111. Самобытность
Прокл.
111.1 – 111.13: Самое интересное в искусстве. – Быть значит отличаться. – Пой своим голосом. – Узнать по одной строке. – Забудь обо всех образцах. – Развивай оригинальность. – Только путём подражания. – Быть самим собою. – Самобытно выразить. – Не подражай никому. – Придёт сама собою. – Частное подделать невозможно. – Черты неповторимости.
111.1. Самое интересное в искусстве…
Приход каждого большого писателя – это открытие нового мира. Юрий Нагибин. // Я есть мой мир. Людвиг Витгенштейн. // Я – особь в русской литературе. Александр Грин. // Нигде неповторимость личности не проявляется в большей степени, как в результатах её воображения. Альфред Адлер. // Богатство света состоит именно в оригинальных людях и их творениях. Томас Карлейль. // В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от людей, которых я знаю? В чём новизна твоего взгляда на жизнь?» Лев Толстой. // В произведении искусства я ищу и люблю человека-художника. Эмиль Золя. // Я спрашиваю, что за мыслитель, какой человеческий характер стоит за картиной, которую так расхваливают? Часто за нею никто не стоит, а вот Рафаэль – индивидуальность, да и перед многими картинами ощущаешь, что они сделаны с волей, чувством, страстью и любовью. Ван Гог. // Самобытность поэтических произведений есть отражение самобытности создавшей их личности. Виссарион Белинский. // Самое интересное в искусстве – личность художника, и если она оригинальна, я готов простить ему тысячи ошибок. Сомерсет Моэм. // Каждый талантливый писатель – единственный в своём роде. Пишет лишь о себе и мире, который окружает его небывалую, отличную от всех личность. Юрий Казаков. // Если искусство чему-то учит (и сперва художника), то именно частности человеческого существования. Невольно поощряет ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности человека, превращая его из общественного животного в личность. Иосиф Бродский. // Искусство – это «я», наука – это «мы». Виктор Гюго. // Без личности искусство невозможно. Однако, непритворное искреннее самовыражение личности в искусстве ещё недостаточное достоинство, чтобы стать великим художником. Важно, какая личность выражает себя, насколько оправданная богатством внутреннего содержания. Однажды кто-то заговорил о командарме, награждённом четырьмя орденами Красного Знамени. Мол, таких в стране семь человек. «Подумаешь, – скривился Маяковский, – таких как я один, а не хвастаюсь». «А таких как я, – грустно добавил Хлебников, – вообще нет!» // Число характеров необозримо, однако, по-настоящему самобытных людей единицы. Томас Маколей. // Ведь и среди людей больше копий, чем оригиналов. Пабло Пикассо. // Процент самобытных людей высок в книгах, а в жизни он низок. Олдос Хаксли. // Больше всего не хватает миру в настоящее время сильных характеров и свободных душ. Ромен Роллан.
111.2. Быть – значит отличаться…
Недюжинные, испытанные силы должны соединиться в индивидууме, чтобы он сумел отстоять свою самобытность: твёрдое знание мира, быстрый и прозорливый ум, царственное презрение к толпе, дерзкое пренебрежение общественной моралью и прежде всего мужество, непоколебимая решимость иметь свои особые убеждения. Стефан Цвейг. // Главное в человеке – его неповторимость. Только ничтожества легко отказываются от неё за лишний рубль в жалованье. Оставайся самим собой, чего бы тебе это ни стоило. Антон Чехов. // Художник должен быть самим собой, – другого пути к истине нет. Викентий Вересаев. // Я должен сотворить Мир, иначе стану рабом в мире другого Человека. Я не хочу рассуждать и сравнивать: моё дело – Творить. Уильям Блейк. // Прислушиваясь к мнению других, писатель теряет себя. Сирил Конноли. // Единственный безошибочный признак ума у человека – это оригинальность его взглядов, то есть их противоположность общепринятым. Может быть, свой взгляд – это и есть талант. Братья Гонкур. // Бунин особенно предостерегал от литературных штампов, всех этих «косых лучей заходящего солнца», «мороз крепчал», «воцарилась тишина», «дождь забарабанил по окну» и прочего. Валентин Катаев. // В искусстве штамп – печать смерти. Константин Тренев. // Банальность – недостаток поэтов со слабым взором и слабой грудью. Виктор Гюго. // Преодоление штампов есть необходимая духовная работа. Авессалом Подводный. // Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове», «Он прижался лбом к холодному стеклу», «Пожал плечами», «Улица прямая, как стрела», «Мороз пробежал по спине», «Захватило дыхание», «Пришёл в бешенство…». Александр Куприн. // Шаблон – совершенно недопустимое зло во всяком творчестве. Анатолий Кони. // Мыслить по шаблону – вернейший способ завалить дело. Джозеф Энрайт. // Все талантливые люди пишут разно, все бездарные – одинаково и даже одним почерком. Илья Ильф. // Они побывали на каком-то словесном пиру и наворовали там объедков. Уильям Шекспир. // Это страшное проклятье, это ужас – быть как все. Ты свободный луч, горящий – в водопаде и в росе. Константин Бальмонт. // В каждом человеке должно быть что-нибудь своё, внутренняя непохожесть. Максим Горький. // Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой значит хотеть стать ничем. Василий Ключевский. // Оставаться самим собою в мире, который постоянно пытается превратить тебя во что-то другое, вот величайший успех. Ральф Эмерсон. // Быть – значит отличаться. Виктор Франкл. // Тот, кто не отличает тебя от других, наносит тебе оскорбление. Братья Гонкур. // Быть как все – это будет гибель России и её искусства. Илья Глазунов. // Цени собственную уникальность. Это превыше всего: чтобы твоё «я» было истинным. Уильям Шекспир.
