Календарь поэзии. 26 января

СОБЫТИЯ 26-го января:

• 1787  Родился Александр Витберг , русский художник и архитектор шведского происхождения
• 1908  Родился Стефан Граппелли , французский джазовый скрипач
• 1918  Родился Николае Чаушеску , румынский государственный деятель и политик, 1-й Президент Румынии (1974-1989)
• 1918 Родился Филип Хосе Фармер , американский писатель-фантаст
• 1921  Родился Акио Морита , японский предприниматель и изобретатель, основатель компании Sony
• 1924  Петроград был переименован в Ленинград
• 1925  Родился Пол Ньюман , американский актер, режиссер, продюсер
• 1943  Умер Николай Вавилов , русский генетик, селекционер
• 1944  Родилась Анджела Дэвис , американская правозащитница, борец за права заключенных
• 1959  Родился Андрей Руденский , советский и российский актер театра и кино
• 1961  Родился Уэйн Гретцки , канадский хоккеист, центральный нападающий
• 1975  Умерла Любовь Орлова , советская актриса театра и кино, певица, Народная артистка СССР
• 2003  Умер Владимир Мулявин , советский и белорусский музыкант, композитор, Народный артист СССР

**

Филип Хосе Фармер (англ. Philip Jos; Farmer, 26 января 1918 — 25 февраля 2009) — американский писатель-фантаст, автор более полусотни романов и большого числа рассказов. Обычно именно Фармер считается первым автором, обратившимся к теме секса в научной фантастике.

Родился 26 января 1918 года в городке Терре-Хот (Индиана). После окончания школы в 1936 году работал электромонтером и одновременно учился в политехническом институте Брэдли (Пеория, штат Иллинойс) и Университете штата Миссури. Его отец был инженером и руководителем местной энергетической компании. Фармер был ненасытным читателем ещё в детстве, он говорил, что решил стать писателем уже в четвёртом классе. Он стал агностиком в возрасте 14 лет[2].
В 1941 году женился. Это событие заставило его бросить учёбу и перейти на достаточно тяжёлую и высокооплачиваемую работу — на сталеплавильный завод в Пеории, где он проработал следующие 11 лет контролёром и крановщиком. В 1949 году возобновляет обучение в теперь уже Университете Брэдли, который успешно заканчивает в 1950 со степенью бакалавра английской филологии. Также он заканчивает Университет штата Аризона в Тампе.

Первым литературным успехом для Фармера стала опубликованная в 1952 году повесть «Любящие» (англ. The Lovers), рассказывающая о сексуальных отношениях между человеком и инопланетянкой. Она принесла ему премию Хьюго как лучшему новому автору. После этого он оставил свою работу на заводе, чтобы стать профессиональным писателем, принял участие в конкурсе издателя и вскоре выиграл первую премию в $4 000 за роман, который в дальнейшем послужил основой для серии «Речной мир». Однако книга не была опубликована в связи с банкротством издательства, и Фармер не получил денег. Литературный успех не принёс финансового благополучия, и в 1956 году он покинул Пеорию, чтобы начать карьеру технического писателя. Он провёл следующие 14 лет, работая в этом качестве на различных оборонных подрядчиков, но продолжал в свободное время писать фантастику.

Следующую премию Хьюго Фармер получил после публикации в 1967 году повести «Пассажиры с пурпурной карточкой» (англ. Riders of the Purple Wage) — стилизированной под «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса сатиры на футуристическое государство всеобщего благоденствия. Вскоре после этого, в 1969 году, Фармер снова смог стать профессиональным писателем[3]. После возвращения обратно в Пеорию в 1970 году для него начался самый плодотворный период творчество, в котором за 10 лет было издано 25 его книг. Роман «Восстаньте из праха» (англ. To Yours Scattered Bodies Go, 1971) принёс ему третью премию Хьюго.

У Фармера среди критиков были как сторонники, так и недоброжелатели. Лесли Фидлер (англ.)русск. называл его «величайшим писателем-фантастом всех времён» и хвалил его подход к повествованию, его «гигантскую похоть, поглощающую весь космос, прошлое, настоящее и будущее, и извергающую это всё обратно»[5]. Айзек Азимов хвалил Фармера как отличного писателя-фантаста, даже более умелого, чем он сам. Однако Кристофер Леманн-Хаупт (англ.)русск. писал в 1972 году в The New York Times, что Фармер является «банальным работягой в жанре научной фантастики».

Филип Фармер умер 25 февраля 2009 года.

**

Вирджиния Вулф (Дата рождения: 25 января 1882, дата смерти: 28 марта 1941,  место смерти: Льюис, Суссекс) — британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века. Входила в группу Блумсбери.

В межвоенный период Вулф была значительной фигурой в Лондонском литературном обществе и являлась членом кружка Блумсбери. К наиболее известным её работам относят романы: «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928) и рассказ «Своя комната», содержащий известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Её романы считаются классическими произведениями «потока сознания».

Вирджиния Вулф родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вирджиния была третьим ребёнком Лесли и Джулии (в семье было трое детей Джулии от первого брака, дочь Лесли от брака с Минни Теккерей и четверо младших Стивенов: Ванесса, Тоби, Вирджиния и Адриан). Когда Вирджинии было 13 лет, умерла ее мать, и это стало причиной первого нервного срыва писательницы. После смерти Джулии сэр Лесли впал в депрессию.

