Стр. 170 - 192 - от Л до М

ЛЕНЬ

Солнце уже светило на берег почти с угора, собираясь с минуты на минуту уйти за деревья. Друзья, разморённые съеденной малиной и теплом, уже давно молча нежились на разогретых брёвнах. Одна из них предложила идти домой, но другой не согласился с досрочным завершением прогулки:
- Давай, ещё разок покатаемся на брёвнах.
- Замёрзнем,- засомневался мыслитель,- уже дело к вечеру. Да и нет больше охоты ещё раз напрягаться с этими корягами.
- Так и скажи: лень.
Мыслитель охотно согласился:
- Да, лень. Но ничего плохого в этом нет.
- Стыдно гордиться ленью!- пристыдила мыслителя одна из них.- "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь".
- Лень - явление распространённое и вполне естественное,- спокойно парировал мыслитель.- Нельзя даже характеризовать её как отрицательное явление. Лень может быть продуктивной.
- Это какую же продукцию лень даёт?- пуще прежнего изумилась одна из них.
- Лень является естественным проявлением жизненно важных процессов, обеспечивающих биологическим существам периоды релаксации, позволяет экономно расходовать ресурсы.
- Так лентяи такого "наэкономят", что всем будет каюк!- не сдавалась одна из них.
- Академик Терентий Семёнович Мальцев, человек, очень много потрудившийся за свою почти вековую жизнь, отвечая на вопросы журналистки о том, как он сохранил до преклонного возраста такую высокую трудоспособность и не занимается ли он физкультурой, ответил: "Я, милая, в жизни без нужды-то и пальцем не шевельнул".
- Такой, значит, и академик был...
- Ты, лапушка, смысл слов-то понимаешь ли? - вспылил другой.- Не ленился он, а не делал лишнего. Каждое движение - с пользой.
Солнце ушло за деревья на высоком берегу, сразу же пахнуло сырой прохладой из оврага.
Другой надел рубашку и уже не предлагал вновь лезть в воду кататься на брёвнах.
Одна из них никак не могла разглядеть в лени ни одного положительного момента:
- Так вы что предлагаете, всем прекратить всяческую активность и залечь для экономного расходования ресурсов?
- Не так всё просто,- начал размышлять вслух мыслитель.- Лень подразделяется на различные подвиды. Лень-безделие крайне неприятна ни окружающим, ни самому носителю этой лени, но  ему лень найти себе занятие. Лень-усталость является нейтральной формой лени. Она приемлема для восстановления потенциала жизненных сил, как временное явление.
- Но есть ведь и Лень-изобретательность,- весело забежал вперёд другой.- Хвала и слава лентяям-изобретателям (ты, лапушка, не спутай их с изобретателями-лентяями). Когда-то давным-давно кому-то из молодых ребят было лень тащить груз на своём хребте, и он закрепил  его на середине палки, один конец которой тащился по земле, принимая на себя половину или большую часть груза. Потом ему стало лень таскать и эту жердь с излишними усилиями. Он приспособил к жерди с развилкой обломок ствола дерева, оставшийся после попыток получения огня в сырую погоду, продев через протёртое в нём отверстие палку - получилась тачка с колесом. А другие лентяи продолжают усовершенствование этой тачки до сих пор.
- Нашёл героя - волынщик он был и сачок,- одна из них была настроена очень критично.- Вряд ли колесо изобрёл молодой парень, скорее всего такая гениальная мысль пришла в седую умудрённую голову много трудившегося человека.
- Если ты, голубушка, искренне считаешь, что те, кто ежедневно в поте лица делает одну и ту же работу без лени и не пытается получить тот же результат с гораздо меньшими усилиями, являются ударниками труда, то ты заблуждаешься.
Такие пахари - тормоз прогресса человечества.
- Ты думай чего говоришь-то!- одна из них просто светилась от возмущения.- Как ты можешь так отзываться о тех людях, на которых вся наша жизнь держится.
- Попробуй, пройти ещё и ещё раз логически сказанное мною, и поверь - это так. Только тот, кто задумывается: как не делать лишнюю работу и как легче получить тот же результат -  является истинной опорой и надеждой человечества, а обливающийся обильным потом труженик напрасно расходует энергетические и материальные ресурсы планеты.
Мыслитель с интересом наблюдал за безуспешными потугами другого в попытке убедить одну их них в пользе лени. Он не желал обидеть ни одну из спорящих сторон своим вмешательством. Чтобы смягчить ситуацию и дать спорщикам иное занятие на ближайшее время, он предложил подняться по оврагу и ещё поесть малины. Говоруны радостно приняли предложение и начали одеваться.
Комары, прятавшиеся ранее от солнца, сейчас уже вовсю свирепствовали - потому удовольствие нахождения в малиннике было смазано. Охлопывая себя по шее и рукам, почёсываясь и поругиваясь, компания скорым шагом вышла на угор - к солнцу.
Мыслитель сказал такое, что сразу никак не могло найти себе место в уложенных и рассортированных по смыслам мыслях другого, а одною из них и вообще было воспринято как бред:
- Кому-то станет лень таскать на себе постоянно защитный костюм самой надёжной и лёгкой конструкции - и он найдёт способ освободить свои разум, волю и умение выполнять целенаправленные действия от излишнего балласта - тела. Это будет последним аккордом технического прогресса - человечество перейдёт к новым формам бытия и сознания, и даже самые насущные проблемы их бытия и развития и в общих чертах не угадываются из сегодняшнего дня.