111.3. Пой своим голосом…
Талант – не в стремлении соблюсти все сущие литературные законы, сделать не хуже известных мастеров, а в том, чтобы сказать своё, пусть в чём-то и несовершенное, но умножающее человеческое знание о жизни. Иван Бунин. // Тема – сундук с добром. Слово – ключ от этого сундука. Но добро в сундуке должно быть своё, а не чужое. Расул Гамзатов. // Пой, как птица небесная! Только, ради Бога, своим голосом! Иван Крамской. // Пегас иную Ипокрену копытом вышиб пред тобой. Александр Пушкин. // Каждая собака имеет право лаять, но только тем голосом, который ей дан от Бога. Каждый пишет, как хочет и может. Антон Чехов. // Всякий вправе творить по-своему. Это право предоставляя другим, мы для себя его просим. Гораций. // Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник, как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой. Михаил Лермонтов. // Когда мы теряем право быть разными, мы теряем право быть свободными. Чарльз Хьюз. // В литературе нельзя хотеть быть кем-нибудь. Можно хотеть приобрести некоторые качества другого, но всё-таки оставаясь самим собой. Шарль Сент-Бёв. // Пришла к убеждению, худо ли хорошо, надо работать по-своему, упрямо оставаться собой. Мне тошны всякие подражания, хочу быть самостоятельной. Анна Голубкина. // Будь собой, никогда не подражай. Ральф Эмерсон. // Когда видишь большого мастера, обнаруживаешь, что он использовал лучшие черты своих предшественников и что именно это сделало его великим. Иоганн Гёте. // Секрет состоит в том, чтобы следовать тем советам, которые дают нам в своих творениях мастера, – и одновременно делать что-то совершенно другое. Эдгар Дега. // Надо возделывать свой сад. Франсуа Вольтер. // Надо быть самим собой и наслаждаться этим. Курт Воннегут. // Пиши по-своему. Лев Толстой. // Искусство есть радость быть самим собой. Александр Блок. // Человек либо погибает от своей интересной необычности, либо становится мастером. Томас Манн. // Никто не хочет моих картин, они не такие, как у других художников. Странная, безумная публика требует от живописца максимально возможной оригинальности. Но когда его творения резко отличны от других, не приемлет его. Поль Гоген. // Большинство издателей читавших первые главы заявили, что «Сто лет одиночества» ни на что непохожее произведение, и отказались его печатать. Не мог же я признаться, что с первых дней литературной деятельности мечтал быть писателем ни на кого непохожим. Вместо подражания стремился избегать схожести с авторами, которые мне нравились. Габриель Маркес.
