Календарь поэзии. 24 января

СОБЫТИЯ 24-го января:
 
• 1712  Родился Фридрих II Великий , король Пруссии (1740-1786)
• 1732  Родился Пьер Бомарше , французский драматург и публицист
• 1776  Родился Эрнст Гофман , немецкий писатель, композитор, дирижер
• 1791  Умер Этьен Фальконе , французский скульптор
• 1848  Родился Василий Суриков , русский исторический живописец и жанрист
• 1855  Умер Александр Витберг , русский художник и архитектор шведского происхождения
• 1872  Родился Глеб Кржижановский , советский государственный деятель, ученый-энергетик, академик АН СССР
• 1873  Родился Дмитрий Ушаков , русский филолог, советский языковед, член-корреспондент АН СССР
• 1901  Родился Михаил Ромм , советский кинорежиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР
• 1920  Умер Амедео Модильяни , итальянский художник и скульптор
• 1931  Основан цыганский театр «Ромэн»
• 1942  Родился Валерий Ободзинский , советский эстрадный певец, тенор, Заслуженный артист Марийской АССР
• 1942  Родилась Людмила Савельева , советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР
• 1953  Родился Юрий Башмет , советский и российский альтист, дирижер, педагог, Народный артист СССР
• 1961  Родилась Настасья Кински , немецкая и американская актриса
• 1965  Умер Уинстон Черчилль , британский государственный и политический деятель, Нобелевский лауреат
• 1965  Умер Николай Лосский , русский философ
• 2003  Создан Национальный филармонический оркестр России

**

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж — 18 мая 1799, там же) — знаменитый французский драматург и публицист.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698—1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах — Франкё и Левёк — и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дювернё (Duverney) стал обладателем значительного состояния.

После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери» («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» — Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дювернё.

В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом — испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо.[1]. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eug;nie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дювернэ, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй — проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «M;moires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de m;moires» — «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дювернэ.

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что «…это уже была революция в действии»//…La revolution en action.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка. Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери, чья опера «Данаиды» с большим успехом шла в Париже. Исключительный успех «Тарара» Сальери укрепил и славу драматурга.

Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La m;re coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.
Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six ;poques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики.
Умер он 18 мая 1799 года.

**

Высказывания Бомарше:

«Что слишком глупо, чтобы быть просто сказанным, то поется.»
«Так как ум нельзя унизить, ему мстят, поднимая на него гонения.»
«Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.»
«Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна.»
«Гнев добрых людей - это не что иное, как настоятельная потребность прощать.»

**


Рецензии