- Ты это на тему лени выдал или уже новое что обдумываешь?- осторожно "подгрёб" другой.
- Считайте, что заявка на последнее в истории человечества техническое изобретение уже озаглавлена, но ещё нет конкретной формулы решения заявленной задачи.
- Я не поняла: это что ты изобрёл-то?
- Да то, что уже давным-давно заявлено многими учёными: замену биологического тела для носителей разума на иную форму, освобождающую от необходимости беречься от многих физических факторов, позволяющую потреблять гораздо меньше энергии, да и саму энергию получать от более доступных источников.
Мыслитель говорил это легко, как давно обдуманное и решённое. Другой улыбался в ответ и воздерживался от вступления в дискуссию.
- Что это за зверь такой получится - этот твой "носитель разума"?- прицепилась как клещ одна из них.- Он и без глаз будет, и без ушей, и без прочих органов чувств? Может, и души в нём не будет?
- В таком виде, как ты себе это сейчас представляешь, ничего из перечисленного, конечно, не будет. Но будут мощные средства для получения и анализа всей внешней информации. Да ещё и много иных систем восприятия, о которых мы сейчас и знать ничего не можем.
- Ну, а сможет этот твой носитель разума вот так вот пройтись по овражку, поесть малины, поболтать с друзьями, греясь на солнышке? Или его анализаторы внешней информации будут заняты так, что и не заметят ничего подобного?- одна из них вдруг успокоилась совершенно, так как поняла всю несуразность сделанного мыслителем "изобретения".
 - Не для того он будет существовать, чтобы малину по оврагам есть. Это будет активно преобразующий нашу Вселенную носитель разума. Лентяям ещё есть над чем потрудиться!
- Да, жизнь его будет сплошной тоской.



ЛЕТА

- Давай не будем ссориться из-за того, чего ещё и на свете нет, и к чему ещё не известно вынесет ли Лета человечество,- миролюбиво обратился мыслитель к одной из них.- Ты совершенно права: мир прекрасен, и человеку есть чем здесь заняться, и есть масса способов получения радостей и удовольствий для придания жизни вкуса.
- Про какие лета ты говоришь?- одна из них из-за инертности своего мышления не сразу "включилась" в новый поворот беседы.
- Ты, лапушка, видать, малиной объелась,- вкрадчиво и мягко подкусил её другой,- не про лета он сказал, а про Лету - реку времени.
- Вы что, уже что-то новое взялись обсуждать? Или я что-то пропустила мимо ушей.
- Слушайте, давайте посидим здесь над обрывом полчасика, и я расскажу вам про Лету. Но, пожалуйста, не комментируйте моих высказываний и не делайте сочувственных лиц.
Другой расстелил куртку на траве и молча сел, выказав покорное согласие на предложение мыслителя. Одна из них хмыкнула и присела на одно колено перед кустиками черники.
- Валяй про Лету,- наигранно грубо согласилась и она.- Не любишь сочувственных лиц – не говори ерунды, а говоришь ерунду - не смотри на наши лица. Вот и всё.
Мыслитель не стал садиться. Оглядел реку от Кехтинского поворота через Княжостровье до Фактории и картинно простёр левую руку:
- Лету я предлагаю представить водным потоком, в истоках которого зарождаются человеческие жизни - Пловцы в Лете. Русло этой реки то широкое, то узкое, и то мелкое, то глубокое. Оно с водоворотами, с перекатами, с заводями, даже с водопадами. И течёт Лета в разных местах с разной скоростью. Вот такая же широкая и величавая, как Двина, в своих низовьях. А у истока она похожа на Куру.
Пловцы нежатся в её водах, плещутся, резвятся. Некоторые ныряют, стараясь достать со дна Леты различные ценные или любопытные вещички. Некоторые лежат на спине и смотрят в небо. Молодые в верховьях пытаются плыть разными стилями против течения, но очень быстро бросают это занятие - и силы тратишь зря, да и друзья и родные быстро отдаляются от тебя, да и неинтересной оказывается неизменность берегового пейзажа.
Самые шустрые выгребают к берегу и пытаются встать на сухое место так, чтобы все, плывущие по Лете, видели их. Эти – политики или "звёзды". Они подают проплывающим знаки, пытаясь организовать и направить их движение по течению. Но многие из них попадают не на самые удачные места, и вновь бросаются в поток для поиска более удобного места.
Некоторые пытаются встать прямо в потоке, опираясь ногами и руками на плывущих рядом. Но это уже полная уголовщина.
Есть такие чудаки, что выбираются на берег в местах с отвесными скалами и выбивают на них различные надписи, или рисунки, или портреты других таких же, как они, чудаков.
Можете додумать сами массу прочих вариантов поведения Пловцов в подобном ключе.  Но все Пловцы рано или поздно тонут в Лете. Кто - в верховьях, большинство - на перекатах и в водоворотах, только немногие доплывают до устья. За этим устьем - Океан Вечности, бездонный и бескрайний, неизвестный Пловцам океан, в который впадает множество других рек времени.
Все мечтают о Вечности, но это не для пловцов. Нужны средства для выхода в этот океан. Да и вода в нём вовсе не речная. Нет, вечность не для пловцов.
Мыслитель так увлёкся своим рассказом, что забыл и о другом, задумчиво молчавшем над обрывом, и об одной из них, увлёкшейся черникой.
- Может быть, человечеству имеет смысл принять за образец опыт приспособленности лососей. Эти рыбы проживают одну часть жизни в качестве речной плотвы,  а  основную  часть  своей жизни проводят в море, с тем, чтобы накопить необходимый запас энергии для воспроизводства жизнестойкого потомства; и возвращаются в те места, где они появились на свет, для выполнения этой главной своей миссии. И я представляю себе, что человек, родившись, проходит путь обычного развития и накапливает качества, необходимые для жизни в Море Долголетия, являющемся прибрежной частью Океана Вечности. И, проведя длительный период в этом море, возвращаться к истокам Леты для воспроизводства. После этого уже гибель особи является нормой, хотя у лососей есть шанс вернуться в море живым и ещё какое-то время накапливать силы для нового похода к истокам реки.
Другой так сочувственно посмотрел снизу вверх на мыслителя и так улыбнулся, что тот осёкся и начал убеждать скептика в том, что это не бред сумасшедшего, а всего лишь попытка более-менее понятными аллегориями передать его личное представление о поисках направлений для решения задачи увеличения продолжительности жизни человеческого сознания.
Одна из них в блаженнейшем расположении духа подошла к задумчиво молчавшим друзьям и спросила мыслителя:
- А ты откуда про лососей знаешь, что они только один раз в жизни идут на размножение и после этого погибают?
- Так жить бы им и жить дальше, если бы не стремление к производству потомства,- ответил другой за молчавшего мыслителя.- Они ведь идут в реку на нерест после жизни в море. А лосось, поживший в море, уже совсем не та речная плотва, что много лет назад ушла из родовой заводи,- это уже довольно крупный морской хищник, которому просто нечего есть в реке. Идут на нерест они голодом до самых верховых частей притоков и там мечут икру в тех же местах, где родились сами. От голода и погибают, так как очень немногие из них сумеют дойти вновь до моря - поход длится несколько недель.
Пойдёмте домой, ведь уже восьмой час.
- Да, особи гибнут, но вид выживает...