111.4. Узнать по одной строке…
Драгоценная неодинаковость. Живая сущность людей не в том, что их уподобляет, а именно в том, что делает их единственными в своём роде и незаменимыми. Иван Ильин. // Если я приведу несколько отрывков из стихотворений крупнейших русских поэтов, не называя их имён, то всякий, сколько-нибудь знакомый с русской поэзией, сразу и без всякого труда определит, кто именно автор каждого из отрывков. То же и с прозаиками. По десяти строкам Гоголя, Толстого, Достоевского или Чехова вы безошибочно определите их автора. В чём же дело? Почему среди многих сотен тысяч напечатанных у нас стихов, среди миллионов листов печатной прозы вы по нескольким стихам или строкам сразу и легко узнаёте названных авторов? Потому, что у каждого из них есть своё характерное духовное лицо, раз увидев которое, уже не смешаешь его ни с каким другим. Особенность художника сказывается в характере его мыслей, настроений, переживаний, в его слоге, в самом тембре и ритме речи. Оригинальность каждого истинного художника обусловливается тем, что он живёт интересною, своеобразною внутреннею жизнью, и во всём является самим собою. Викентий Вересаев. // Оригинального поэта можно узнать по одной строке. Блок, Северянин, Сологуб, Бальмонт, Хлебников – все они имели собственный голос. По любой строчке можно было определить авторство стихотворения. Владимир Маяковский. // Вергилий говорил: «Легче украсть у Геркулеса палицу, чем у Гомера стих», подчёркивая таким образом великую самобытность греческого гения. // Если я, прочитав строк двадцать, не узнал автора, значит, он не художник. Михаил Пришвин. // Творчество есть различение. Нужны индивидуальность и её полный расцвет. Александр Скрябин. // Литература – дело сугубо поимённое. Александр Твардовский. // Хотя и не люблю, но уважаю Маяковского, особенно, конечно, раннего. У него свои темы, свой стиль, свой поэтический бас. Георгий Иванов. // Набоков изумительно своеобразен, узнаётся с одного абзаца. Признак истинной яркости, неповторимости таланта. Александр Солженицын. // Самобытный художественный облик Борхеса почти неподражаем, его оригинальность вне сомнения. Если люди вообще различны, то писатель как никто должен быть своеобразным. Залог успеха в твоей уникальности. Будь не такой как все и тебя запомнят! Эктор Агости. // Сущность литературы в самовыражении посредством слов. Неспособный к этому не может быть назван писателем. Рюноскэ Акутагава.
111.5. Забудь обо всех образцах…
В литературе так: все усилия новичка сводятся к тому, чтобы выработать литературный слог; а кто поопытнее – освободиться от этих пут. Бернард Шоу. // Чем писатель лучше, тем менее литературно он пишет. Генрик Сенкевич. // Избегай рутинных приёмов. Лев Толстой. // Нужно порвать с привычным и общепринятым. Тулуз-Лотрек однажды воскликнул: «Наконец-то я разучился рисовать!» Значит, отверг все принятые способы обучения, нашёл собственный язык рисовальщика. Анри Матисс. // Если хочешь запечатлеть на бумаге свою личность, а иначе незачем браться за перо, забудь обо всех образцах. Не восхищайся никем. Учись видеть мир своими глазами. Всякий предмет, явление содержат в себе нечто неизведанное. Если вглядеться, обнаружишь то, чего никто не видел до тебя. Есть свой язык, не пытайся говорить чужим. Если у тебя есть самобытность, выяви её. Если нет – обрети! Гюстав Флобер. // Ты не жалкий копиист, но поэт! Оноре Бальзак. // Кому нечего сказать своего, тому лучше всего молчать. Виссарион Белинский. // Сам по себе труд не создаёт ценностей. Это одно из заблуждений. Чтобы писать хорошо, нужно думать, чувствовать и находить слова одновременно. Забудь о тех, кто писал до тебя. Они смущают твой ум, гони их!.. Ты всё ещё вспоминаешь, что говорили другие. Сам пока видишь смутно. Твои поэтические символы стары. Гюстав Флобер. // Когда тебя, Мицкевич вдохновенный, я застаю у байроновых ног, я думаю: поклонник униженный, восстань, восстань и вспомни, – сам ты бог! Евгений Баратынский. // Захлопнув книги Платона и Теренция, однажды Жан Мольер сказал друзьям: «Достаточно с меня этих образцов. Теперь я смотрю в себя и вокруг себя». // Совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретённые. Ничего не изображать иначе, чем в натуре является. Повиноваться ей одной без примеси манера какого-либо художника. Не писать картину a la Rembrandt, a la Rubens, и прочие, но, просто, как бы сказать, a la Natura». Алексей Венецианов. // Пиши так, как ты чувствуешь и видишь, а не как до тебя чувствовали и видели другие, даже гениальные поэты. Будь в искусстве независим. Этому можно научиться. Иван Бунин. // Прими добрый совет человека, желающего развития дарованию твоему. Всех слушай, всё читай, всему учись, но – береги, ищи себя самого. Никому не подчиняйся, всё проверяй и не давай души твоей в плен влияниям, чуждым ей. Наперекор всем и всему оставайся таким, каков ты есть, и – будь уверен – станут хвалить, если ты этого хочешь. Станут. Максим Горький. // Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех. Фредерик Стендаль.
