Кидекша. Искры костра
Теплый летний дождик моросит.
Здесь привал был – Глеба и Бориса,
В Киев путь державших по Руси.
Раньше полноводней было русло.
В Волжскую Булгарию купцы
Мех везли и воск под пенье гуслей.
В Русь назад – арабские ларцы.
Позже, на артель казну истратив,
С запада подсыпав косогор,
Юрий-князь* построил в память братьев
Первый белокаменный собор.
Окна – в виде скважины замочной.
Крыша колоколенки – шатром.
Пусть стоит на спорных землях прочно
В крепость превращенный княжий дом.
Призрак звонаря на цитадели
В воздухе навеки растворен.
Звоны колокольные – с постели
Спящий поднимают гарнизон...
Вечером прозрачней, мягче краски.
Сонный аромат стоит вокруг.
Месяц тюркским воином из сказки,
К звоннице натягивает лук...
Завтра с первым криком петушиным
Ехать во Владимир нам пора.
Слушая предания долины,
Дремлем у туристского костра.
* Юрий Долгорукий
Оставила для себя историческую справку
Село Кидекша. В переводе с финно-угорского название Кидекша означает «Каменка».
Основание Кидекши связано с легендой о встрече на этом месте двух братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии суздальский князь Юрий Долгорукий, получивший дружину мастеров-зодчих в подарок от Галицкого князя, за короткое время построил к 1152 году несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в том числе и в Кидекше, Борисоглебская церковь которой была центром княжеского двора-резиденции, окруженной земляной насыпью. Отправившийся на Киевское княжение Юрий Долгорукий, а также его наследники, занятые кровавыми междуусобицами, уже больше никогда не возвратятся в Кидекшу, и это место надолго останется далеким и заброшенным.
На долю храма вблизи речки Каменки выпало немало испытаний. Он пострадал еще во время нашествия монголов, затем пришел в запустение. Впервые церковь начали приводить в порядок в начале XVII века. Благодаря этому храм и сохранился до наших дней. Теперь же он обрёл былое величие и красоту и подарил учёным ряд интересных находок.
Здесь располагалось укрепленное городище дьяковской культуры, ныне являющееся памятником археологии федерального значения, а по легенде, и становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома».
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому нередко строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Отчасти этими же причинами (боязнью народа) вызваны неоднократные переносы столицы русского государства. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
Борисоглебская церковь, возможно, была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Поступок Юрия Долгорукого – строительство княжеского двора вдали от столицы на стратегически важном месте речного пути – почти через десять лет повторил его сын Андрей Боголюбский, построив Боголюбов-город. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось дворцовых строений, а только сама церковь. Пробыл в Кидекше князь недолго: в 1155 г. он сел на княжение в Киеве, где вскоре умер.
Свидетельство о публикации №115012505886
Вдохновения и удачи, радостного настроения,
Галиаскарова Елена 13.04.2021 13:30 Заявить о нарушении
Ольга Королева 13.04.2021 18:25 Заявить о нарушении