ЛОГИКА

За всё время прогулки мыслитель ни разу не среагировал вполне адекватно  ни на одну из множества попыток одной из них привлечь его к разговору. Он либо отмалчивался, либо отвечал коротко и не всякий раз по теме. Другой изредка бросал ему пару фраз, без особых претензий на ответ. В целом всё шло хорошо и в рамках нормы. Лёгкий морозец и накатанная лыжня доставляли другому несказанное удовольствие.
В начале третьего они дошли до избы. Солнце обещало продержаться над горизонтом ещё часа два с половиной. Трудно сказать для какой цели трудился человек, ставя в столь странном месте эту полуземлянку-полуизбу, но большое ему спасибо - сотни лыжников каждую неделю идут сюда, чтобы передохнуть в укрытии после длительного перехода и пойти обратно. Уже весь снег вокруг избы был сегодня утрамбован прихожанами и постояльцами, оставившими после себя два костровища и россыпи упаковки от походной еды.
- Не вижу никакой логики в существовании этой избы,- пропела одна из них, снимая лыжи,- но очень здорово, что она существует.
Мыслитель с изумлением посмотрел на одну из них, а она, перехватив взгляд, вопросительно посмотрела на него, не понимая его реакции.
Все посетители уже успели уйти в обратный путь, и никто не мешал нашей троице спокойно и без суеты передохнуть после не слишком утомившего их пути. До сумерек ещё было время, поэтому можно было не торопиться.
- Что ты говорила про логику?- спросил уже спокойным голосом мыслитель.
- Да я так просто. Тот, кто эту избу тут ставил, не для себя старался, а для таких вот залётных гуляк вроде нас.
- А я, понимаешь, наверное, новую тему для наших бесед нащупал: нелинейная логика.
- Что ты там нащупал?- весело спросил его из-за двери другой, старательно отчищавший снег с трёх пар лыж.
- Тему,- крикнула в ответ одна из них.
- Хорошая тема?- радостно ввалился другой.
- Пока не знаю. Говорит: нелинейная логика.
- А с чем это едят? Давайте-ка, ребятки, сразу договоримся: сидим не более получаса и - домой. Чтобы засветло не спеша дошлёпать до дому.
Мыслитель не расслышал всех слов другого, или сделал вид, что не слышал. Он спокойно, как всегда в кажущихся ему важными случаях, начал говорить.
- Классическую логику нам следует считать линейной логикой, так как в ней НЕТ противопоставляется ДА, как элемент противоположного знака. Классическая логика сводит решение предложенной задачи к таким вариантам: положительное решение (ДА), отрицательное решение (НЕТ), нулевое решение (ИЛИ). ИЛИ следует считать в данной системе именно нулевым решением, так как система принимает положение неустойчивого равновесия с готовностью свалиться или в ДА, или в НЕТ с равновероятным исходом. Графически это можно представить перемещением точки вдоль числовых осей, где одна из осей - ДА, а вторая ось - НЕТ , пересечение осей -  нулевая точка (ИЛИ).
- В чём смысл-то твоего рассказа?- никак не могла уловить суть одна из них.
Мыслитель взглянул на неё с сочувствием и обернулся в сторону другого.
- Реальные процессы решения сложных задач с неявными условиями и необозначенным конечным результатом следует решать с применением иной логической системы - нелинейной. В нелинейной логике НЕТ не является противоположным по отношению к ДА элементом. Элемент ДА может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Таким же свойством обладает и НЕТ. Элемент НЕТ перпендикулярен по отношению к элементу ДА. А вот ИЛИ является векторной суммой элементов ДА и НЕТ и имеет четыре возможных значения. Таким образом, полный набор возможных исходов из  данной точки задачи составляет восемь вариантов. Это-то хоть не требует пояснения? - взглянул он  на одну из них.
Она моргнула круглыми глазами в знак согласия, хотя сама с трудом понимала что-либо, напуганная экспрессивностью мыслителя. А тот всё так же увлечённо говорил и говорил.
- Но решение глобальной задачи может быть найдено более легко, если не пытаться продолжать решение в рамках данной локальной задачи, а изменить решаемую локальную задачу на смежную. То есть выйти из данной плоскости в верхнюю или в нижнюю плоскости. При этом к восьми уже перечисленным исходам из данной точки добавляется ещё восемнадцать возможных вариантов (по девять выходов в каждую сопряжённую с данной плоскость). Таким образом, предметом элементарной нелинейной логики является искусство выбора единичного хода в решении глобальной задачи из двадцати четырёх возможных исходов. Естественно, что после сделанного выбора система оказывается перед необходимостью делать очередной выбор из двадцати четырёх возможных, и так далее.
- Ты дай какой-нибудь простой пример,- робко попросила мыслителя одна из них.
Мыслитель задумался на несколько секунд:
- Самый простой пример: следует чиркнуть спичкой по коробку. Устанавливаем систему координат: спичка трётся о правую грань коробка - ДА, спичка трётся о левую грань - НЕТ, при этом движение "от себя" - положительное, а "к себе" - отрицательное, решение ИЛИ - спичка трётся об обе грани одновременно, при этом либо спичка раздвоена, либо грани повёрнуты друг к другу. Так же, как и в случаях ДА и НЕТ учитывается и знак в зависимости от направления движения - итого восемь решений в плоскости данной задачи.
Смежные задачи решаются в таких плоскостях: первая - если целью чирканья спички о коробок является её воспламенение и использование теплоты сгорания, то смежная задача - получение необходимой энергии иным способом; вторая - если целью чирканья спички о коробок является полезное применение механического движения, то смежная задача - поиск варианта иного использования данного движения.
Решение, связанное с переходом в смежную плоскость, следует называть НЕ. Это решение перпендикулярно как к ДА, так и к НЕТ. А вот ИЛИ является суммой трёх векторов. Решение НЕ также имеет знак "плюс" или "минус".
- Какая же тут логика,- удивилась одна из них,- тут получается какое-то конструирование.
- Простых решений реальные задачи не имеют даже и в самых простых ситуациях - иначе не было бы ни аварий, ни великих открытий, являющихся следствием многократного повторения казалось бы выверенных действий. Одноходовая задача даёт двадцать четыре варианта решения, а задача "двухходовка" - уже двадцать четыре в квадрате - 576 вариантов решения. Далее в том же духе.
- Комбинаторика или степень?- другой впервые проявил видимый интерес к беседе.
- Конечно, степень, так как поле подвижно, и по истечении определённого отрезка времени изменяются состояние и последовательность смежных с данной плоскостей.
Другой пожал плечами, а одна из них всё ещё продолжала глядеть круглыми глазами.
- Вы в недоумении развели руками: а где же здесь логика? Да, в классической логике варианты решения совсем иные: ДА - чиркнуть, НЕТ - не чиркнуть, ИЛИ - случайный выбор ДА или НЕТ. Нелинейная логика показывает пути решения глобальных задач. Я привёл варианты решения задачи "чиркнуть спичку". Столько же вариантов имеет задача "не чиркнуть спичку" - это уже другая задача, а вот варианты выбора между глобальными задачами решаются методами классической логики.
- А почему ты говоришь, что "чиркнуть спичку" - глобальная задача, если раньше называл её же локальной?- одна из них начала кое-что понимать.
- Хороший вопрос, вполне достойный внимания. Во-первых, я в примере и ранее плоскую задачу назвал локальной, так как она является субзадачей в системе решения глобальной задачи.

