Подражание Эбеккуеву Ханапи. Философские стишки
Такую диалектику стихийную сотворил.
Рассуждал об огне всегда,
Как никто никогда
(Гераклит)
О воде рассуждал,
Первоначалом ее считал.
В Милетской школе учился,
Никогда не ленился.
(Фалес)
Числа долго изучал
И монаду постигал.
(Пифагор)
Ксенофан школу создал,
Парменид - продолжал.
Апории создал Зенон -
Проблему множественности постигал он.
Детерминизм на свете есть,
Причин и следствий не счесть!
А кто об этом говорит?
Конечно же ....
(Демокрит).
Мудрейший философ Сократ
Был поболтать с афинянами рад.
За это его отравили:
Люди правду никогда не любили!
Жил-был философ Платон,
Создал Академию он.
Изучать эйдосы любил:
Объективным идеалистом был.
За завтраком он размышлял,
Пока его чай остывал:
"Почему существует омлет?..
Своей идее причастен предмет!
Зачем в кухню я заходил?
Однако, уже подзабыл!
Что же такое познание? -
Это души вспоминание!
Единое, ум и душа...
Однако, жизнь хороша!
Но неспокойно в стране...
Нужно создать концепцию мне!
Философы, воины и ,конечно, дельцы -
Когда вы на месте, тогда молодцы!"
Вещь четырьмя причинами обладает:
Без сущности с материей себя не представляет.
И без движения вещам не быть...
Как, впрочем, и без цели невозможно жить!
(Концепция Аристотеля о 4-х причинах)
Ум-перводвигатель был:
Сам неподвижен, а все шевелил.
Ум сей не любит ничто,
Но к нему тянется всё!
(Концепция Аристотеля об Уме-перводвигателе)
Средневековье настало,
Очень жарко стало!
(Жестокая рифма)
Тертуллиан апологетом был,
Веру христианскую защитил!
Был странным в какой-то мере:
"Абсурд ведь, однако верю!"
"Исповедь" он написал,
О мытарствах души рассказал.
Набожный такой господин -
Аврелий Августин.
Не желал стать бенедиктинцем:
За это посидел в темнице.
Веру и разум сочетал,
Бытие Бога доказал.
Католический Святой -
Фома Аквинский такой.
Человек стал "вторым Богом" -
Это говорит о многом!
Ведь способен он творить,
Все вокруг преобразить.
Что же это за явление?
-Ренессанс, иль Возрождение!
В жизни нужно все менять -
Новое общество создавать.
"Любые средства ради цели!" -
Так считал Макиавелли.
"Утопию" Мор написал -
Идеальное государство показал.
Все явления суть машины,
Четкие у них причины.
Бог - он только лишь "щелчок",
Ленивенький такой божок.
(Ф-я Нового Времени)
Фрэнсис Бэкон, Гоббс и Локк
Знали, что есть потолок.
Головами долго бились -
Вот и знания добились!
Кто же знал, что опыт сей
Так опасен для друзей?
(Эмпиризм - метод опытного познания)
Спиноза, Лейбниц и Декарт
Гласили: "Опыт - просто фарс!"
Лишь только разума сей свет
Поможет нам найти ответ.
(Рационализм - метод познания разумом)
Паскаль пошел против системы:
Разум и опыт не его темы!
Что не познаешь ты умом -
Поможет сердце тебе в том!
В мирских делах слаба наука,
А сердце - верная порука!
(Иррационализм Блеза Паскаля)
Научная революция грядет!
Что она нам принесет?..
Коперник о Солнце гласит,
Бруно в огне горит,
Галилей кидает тела,
Ради знания - не со зла.
По законам планеты бегут вокруг Солнца -
Это увидел Кеплер в оконце.
Ньютона тянет ко всяким телам -
Закон тяготения формулирует сам!
Любил ли этот сэр бекон?
Карьерист и лорд БэкОн.
"Новый Органон" издал -
Он власти над природой ждал!
Индукция и опыты -
Не пустые хлопоты!
Чтобы истину познать,
Нужно, сударь, наблюдать!
Собрать факты, обобщить,
Сущность вещи изучить...
"Путь пчелы" есть лучший путь,
Чтобы "идолов" свернуть!
(Эмпиризм Бэкона, учение об "идолах" и о "трех путях познания")
Рене Декарт, или Картезий,
Ценил в познании только ум.
Он полон был всегда сомнений,
Изрек: "Cogito ergo sum".
Любил дедукцию, как Шерлок,
И интуицию любил.
Родись Рене Декарт попозже,
На ТНТ бы победил!
Французское Просвещение -
Восемнадцатого века движение.
Есть в нем две группы мыслителей,
Таких философии любителей.
Среди "старших" - Монтескье,
Тот законы искал везде.
И Вольтер, и Кондильяк
Тоже ведь не просто так!
Среди "младших" - Ламетри:
"Материя движется - смотри!"
Здесь же и Дени Дидро -
Эволюции ядро!
Клод Гельвеций тут как тут:
"Страсти всюду стерегут!"
Среди "младших" - Поль Гольбах:
Материя по чувствам "бах"!
Мир явлений, иль природа, -
Это наши представления.
"Вещь в себе" - иного рода:
Трансцендента, без сомнения!
(Трансцендентальный идеализм Канта)
Делай так, чтоб твой поступок
Мог законом общим быть!
Человека не как средство,
А как цель нужно ценить!
(Принципы нравственности Канта)
Бытие и мышление едины -
Вот гегельянства картина.
В основе всего - абсолют,
"Мировым духом" зовут.
Вещи себя отрицают:
Диалектику Гегеля уважают!
P.S.
Он тройку мне ставит.
Зачем так делает?
Не могу понять его,
Такого препода своего.
Свидетельство о публикации №115012110173