Вулф получила образование дома, ее учителями стали ее родители. После смерти матери делами в доме занималась старшая сестра Стелла, но вскоре и она умирает. У Вирджинии после ее смерти случается еще один нервный срыв. Но в это время она все же находит в себе силы учиться, изучая греческий, латынь, немецкий язык и историю в коллеже для девочек в Лондоне. Домашними делами в это время занимается старшая сестра, Ванесса. У отца в этот период портится характер и он становится домашним деспотом. В 1904 году умер отец Вирджинии, и это спровоцировало еще больший приступ. После смерти отца семья перебралась в Блумсбери, где их дом посещают многие известные молодые люди. С 1909 года Вирджиния начинает издавать свои критические статьи в журналах, продолжая дело отца. Идёт работа над первым романом.

В 1912 она выходит замуж за Леонарда Вулфа, писателя, журналиста. Брак стал союзом уважающих друг друга людей. В 1917 году супруги основывают издательство «Хогарт Пресс» (англ.), откуда вышли в свет все произведения писательницы. Вирджиния сама набирала, редактировала тексты. Издательство, поначалу не приносившее прибыли, стало надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим, он всячески поддерживал Вирджинию.

Головные боли, голоса, видения не оставляли Вирджинию, она пыталась убить себя несколько раз. Писательница была очень требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз. Она прекращала вести дневник только во время болезней, дневники вышли отдельным изданием в 4 томах, также вышло 5 томов писем Вирджинии, которые она писала друзьям, сестре, Леонарду и Вите Сэквилл-Уэст, ее подруге, с которой они познакомились в 1922 году. Любовь со стороны Вирджинии вместе с обидой, нанесённой изменами Виты, стали основой романа «Орландо», в котором главный герой превращается в женщину.

С началом Второй мировой войны страх за мужа, который был евреем, стал причиной возвращения приступов и головных болей. Их лондонский дом был разрушен во время авианалета. После завершения работы над манускриптом последней (посмертно опубликованной) новеллы «Между актами» (Between the Acts), Вулф впала в глубокую депрессию. Посчитав, что больше не может мучить Леонарда, и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Оуз (англ.), неподалёку от их дома в Суссексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии, 18 апреля 1941 г. Муж писательницы похоронил ее кремированные останки под вязом в саду дома в Суссексе.

В предсмертной записке мужу Вирджиния написала: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал — за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы».

Романы Вирджинии издавались не только в Англии, но и в Америке, переведены на 50 языков, включая переводы таких писателей, как Хорхе Луис Борхес и Маргарит Юрсенар. Ее считают одной из лучших романисток ХХ века и передовой модернистской писательницей. Вулф считают главным новатором английского языка. В своих работах она экспериментировала с потоком сознания и выделяла не только психологический, но и эмоциональный компонент в поведении главных героев. Ее популярность уменьшилась после Второй мировой войны, но интерес к ее произведениям вернулся после феминистических движений в 1970-х гг. Ее романы носят большую долю экспериментальности: повествование часто не имеет четкого сюжета и места событий. Глубокая лиричность и стилистическая виртуозность соединяются, наполняя романы слуховыми и зрительными образами.

Вулф начала писать профессионально в 1900 году, сперва в литературном дополнении для Times. Ее первый роман «По морю прочь», опубликованный в 1915 году с помощью ее брата. На протяжении времени она несколько раз редактировала роман.

Глубокая поэтичность образов заполняет обычность жизни в ее романах. Так, например, в романе «Миссис Даллоуэй» (1925) показана попытка Клариссы Даллоуэй, представительницы среднего класса, организовать вечер, при том, что через ее жизнь проходит параллель с жизнью Септимуса Ворена Смита, ветерана Первой мировой войны с рабочего класса.

Роман «На маяк» (1927) имеет сюжет, действие которого происходит на протяжении двух дней. Сюжет повествует о семье, которая собирается посетить маяк и о семейных разногласиях, которые происходят в это время. Одна из основных тем романа это борьба в творческом процессе. Героиня пытается рисовать в то время, как разыгрывается семейная драма. В романе также есть рассуждения о жизни народа в период войны и права женщины в браке.

Роман «Орландо» (1928) это пародийная биография молодого аристократа, который живет три столетия, не старея, но при этом внезапно превращается в женщину. Эта книга частичная биография любовницы Вулф, Виты Сэквилл-Уэст. В этом романе стиль исторических биографий доводится до абсурда.

Роман «Волны» (1931) представляет группу из шести друзей, образы которых создают атмосферу волны, которая больше похожа на поэзию в прозе чем на роман c сюжетом.

«Флаш» (1933) это частично литературное произведение, а частично биография кокер-спаниеля, хозяйка которого викторианская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг. Книга написана от имени собаки.

Ее последняя работа «Между актами» (1941) сосредотачивается на главной теме писательницы: трансформация жизни через искусство, быстротечность времени и жизни. Это наиболее лирическая книга среди работ писательницы, не только с точки зрения чувств, но и стиля.

**


Рецензии