111.6. Развивай оригинальность…
Я считаю нелепым, когда люди хотят казаться не тем, что они есть. Жан Милле. // В сущности, индивидуальность каждого человека гораздо важнее национальности и больше заслуживает быть принимаемой во внимание. Артур Шопенгауэр. // С каким энтузиазмом я погружался в психоанализ! Но лишь затем, чтобы лелеять свои комплексы. У меня и мысли не было избавляться от них. Сальвадор Дали. // Искусство представляет собой самую выраженную форму индивидуализма из всех известных миру. Оскар Уайльд. // Быть оригинальным – значит видеть ясно и чётко. Знать, на что у тебя есть собственный взгляд, к чему влечёт темперамент. Уяснив это, развивай оригинальность всеми средствами. Идёшь мимо бакалейщика сидящего у дверей лавки, научись изображать его позу, внешность, духовную природу так, чтобы я не спутал его ни с каким другим бакалейщиком на свете. Научись показывать единым словом, чем одна извозчичья лошадь отличается от других. Единым, слышишь? Гюстав Флобер. // Оригинальность писателя не только в стиле, но и в способе его мышления, в убеждениях и прочем. Если хочешь, чтобы тебя любили, будь оригинален. Антон Чехов. // Оригинальность, как и народность, есть необходимое условие истинного таланта. Николай Гоголь. // Оригинальничание не есть оригинальность, даже если ты на время обратил на себя внимание. Ричард Олдингтон. // Всякое преднамеренное стремление к оригинальности имеет следствием вычурность. Николай Чернышевский. // Оригинальность в искусстве – не пошлое манерничанье «лишь бы выделиться», а умение самостоятельно мыслить и видеть особенное, неповторимое содержание всякого жизненного явления. Георг Гегель. // Все видят предметы по-разному. Для меня это синее, а для тебя, может быть, фиолетовое. Для меня это деревья, а для тебя чащобные заросли. Рисуй то, что видишь. Шарль Лекок. // Юноша должен искать ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других, и раздувать, не давая погаснуть. Генри Форд. // Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать. Франсуа Шатобриан. // Язык, стих, слог – всё оригинально в «Горе от ума». Виссарион Белинский. // Необычный талант Эль Греко будет вызывать восхищение, но никто не сможет ему подражать. Ортенсио Парависино. // Твои нелепые мотивы никто не в силах повторить. Марина Цветаева. // В человеке неподражаемо для других именно то, чему он сам не в состоянии подражать. Моё неподражаемое неподражаемо и для меня. Поль Валери. // Евгений Баратынский, осознавая своеобразие своей музы, писал: «Но поражён бывает свет её лица необщим выраженьем». // Писатель оригинален, или он не писатель вовсе. Элиас Канетти. // Когда я не оригинален, я просто глуп. Жюль Ренар.
111.7. Только путём подражания…
Когда молодые одарённые люди воображают, что утратят оригинальность, признав правильным то, что уже было признано другими, они заблуждаются. Иоганн Гёте. // В литературе начинают с того, что старательно ищут свою оригинальность у других и вдали от себя. Много позже её находят попросту в себе самом и рядом с собою. Братья Гонкур. // Парнас опустел бы, изгони оттуда подражателей. Пьер Буаст. // Участь всех сильных и энергических талантов – вести за собой длинный ряд подражателей. Михаил Салтыков-Щедрин. // Каждый замечательный талант заставляет плясать под свою дудку толпы бездарных писателей. Виссарион Белинский. // Больше всего подражателей вызывает то, что неподражаемо. Мария Эбнер-Эшенбах. // Мастера плодят эпигонов: байронисты, кафкианцы, последователи Борхеса, возникают целые направления. Композитор Клод Дебюсси однажды воскликнул: «Боже, спаси меня от дебюссистов!..» Произведения других художников не раз вдохновляли Пабло Пикассо к собственным работам на темы «Менин» Веласкеса, «Завтрака на траве» Эдуарда Мане, «Похищения сабинянок» Давида. // Самобытность вырабатывается в нас только путём подражания. Джон Стейнбек. // Энгру хотелось подражать Рафаэлю и получился Энгр. Сезанн подражал Пуссену и стал Сезанном. Дали подражал Мейсонье и стал Дали. Те, кто не желают никому подражать, ничего и не сделают. Сальвадор Дали. // Кто никогда не подражает, ничего не изобретёт. Ален. // Редкий поэт с первых шагов самобытен и независим от влияний. