылкой.
Отцовских избежав забот,
Вольготно, празднично живёт,
Любовью тешась и бутылкой.

А сын оставленный растёт
Среди заброшенных сирот
Под ветром гнущейся былинкой...
Отец состарился, а сын

Достиг высот завидных ныне,
И старец вспомнил вдруг о сыне,
Оставшись без гроша один!..

Но зря тащил с надеждой к сыну
Свои морщины и седины
Жизнь промотавший господин!

4.
Врача, что выкупа не дал,
Не стал поклонником Аллаха,
Ты безоружного, без страха
Перед Всевышним, расстрелял.

Но, к счастью, выжил врач-бедняга –
Другой, достойный раб Аллаха
Погибнуть смертнику не дал.
Теперь ты сам смертельно ранен,

Твой под вопросом путь земной,
Смерть с беспощадною косой
Спешит к тебе на поле брани!

Но спас тебя никто иной,
Как врач, наказанный тобой —
Христианин — не мусульманин!

2000 год

 


Рецензии
Василий, прочла с большим интересом Ваши сонеты (понравились все!!!) и вводную статью об основных правилах их написания. (возьму на вооружение - так коротко и так понятно!) Я сама такой формой никогда не занималась, но читать сонеты люблю. Особенно нравится автор Вит Уйманов. Недавно прочла его сонет: http://www.stihi.ru/2015/02/07/2965 и решила тоже попробовать написать по "новой формуле". Думаю, когда Вы прочтёте мою ссылку и расшифруете эту "новую формулу" - то поймёте, о чём мы беседовали с Виталием в рецензиях относительно моего, так называемого, сонета "Такие встречи лишь на небесах..." И слово "отчеркнуть" в этой переписке означало не зачеркнуть и удалить, а подчеркнуть, разделить... Но я это не смогла сделать, т.к. писала с нарушением правил составления сонетов - писала, как стихотворение с переносной строкой, т.е. когда определённая мысль начинается на одной строке, а заканчивается на следующей. Поэтому, по "рифмическому" рисунку всё сошлось, а вот по "содержательной форме" - неувязочка вышла!))) С большим уважением и без граммы обид (ведь я поняла, Василий, что Вы хотели сказать... теперь, надеюсь, и Вы всё поймёте!)

Лариса Ткачёва   03.03.2015 00:11     Заявить о нарушении
Лариса добрый день! Всё собирался ответить на Ваш ответ, но я в цейтноте и не смог это сделать. Ваше желание освоить сонет - приветствую! Обратите внимание на русский сонет. Он ещё не освоен и Вы можете стать пионером по внедрению этой строфы в поэзию. Все остальные давно освоены и могут пройти незаметными, даже при блестящем их воплощении. Дерзайте! Буду рад стать вашим внимательным читателем и поклонником. С уважением Василий Ловчиков. 03.04.2015.

Василий Ловчиков   03.04.2015 12:07   Заявить о нарушении
Добрый день, Василий! Спасибо Вам за дружеский совет освоить русский сонет! Конечно, попробую... И, надеюсь, Вы станете не только моим "внимательным читателем и поклонником", но и главным учителем в этом начинании. Кстати, Ваши рекомендации по форме русского сонета я уже перепечатала - осталось лишь дождаться Вдохновения!)))
С тёплой улыбкой и искренним уважением,

Лариса Ткачёва   03.04.2015 12:50   Заявить о нарушении
Уважаемая Лариса! Если есть свободное время - не ждите вдохновение, Ищите его. Либо читайте любимого поэта (Белянского, Есенина и др.) и, имея интересующую тему, пробуйте понравившимся содержанием и размером стиха решить свою задачу. Не опускайте руки, если сразу не будет получаться. Главное найти удачное решение первой строфы. Затем постепенно приползут и другие строфы. Есенин учил, что для поддержания вдохновения - ни одного дня без работы над стихом (без строчки). К сожалению у меня такой возможности нет. Педагогический труд отнимает много времени. Решительно в бой! И желаю удачи! Василий Ловчиков 04.04.2014.

Василий Ловчиков   04.04.2015 15:38   Заявить о нарушении
"Есенин учил, что для поддержания вдохновения - ни одного дня без работы над стихом (без строчки)" - вот точно так же говорил мне и Николай Павлович Белянский, когда давал мне, как начинающему рифмоплёту, уроки мастерства... Светлая ему память!
А Вам, Василий, огромное спасибо за тёплые отзывы и добрые советы! Буду пытаться следовать им ...
С уважением,

Лариса Ткачёва   05.04.2015 01:04   Заявить о нарушении