- Поясни ещё раз,- попросил другой,- я не вполне понял про субзадачу, локальную и глобальную задачи.
- Например, нужно завести автомобиль для поездки за город. Но аккумулятор замёрз, и заводить придётся рукояткой. Рукоятка лежит в багажнике, а замок после ночной метели забился снегом и замёрз. Для отогревания замка единственным подручным средством оказались спички. Вот эту локальную задачу и решаем,- заговорил мягким голосом мыслитель.- А если задача сводится к тому, сжечь данную спичку или не сжигать, то она приобретает значение глобальной. В предыдущем случае глобальной задачей являлся завтрашний праздничный обед, один из компонентов которого почему-то находится за городом.
Столь понятный пример оживил интерес одной из них к обсуждаемой теме:
- Сколько вариантов имеет решение задачи?
- Давай, посмотрим на примере спички: восемь вариантов чиркнуть ею уже перечислены, после реализации любого из них спичка должна загореться и далее задача "чиркнуть спичку" теряет смысл, то есть плоскость данной задачи имеет, как минимум, девять ячеек - восемь исходов и одна ячейка нулевого состояния. Если спичка не загорелась, и задача осталась без решения, то это и есть нулевой вариант - перескок точки состояния в одну из ячеек и возврат в исходное состояние.
- Возьми другую спичку и чиркай снова.
- Есть задачи и далеко не одноходовые,- очень веско и серьёзно продолжил мыслитель.
Другой уже несколько минут отрешённо глядел в оконце и вдруг заговорил, как бы продолжая давно длящийся разговор:
- Понимаете, уже более тридцати лет очень часто вспоминаю одну простую сцену из детства,- задумчиво проговорил он тихим голосом.- Мне лет десять-одиннадцать. Я и два таких же отрока играем в песке на обочине дороги около деревни.  К  нам  подходит  мой  дед,  высохший,  очень  больной старик,  молча смотрит на нас  некоторое время  и  затем  уходит.
Деду тогда не было и шестидесяти. Я почему-то почувствовал себя очень отстранённо по отношению к деду и тоже ничего ему не сказал в ту минуту. Потом у нас были и совсем иные взаимоотношения, и я успел очень хорошо узнать и понять своего деда Василия Николаевича, но очень часто вспоминаю именно ту немую сцену.
- К чему ты сейчас-то это вспомнил?- голос одной из них в полумраке избы звучал звонко и резко в контрапункте голосу другого.
- А я только сейчас, слушая мыслителя, смог объяснить себе всю суть той сцены. Хорошую ты вещь, брат, придумал. Ведь мы тогда в ходе своей игры рассказывали друг другу и всяческие анекдоты и байки, во многом с недоступным нашим умам смыслом. И переходили по ходу решения этой локальной задачи из одной смежной плоскости в другую, всё более отдаляясь от исходного нашего состояния. И появление деда было событием вне решаемой мною задачи, вне моего мировосприятия в тот момент. Очень мне больно за тогдашнюю мою холодность и отстранённость. Уже более тридцати лет прошло, а всё больно. И деда нет уже почти тридцать лет, а я всё каюсь перед ним за ту минуту холодности и отстранённости.
Одна из них взяла ладонь другого своими слегка подрагивающими руками и молчала.
- Так о чём я?- после некоторой паузы попытался взять инициативу мыслитель.- Ага, многоходовые задачи... В такой задаче каждый следующий шаг решения в данной плоскости может привести к выходу точки состояния в сопряжённую плоскость, так как, скорее всего, плоскости локальных решений являются поверхностями, имеющими динамически изменяющуюся кривизну. Плоскости (поверхности) решений, сопряжённые с данной, соприкасаются с ней только в данной точке в данный момент времени, а в любой следующий момент рядом может оказаться плоскость совершенно иной локальной задачи. Так устроено это пространство.