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Маяковский, все они поначалу грешили общими местами, штампами и заёмными выражениями. Трагедия «Кромвель», роман в письмах молодого Бальзака есть подражание Корнелю, Руссо и Гёте. В молодости полезно подражать хорошим образцам, почти неизбежная стадия. «Подражание Парни», «Подражание Шенье», «Подражание Корану» Александра Пушкина. Раньше не стыдились этого слова. Маяковский начал с подражания Бальмонту, потом подражал Уитмену и Саше Чёрному, что не помешало ему стать самим собой. // Перенимание чужого голоса свойственно всякому лирику, как певучей птице. Но есть пределы этого перенимания, за которыми становишься рабским подражателем. В истинных поэтах подражательность и влияния всегда пересиливаются личным творчеством. Александр Блок. // Что плохого, если работаешь в духе того или другого художника или подражаешь ему? Наоборот, это хорошо! Пробуй работать как другие. Но нет, стараешься, и ничего не выходит! В минуту, когда всё испорчено, оказываешься самим собой. Пабло Пикассо. // Вот ты спрашиваешь про подражание, в частности, Конецкому Вэ Вэ. Да подражай на здоровье! Всё равно получится по-своему. Все мы начинали с подражаний. Виктор Конецкий. // Начинай на чужой лад, чтобы закончить на свой. Бальтасар Грасиан. // Начало подлинной оригинальности в том и состоит, чтобы не желать быть тем, чем ты не являешься. Людвиг Витгенштейн.
111.8. Быть самим собою…
Поняв, каков ты, стань таким. Пиндар. // Стань самим собой, то есть тем, кем ещё не являешься. Фридрих Ницше. // Нужна большая дерзость, чтобы осмелиться стать самим собой. Эжен Делакруа. // Интеллектуальное «наплевательство» на всеобщее мнение: самая редкая смелость, какую я когда-либо встречал, и только обладая этим даром можно создавать оригинальные вещи. Эдмон Гонкур. // Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства. Фёдор Достоевский. // Я никогда не пытался избегать чужого влияния. Я счёл бы это трусостью и неверием в себя. Анри Матисс. // Живописец, который полжизни мечется, меняя эстетические взгляды и мучительно решая, кем ему быть (постимпрессионистом, кубистом, дадаистом или кем там ещё), проделывает бесплодную работу. Когда художник захвачен темой, все сомнения как её выразить разрешаются сами собой. Джон Голсуорси. // Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих представлений. Пригодятся, если станешь художником. Сальвадор Дали. // Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе. Герман Гессе. // Твоё единственное обязательство на протяжении всей твоей жизни – быть самим собой. Ричард Бах. // Свернись в себя самого. Марк Аврелий. // Всегда будь первоклассной версией самого себя, а не второсортной версией кого-то другого. Джуди Гарленд. // Чтоб песнь – соловьиная, а не чижова; чтоб собственным голосом, а не с чужого! Владимир Соколов. // С тропы своей ни в чём не соступая, не отступая – быть самим собой. Александр Твардовский. // Во всяком случае, лучше быть угловатым нечто, чем круглым ничто. Фридрих Геббель. // Не важно, насколько плохо ты рисуешь, до тех пор, пока ты рисуешь плохо не так как другие. Джордж Мур. // Мой стакан невелик, но я пью из своего стакана. Альфред Мюссе. // Для меня самое худшее – это быть таким же, как и все остальные. Я это ненавижу. Арнольд Шварценеггер. // Если я замечу, что человек говорит те же слова, что и я, или у него интонация в голосе похожа на мою, у меня начинается тошнота. Андрей Платонов. // Ещё в детстве я приобрёл порочную привычку считать себя не таким, как прочие смертные, и вести себя иначе. Как оказалось, это золотая жила! Всё меня видоизменяло, ничто меня не изменило. Сальвадор Дали. // Я был я, и я был сам собою. Махамбет Утемисов. // Мир ловил меня, но не поймал. Григорий Сковорода. // Я сам по себе. Михаил Нестеров. // Кто может быть самим собою, пусть не будет ничем другим. Теофраст Парацельс. // Будь собой – остальные роли заняты. Оскар Уайльд.
111.9. Самобытно выразить…
Подражатели всегда склонны пересаливать. Иван Тургенев. // Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом. Генрих Гейне. // Здесь подлинник. Там бледность копий. Здесь всё в крови. Там крови нет. Борис Пастернак. // Всё, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир. Георг Лихтенберг. // Для по-настоящему творческого живописца нет ничего труднее, чем написать розу, потому что прежде, чем он может это сделать, ему следует забыть все те розы, которые уже были когда-либо написаны. Анри Матисс. // Популярность и слава невозможны без необычности и некоторой сенсационности творения. Гений вообще заключается в умении выражать банальные вещи оригинальным образом и придавать законченную форму текущей жизни. Николай Гоголь. // Своеобразие выражения – альфа и омега всякого искусства. Оригинальнейшие писатели новейшего времени не преподносят ничего нового. Они говорят о вещах так, как не было сказано раньше. Иоганн Гёте. // Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное – новым. Самуэль Джонсон. // Устарелая истина приобретает под пером гениального человека новую силу, невыразимое очарование. Дени Дидро. // Нужно быть естественным и попытаться сказать то, что хочешь сказать. Сказать так, как если бы никто до тебя этого не говорил. Райнер Рильке. // Разнообразие в сходном – одна из тайн всех искусств. Андре Моруа. // Трудно самобытно выразить общепринятые вещи. Гораций. // Говорить общеизвестные истины так, чтобы они приобретали свежесть, оригинальность и жизнь, очень трудно. Владимир Короленко. // Любопытно бы проследить, как сказывается на молодых влияние писателей, уже нашедших свою дорогу. Сколько нужно усилий, прежде чем научишься черпать оригинальное просто у самого себя. Жюль Ренар. // Скольких робких талантов сгубил Бунин. Как начали они писать под него, так и не выбрались потом. Валентин Катаев. // Описывая человека и его чувства, молодой писатель инстинктивно тянется к общеизвестному, полагая, что сугубо личные переживания никому неинтересны. Но именно психологическая автобиографичность создаёт оригинальный стиль, индивидуальность, отличимые труды. Скотт Фицджеральд. // Я не требую первого места, претендую на собственное. Предпочитаю быть в десять раз ниже других, только бы оставаться самим собой. Роберт Шуман. // Перед смертью рабби Зуся сказал: «Когда я предстану перед небесным судом, никто не спросит меня: «Зуся, почему ты не был Авраамом, Иаковом или Моисеем?» Меня оглядят и спросят: «Зуся, почему ты не был Зусей?» Хасидская притча. // Позволь мне остаться в своём заблуждении. Овидий.
111.10. Не подражай никому…
Мало хороших стихов пишется потому, что многие поют фальшиво, не своим голосом, а подделываясь под чужие. Пётр Вяземский. // Бесплодному уму свойственно всегда подражать, не создавая ничего своего. Анджело Полициано. // И ясно мне, что эти краски банальны, как стереотип и ясно мне, какой окраски употребляющий их тип. Игорь Северянин. // Делать нечто прямо противоположное – одна из разновидностей подражания. Георг Лихтенберг. // Подражание всегда несносно, и подделка нам неприятна теми самыми чертами, которые пленяют в оригинале. Франсуа Ларошфуко. // Искусство пало потому, что из старинных художников сделали недосягаемых богов. Пустились им подражать, и стали не Тицианами и Рафаэлями, а жалкими обезьянами. Карл Брюллов. // Все поэты подражали Гомеру, но сам он не подражал никому. Фредерик Стендаль. // Себя другим в угоду не иначь. Они умней тебя и совершенней, но для твоих вопросов и задач им не найти ответов и решений. Владимир Солоухин. // Не подражай: своеобразный гений и собственным величием велик. Евгений Баратынский. // Не будь обезьяною никого, даже и самой природы. Пифагор. // Твоя задача выразить свою уникальность в слове. Учись у всех – не подражай никому. Будь всегда самим собой. Максим Горький. // Лишь тупицы копируют один другого. Уильям Блейк. // Самое умеренное оригинальное произведение важнее превосходной копии. Кто не намерен делать своего, тому не надо дотрагиваться до искусства. Пускай неповторимого капля, оно ценнее, чем смонтированное чужое. Владимир Стасов. // Простое подражание в изящных искусствах всегда бесплодно. Даже то, что заимствовал у других, должно одинаково претвориться в тебе. Фридрих Шлегель. // Если занимаешься искусством посредством подражания, скрывай его так, чтобы приняли за саму природу. Франсуа Фенелон. // От подражателей польза хотя бы та, что они излечивают тебя от тебя самого. Хорхе Борхес. // Руководствуясь формальной целью одного лишь подражания, искусство даёт вместо подлинной жизни лишь её оболочку. Георг Гегель. // Путь творца есть искусство выражения. Если хочешь преуспеть, создавай своё. Никогда не делай того, что делают другие, не подражай. Всякое подражание – грех перед искусством. Юрий Нагибин. // Главное – не подражать, главное – поражать. Расул Гамзатов. // Никто не достиг величия благодаря подражанию. Самуэль Джонсон. // Сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества. Александр Блок. // Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он ввёл в пластический язык. Анри Матисс. // Публика уважает и признает, в конце концов, только тех, кто её сначала скандализовал, – носителей новизны. Эдмон Гонкур. // Новизна восхищает часто больше, чем величие. Сенека. // Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приёмы. Сергей Прокофьев. // Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня. Михаил Врубель.