- Ребята, давайте пойдём домой, а то после этого бутерброда захотелось поесть чего-нибудь вкусненького.
- Ешь ананасы, рябчиков жуй...- Мыслитель почти начисто утратил нить разговора.
- Знаешь,- задумчиво проговорил другой,- вкус ананасов у меня накрепко связан с воспоминаниями об одной моей однокласснице. Она немного мне симпатизировала, но никогда не решилась сказать об этом. Я видел в ней только красивую и умную девушку, но не более того. Ананасы я впервые ел именно в их доме. Впоследствии жизнь провела её через такие места и такими просёлками, что никому из врагов нельзя желать такой судьбы. Но даже если бы она выбрала совсем иные дороги, пожалуй, не избежать бы ей если не тех же самых, то не менее тяжких испытаний, так уж ей, видать, на роду было написано.
- К чему ты это?- удивление мыслителя было беспредельно,- про кого ты говоришь?
- Да это я к твоим соприкасающимся поверхностям прицепился. Наверное, ходят они не порознь, а косяками. И кто однажды попал в какой "косяк", так ему навсегда и барахтаться в этом тесном круге выбора - куда ни кинь, везде клин. Прибирайте всё здесь за собой, да пойдём.

Уже почти начало смеркаться. Идти никуда не хотелось, но те двенадцать километров, что отделяли их от дома, требовали своих законных полутора часов - отдай и не греши. Холод залез под одежду и ёжился на спине, ботинки отсырели и вызывали отвращение, лыжи стучали и скрипели, палки лезли в рыхлый снег и цеплялись за прятавшиеся под ним ветки. Разговор не клеился. Шли, изредка обмениваясь короткими репликами.
Сумерки сгустились настолько, что произошло то чудо, которое с юношеских лет поражает другого: лыжня стала светлее окружавшего её снега, и ноги постоянно стремились занести лыжи в сугроб.
- Ребята, смотрите как интересно: кажется, что идёшь не по лыжне, а рядом с нею, и как только попытаешься встать на лыжню, то забираешься в рыхлый снег. Это можно объяснить тем, что глаза не дают правдивой информации, а обманывают раз за разом, так как происходит инверсия освещённости лыжни - ведь утрамбованный снег отражает свет, а рыхлый поглощает.
- Да, днём лыжня находится в тени, и мы видим её тёмной, а в сумерках отсутствие хорошего общего освещения проявляет эффект лучшего отражения фотонов от утрамбованного снега, чем от рыхлого. Хотя я считаю, что такой частицы, как фотон, реально не существует. Фотон - проявление динамического взаимодействия сопряжённых частиц пространства. Нужны доказательства? Пожалуйста! Первое: по достижении границы пространства (крайней элементарной частицы пространства) фотон не сможет выйти за пределы данного пространства, а отразится и пойдёт в обратном направлении - вселенная не излучает свет вовне. Второе: при наличии в пространстве пустот (нет частицы пространства в данной точке) фотон отразится от этой точки, как от границы пространства - эффект рассеяния света пространством. Вероятно, такое явление как "реликтовое излучение", является следствием указанных эффектов.
Мыслитель смог выговориться и почувствовал явное облегчение. Дом был почти рядом - караван шёл уже вдоль гаражей на окраине города. Усталость была готова праздновать победу, но тела, разогретые движением, не желали сдаваться и заявляли о готовности идти и идти всё дальше и дальше.
- Хорошо погуляли!- одна из них чувствовала такой прилив сил, что, казалось, готова горы свернуть.- Только в голове каша. Ты, мыслитель, совсем запутал меня этой своей нелинейной логикой. Теперь вот буду думать не один день.
- Я говорил  очень простые вещи,- ответил мыслитель,- а вот другой удивил меня своими уходами в иные плоскости от главной темы. Может, какие особенности погоды так на него действуют…  Вот, слава богу, доковыляли до родного крылечка!