111.11. Придёт сама собою…
Люди, которые чрезмерно подражают другим, ослабляют свою собственную творческую силу. Георг Лихтенберг. // Играя других, актёры отвыкают быть самими собой. Осип Мандельштам. // Мы сглупа искореняем в себе всё, что отличает нас от других. Потом спохватываемся. Подавили в себе самое индивидуальное и сокровенное, что следовало пестовать и развивать. Гертруда Стайн. // Стань опять самим собой. Найди заросшую тропинку обратно к себе. Ван Гог. // Помни, ты – достославный ваятель самого себя. Пико делла Мирандола. // Оригинальность суть не случайное, но необходимое свойство гениальности. Но эта оригинальность, прежде всего поражающая читателя в языке поэта, не должна быть искусственною. Поэт должен быть оригинален, сам не зная как. Он должен заботиться об истине выражения, оригинальность придёт сама собою. Виссарион Белинский. // Быть самим собой в искусстве нужно в той мере, в какой не можешь им не быть. Об этом не стоит заботиться, как о росте ногтей. Пример неудачный, но постарайся понять. Самим собой рождаются, потом себя теряют и всю жизнь мучительно возвращаются к тому, чем уже был. Борис Пастернак. // Самобытности научиться нельзя, самобытным надо родиться. Роберт Стивенсон. // Не делай то, что другой сделает так же хорошо, как и ты. Не говори того, что другой скажет так же хорошо, как и ты. Не пиши того, что другой напишет так же хорошо, как и ты. Будь верен тому, что есть только в тебе и чего нет ни в ком другом, – и таким образом стань незаменимым. Дерзай быть самим собой. Андре Жид. // Задача жизни – родить самого себя, человеческую личность. Стать тем, кем потенциально являешься. Эрих Фромм. // Некоторые писатели путают подлинность, к которой все они должны стремиться, с оригинальностью, которая нисколько не должна их заботить. Уистен Оден. // Говори о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно воплощения и сохранения в слове. Иван Бунин. // В каждом талантливом человеке достаточно своего материала, – во впечатлениях, в опыте жизни, в мыслях. Так надо его извлечь, обработать, а не пользоваться тем, что приготовлено другими до тебя. Своё, пусть маленькое, но своё – вот что имеет большую цену в литературе, и это всегда было интересно читателю. Иван Тургенев. // Хорошо пишет только тот писатель, который пишет своим, органически свойственным ему языком. Найди эту собственную интонацию, будь верен своим корням. Хочешь быть оригинальным – стань самим собой. Люди и народы бывают самобытны, но сделаться самобытным никто не может. Как настоящий клад, народная самобытность даётся только тем, кто её не ищет. Владимир Соловьёв. // Каков ты есть – таким и должен быть, и от себя никак уйти не можешь! Иоганн Гёте. // Ничего нет бесплоднее, как искание оригинальности и самостоятельности. Гениальные творцы никогда об этом не помышляют. Пётр Чайковский.
111.12. Частное подделать невозможно…
Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души, их сходство только внешнее. Чем больше становишься сам собою, тем глубже понимаешь себя, яснее проступают самобытные черты. Валерий Брюсов. // Наиболее самостоятельным я буду, сделавшись могущественнее умом, знаниями, талантами. Владимир Вернадский. // Восприятие и воссоздание частного и составляет сущность искусства. На ступени индивидуального воссоздания и начинается творчество. Труден прорыв к наивысшему в нём, к постижению индивидуального. Покуда придерживаешься общего, каждый может под тебя подделаться. Частное подделать невозможно, другие не изведали того же. И не думай, что частное индивидуальное не найдёт отклика. Во всяком воссоздаваемом объекте, от камня до человека, в любом характере, есть нечто общее. Ибо всё повторяется, и ничего не существовало лишь однажды. Иоганн Гёте. // Почти всякий человек – личность. Трудно сохранить свою индивидуальность, не став банальным и легковесным. Андре Моруа. // Люди, к сожалению, «обтёсываются очень легко, как камешки в океане». Франклин Рузвельт. // Нет двух одинаковых людей, но общественный кодекс делает нас всех схожими. В сутолоке будней все люди стираются, как булыжники мостовой. И эта шлифовка стоит нам потери индивидуальности. Макс Рейнхардт. // Большинство из нас – это не мы. Наши мысли – это чужие суждения, наша жизнь – мимикрия, наши страсти – цитата! Оскар Уайльд. // Каждый настоящий талант есть нечто особо своеобразное. Умей сохранить всё ценное в себе. Анна Голубкина. // Сохраняй свою особенность и, более того, культивируй. Вот я такой, как есть. Принимайте меня таким! Евгений Винокуров. // Властный, наделённый холерическим темпераментом, импульсивный, склонный к крайностям во всём, с безумно богатым воображением, такой, равного которому в жизни нет, – вот я весь в двух словах. И ещё добавлю: вы должны или убить меня, или принимать таким, каков я есть, ибо я не изменюсь. Маркиз де Сад. // Каждая жизнь – это борьба за то, чтобы стать самим собой. Обрести себя – значит сохранить свою целостность. Ортега-и-Гассет. // Не подражай никому, ни Льву Толстому, ни Пушкину. Умей видеть окружающие явления и предметы совершенно самостоятельно и писать о них абсолютно по-своему, вне литературных влияний и реминисценций. Всему находи новые, неожиданные сравнения и определения. Иван Бунин. // Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. Георг Лихтенберг. // Плод воображения никогда не выглядит так самобытно, как плод ума. Люк Вовенарг. // Большая заслуга любого художника в способности застолбить и разработать участок реальности, ещё не разведанный. Ван Гог. // Одно из главнейших и существеннейших качеств гения есть оригинальность и самобытность. Чем выше поэт, тем оригинальнее мир его творчества. Виссарион Белинский. // В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него – никто. Творчество гения неповторимо по характеру идеи, способу мышления, по форме и стилю. Оноре Бальзак. // Каждый настоящий художник творит искусство заново. Микеланджело. // Открой миру то, что без тебя навсегда осталось бы скрыто. Робер Брессон.
111.13. Черты неповторимости…
Талант проистекает из оригинальности, которая есть не что иное, как особая манера мыслить, видеть, воспринимать и судить. Ги Мопассан. // Настоящим автором можно считать только того, кто научился изображать индивидуальное. Некоторым умам нужно прощать их оригинальность. Иоганн Гёте. // Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чём они подобны друг другу. Александр Блок. // Лично я так всегда проверяю свои стихи. Встань из гробов все поэты, они скажут: у нас таких не было, и не знали, и не умели. Владимир Маяковский. // Гений – это оригинальность. Владимир Набоков. // Принципиальный признак гения не совершенство, а оригинальность, открытие новых горизонтов. Артур Кёстлер. // Отличительной чертой истинного таланта является его непохожесть на других. Только небывалое – талант. Давид Кугультинов. // Новизна – единственная неоспоримая примета гения. Люк Вовенарг. // Ново только то, что талантливо, что талантливо, то ново. Главное, чтобы было талантливо. Антон Чехов. // Художники должны быть не «первыми» или «вторыми», а разными, прекрасными своей неповторимостью. Он не второй, а другой. Старинная пословица. // Любите сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, только один раз рассказанная в мире. Василий Розанов. // Ни один человек не бывает повторением другого и сам неповторим. Мартин Нексе. // Каждому человеку предопределено быть единственным в своём роде и свершить нечто, невозможное для других. Уильям Чэннинг. // Мне очень бы хотелось не походить ни на кого. Оноре Бальзак. // Все будут одинаковы в гробу, так будем хоть при жизни разнолики! Иосиф Бродский. // Произведение искусства только тогда становится таковым, когда оно несёт в себе черты неповторимости. Виссарион Белинский. // Это страшно – всю жизнь ускользать, убегать, уходить от ответа. Быть единственным, а написать совершенно другого поэта. Владимир Соколов. // Надо иметь своё лицо, пусть даже скверное, но своё! Валерий Брюсов. // Человек должен иметь силу быть самим собой. Элиас Канетти. // Самовыражение каждой личности есть не случайный и небезразличный факт в мироздании. Владимир Вернадский. // Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём. Оскар Уайльд. // Самостоянье человека – залог величия его. Александр Пушкин. ///
Свидетельство о публикации №115012600528