ЛЮБОВЬ

Так уж повелось, что всё самое интересное случалось с ними ближе к вечеру или по ночам. День наполнен совсем другими делами и заботами. Днём с людьми не должно случаться ничего такого особенно интересного, иначе вся жизнь пойдёт кувырком. Днём - дела общечеловеческие. А всё, что интересно отдельному человеку, а не всему человечеству, должно происходить вечером или по ночам. Этими-то событиями и отличаемся мы один от другого, только благодаря им человечество и состоит больше из личностей, чем из особей.
Был хороший зимний вечер. До Нового Года осталась пара дней. Ёлку  ещё не наряжали, но душа уже жила предвкушением большого праздника.
Это уже потом, когда всё утряслось, поняли они, что хотя отношения двоих - дело интимное, но без третьего лица они легко могут разрушиться с самыми непредсказуемыми последствиями. Но очень важно, чтобы этот третий был из числа тех лиц, кому обе противоборствующие стороны одинаково дороги и близки. А в тот вечер чуть не случилось непоправимое. Мыслитель "отключился". Впал в такую спячку, что ничем его было не пронять. Одна из них в душе очень обрадовалась такому повороту дел - по правде говоря, утомил он её своим неусыпным контролем. Другой же проявил некоторую тревогу, но вскоре отвлёкся кухонными делами - он затеял блины к ужину. Но что-то не вполне обычное в самоощущениях тревожило его.
- Вечер сегодня очень красивый - полно на небе звёзд, а в воздухе висит серебристая пыль.
- Морозит, наверное,- отозвался другой.
- Да брось ты эту затею с блинами, пойдём погуляем - не часто бывает так красиво. Пойдём.
- Ну почему тебя всё тянет куда-то!? Тебе всё бы только развлекаться да любоваться красотами. Займись-ка, лучше, сервировкой стола. Да и наш мыслитель что-то разоспался,- куда без него-то.

- Дался тебе этот зануда. Хороший он и умный временами, но чаще утомляет очень сильно. Кого хочешь спроси - любой скажет тебе то же самое.
- Что-то ты расхрабрилась. Лишь чуть что, ты к нему за советом лезешь в любой момент, знаешь ведь, что отказа не будет - любит он тебя.
- Любит... Что ты знаешь про любовь-то...
- Да уж побольше твоего! Тебе бы только поахать, повосхищаться, а если до серьёзного дела доходит - "в кусты" скрыться норовишь, бежишь подале.
- Да как ты смеешь мне такое говорить? Ведь я... Я же... - Слёзы душили одну из них.
- Так и смею - слава богу, не первый год... Да и брось ты мокроту не на деле разводить. Пожалуй, расшумелись мы с тобой зря. Извини, если обидел. Но в нашей компании ты всегда первой затеваешь такие трудные беседы, а расхлебать до донышка умишка-то тебе не хватает. А мыслитель сегодня сдал почему-то...
- Скажи ещё, что я совсем дура... ну, скажи.
- Этого я сказать о тебе не могу. Ты - умная у нас, но... слабо.
- Нет! Я этого не вынесу! Прощай!.. - и одна из них широко распахнула дверь на волю. Пахнуло жутким холодом. Она замерла в нерешительности - ей секунду назад показалось, что одной, на воле, жить слаще и спокойней, чем с этими эгоистами и слепыми недоумками, погрязшими в рутине бытовых и трудовых забот, не способных понять всего её тончайшего устройства. Но теперь, когда от воли отделял всего один шаг, она испугалась. Испугалась до смертельного холода в груди. Она представила, что больше никогда не увидит этих сроднившихся с ней до полной неразделимости, таких родных и ненавистных мыслителя и другого, которых помнит ещё младенцами. И она оглянулась...
Другой оседал на пол. Он был белый, как мел. Тихая блаженная улыбка расплылась по его лицу.
Мыслитель ничем не проявлял  своего присутствия - не было слышно даже его дыхания.

Одна из них захлопнула дверь и кинулась к другому. Она не смогла уйти не оглянувшись, так как всё ещё не была готова к жизни на воле без этих таких родных и противных остолопов.
- Как холодно,- раздался голос мыслителя.
- Помоги,- подавилась шёпотом одна из них.
- Что там у вас? Подрались что ли?
- Помоги - он умирает...
- Выдумывай!.. - мыслитель слез с дивана.
Другой медленно открыл глаза и попытался встать на ноги. Он, вспоминая случившееся, как-то виновато улыбнулся и сказал одной из них:
- Останься. Мне без тебя не жить. Дышать и есть смогу, но это будет не жизнь... Останься.
- Да что у вас тут случилось-то?
- Мы говорили о любви,- пояснил другой.
- Видать, серьёзно поговорили...
- Да нет, только сделали вступление...
- Тогда, давайте, после ужина поговорим об этом всерьёз,- предложил мыслитель.
- Притормози с ужином - мне ещё с блинами минут сорок биться надо. Пойдём на кухню - под дымок и поговорим.
- Любовь проявляется в стремлении одного человека взять на себя все заботы другого человека, в стремлении оградить его от тревог и бед. Любовь - стремление сделать добро другому за счёт своих неудобств, а, порой, ценой своего здоровья и своей жизни.- Мыслитель сформулировал так легко, как будто давно заучил наизусть.
- Любовь - состояние души, которого нормальный человек в обыденной жизни подсознательно стремится избежать, но при этом желает, чтобы прочие пребывали именно в таком состоянии по отношению к нему,- парировал другой.
Одна из них вспыхнула при этих словах и не проронила ни звука - она чувствовала некоторую вину, но и принять таких слов другого не могла.
А он вовсю крутил ложкой в кастрюле, доливая туда воды - тонкие блины были его "коньком". Трудился сосредоточенно, ни разу не оглянувшись на собеседников. Сковородки уже стояли на двух конфорках - прогревались.
- Любят не за заслуги и тем более не за внешность. Любят вообще не за что-то и не почему-то. Просто любят. Если умеют.- Он отмерил на глазок порцию растительного масла в тесто.
- Любят только того, о ком приходится заботиться, кого приходится спасать и выручать, того, за кого нужно переживать. И никогда не бывает наоборот. Мать любит своего ребёнка, и зачастую ребёнок не любит свою мать. Любовь к матери может появиться в ребёнке только тогда, когда мать будет давать ему возможность заботиться о себе. - Мыслитель, как всегда, оставлял очень острые углы, которые всех других непременно цепляли, вырывая из них куски или оцарапывая до крови. - Вот ты недавно прикинулся умирающим и тем самым спровоцировал...
Одна из них взглянула на мыслителя с такой болью, что тот осёкся и проглотил остаток фразы.
Другой всыпал в тесто соль и, старательно мотая ложкой, вылил взбитые яйца. Он был совершенно невозмутим, несмотря на потуги мыслителя:
- Взаимная любовь может возникнуть только в обстоятельствах взаимной заботы (и, скорее всего перестанет быть взаимной тогда, когда один из двоих освободит другого от необходимости заботиться о себе). Знаю двоих братьев, ведущих себя в сходных обстоятельствах совершенно по-разному и достигающих при этом и разных результатов. Простая бытовая ситуация: жена  несколько задерживается после работы, а супруг пришёл вовремя и остаётся на неопределённое время один.
     "Заботливый" брат готовит ужин, мечется от окна к телефону, подогревает ужин, глотает успокоительные средства - он любит. Но, к сожалению, не любят его.
     "Мудрый" брат ложится на диван с книгой и стоически переносит муки голода, периодически вытаскивая что-нибудь из холодильника   и   заедая   различные   напитки   самодельными бутербродами. Пришедшая жена, услышав "стоны умирающего от голода", забывает все свои проблемы и начинает готовить обильный ужин - она любит.
- Сегодня ты у нас - любящая жена,- неловко пошутил мыслитель. Он очень хотел узнать все подробности пропущенного "вступления" и потому не смог шутить более изящно, мучаясь догадками.
Одна из них всё сидела молча, не принимая активного участия в беседе. Мыслителя понесло:
- Любовь к себе нетрудно вызвать в любом человеке. Для этого требуется только не обидеть его в начальной фазе знакомства, не делать никогда упрёков в его адрес (никогда и ни за что до тех пор, пока он не полюбит), никому не дать повод усомниться в том, что ты любишь этого человека, и, как основа основ в искусстве зажигания любви, поставить себя и этого желанного человека в такие обстоятельства, при которых он будет иметь возможность проявлять заботу о вас. Это всё, что нужно для начала любви. А вот как её сохранить, как не погибнуть в любви и как не погубить любящего тебя человека, каждый решает для себя сам, и тут общие советы бесполезны.
Одна из них решила подыграть собеседникам:
- Жена поэта Валерия Брюсова лично сама собирала мужа на свидания с другими женщинами - так было нужно для его творческого вдохновения. Также и жена Леонида Утёсова в трудные двадцатые годы, узнавая адреса дам, к которым муж шёл на свидание, посылала туда дрова - чтобы любимый не простудился. Любящий человек не сможет поступить иначе, даже не поймёт того, кто будет уверять его в ненормальности таких поступков - как не делать этого? - ведь любимому может быть плохо.

Блины уже бугрились стопкой на тарелке, и другой начал накрывать на стол. Беседа затихла.

За ужином разговор о любви не возобновляли. Они включили в комнате телевизор и слушали его из кухни - так они поступали почти всегда - новости без "картинок" лучше сортируются в голове и не прилепляются к каким-либо случайным сюжетам. Вот прогноз погоды лучше смотреть, чем слушать - там картинка говорит больше голоса. После ужина вымыли посуду, телевизор был лишён звука, и все расселись в углу у стола. Это было лучшее время дня, когда можно никуда не спешить и найти себе неспешные занятия для души. Можно и поговорить.
Мыслитель достал с полки первый том Шекспира и стал выборочно читать про себя сонеты. Укол:

В тот чёрный день (пусть он минует нас!),
Когда увидишь все мои пороки,
Когда терпенья истощишь запас
И мне объявишь приговор жестокий...

обратил  его взгляд к одной из них, смотревшей с отрешённым видом в экран телевизора:
- Так о чём вы говорили? Если не секрет.
Другой уже сел за клавиатуру и что-то там нащёлкивал.
- Словами - ни о чём. А по смыслу - обсуждали вопрос, обязательно ли любить того, с кем связан по жизни.- Другой не оторвался от своих "клопов".
- Мальчики, стоит ли нам начинать сначала ту беседу, которая не дала никакого выхода раньше? Так мы можем вызвать только усиление взаимного раздражения. И не сможем даже сами себе разъяснить сути вопроса о любви.- Одна из них явно не желала продолжения беседы, так как опасалась за последствия оглашения излишних подробностей недавнего "предисловия".- Очень важно любить того человека, с которым связана большая часть твоей жизни, но как угадать с кем её связывать?..
Мыслитель понял, что тайну ему не откроют ни за что. Он задумался и затем выдал следующее:
- Связать свою жизнь с тем, кого ты полюбил, конечно, очень хорошо. Но это не гарантирует счастья на всю оставшуюся жизнь, так как со временем всё изменяется, изменятся и вкусы, и взгляды и твои, и твоего любимого... Гораздо более надёжной дорогой к пожизненному счастью является дар полюбить того, с кем ты связал свою жизнь.
- Ты что, предлагаешь связаться с кем угодно, а затем, поднатужившись, полюбить его? - одна из них не выдержала более своей отстранённости.
- Наверное, мыслитель хотел сказать что-то несколько отличное от твоей трактовки. Возможно, необходим какой-то предварительный отбор... Ой, меня тоже сносит не туда. Хотя ведь предки наши вступали в брак не своей волей, а по выбору родителей, свах или каких-нибудь иных посторонних лиц.
- Да не тащите вы всё в одну кучу! Любовь и брак - вещи вовсе не связанные. Вот я: люблю вас обоих, но ведь между нами нет вопроса о браке. Брак это, скорее, способ решения даже не проблемы воспроизводства человечества, а способ решения вопросов имущественных взаимоотношений. Просто, лучше, когда взаимоотношения людей строятся на основе взаимной любви, то есть заботливого отношения друг к другу, постоянного поиска компромиссных решений, стремления избегать упрёков и обид. Необходимо проявлять к связанному с тобой по жизни человеку такое же внимание, как к себе самому, не ставить свои интересы выше, не требовать необходимости разрешения своих проблем в ущерб другому.
Теперь настал черёд одной из них. Она вопрошала о красоте чувств, эстетике взаимоотношений и радости взаимного обогащения. А то вы всё тут сводите к какой-то бухгалтерии - одни взаимные расчёты. А просто пройтись рядом с любимым, посидеть молча в сквере, даже и во время трудной работы поймать любящий взгляд полный поддержки. Уж она отвела душу, расписывая в красках все возможные прелести общения любящих друг друга людей. Но вдруг осеклась, вспомнив начало этого разговора и осознав, что слова ничего не значат в любви.
- Мальчики, вы правы - любовь нужно растить и поддерживать всю жизнь. Это - трудная работа.



МЕДИЦИНА

- Давай, помогу тебе перевязать руку,- мягким голосом предложила одна из них другому.- Садись к столу, развязывай.
Перекись промыла, "Актовегин" смазал, бинт защитил, лейкопластырь закрепил.
- Да, хорошо, что сразу обратился к врачу, получил необходимую помощь.
- О чём ты говоришь, душа моя,- занудил мыслитель из комнаты,- успехи медицины вызваны ростом степени опасности для человека новых условий жизни, и тем, что слишком многие кормятся около неё. Медицина стала отраслью экономики, обеспечивающей «и стол и дом»  сотням миллионов людей.
- Ничего плохого в этом нет,- легко возразила одна из них,- цель-то у них благородная.
- Обычная цель - заработать, пользуясь доступными путями и средствами. Новые болезни и новые методы возни вокруг них дают возможность получать всё больше и больше денежных средств, и потому медицина не в состоянии победить болезни. Цель современной медицины - изыскивать новые, всё более выгодные занятым в медицине, способы сосуществования человеческого сообщества и болезней. Хронические вялотекущие болезни - золотое дно для медицины.
- Ну ты куда-то не туда заплыл, дружок,- одна из них не находила слов для выражения всех своих чувств,- от бешенства и столбняка его разве ради денег спасали.
- В некотором смысле – да.- Мыслитель был твёрд и спокоен.- Мужчина допенсионного возраста должен иметь полную трудоспособность для выполнения своей социальной функции. Истинная цель медицины - превращение человека в медикозависимое существо с массой хронических заболеваний, "эффективные способы лечения" которых позволят ему долго жить, но не позволят вылечиться – иначе, кто же тогда будет кормить всю ораву "медиков" и "фармакологов" с присными.

Папка 20 - 170-192


Рецензии