Диалог с самим собой 2
(поэтические философемы,
Реплики, эссе)
19.01.2015
Диалог с самим собой (2)
( продолжение)
Два вопроса преследуют человека, склонного к самоанализу. Они звучат так: «что делать?» и «кто виноват?»
Два мыслителя высказали по этому поводу - свое понимание тех, кто что-нибудь делает или не делает, и кто в чем-либо виновен или не виновен. Это – Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) и Александр Иванович Герцен (1812 – 1870).
«Диалог с самим собой» человек ведет во все времена. И фактически все живущие люди участвуют в этом диалоге - прямо или опосредованно. Собеседниками становятся «человек Ренессанса» и « человек Просвещения», парижские коммунары и участники Великой Октябрьской Социалистической революции, советский пенсионер и американская домохозяйка, оказавшийся безработным кормилец семьи и уволивший его с приватизированного завода – буржуй…
Летит «стрела времени». Куда? – в светлое будущее, конечно же, ибо оно обязательно должно быть светлым, побеждающим мрак массового невежества и массовой бедности. Бесстрастная и грустная статистика сообщает, что сейчас на планете земля голодает почти полтора миллиарда людей. Крах капитализма давно перестал быть термином пилитэкономии и философии, а процесс декапитализации мира – невозможно остановить! Что дальше?
Горе, которое обрушилось на нас, требует объяснения. Человек, понимающий мир способен изменить его, перестав быть заложником ходячих мнений. Бедное большинство и богатое меньшинство – это полюса мира, а не терминологические единицы. Это умирающие без лекарств инвалиды, это ослабленные от скудной пищи дети, это убиваемая скудным финансированием наука. Это бедствующие на крохотные зарплаты учителя и врачи, служащие неэлитных учреждений, рабочие и крестьяне, в жизни которых нужда и безработица правят бал. Что случилось? Что делать , и кто виноват? На последние два вопроса история имеет ответы, данные ранее в недалеком прошлом (19 век) гениями революционно-демократической борьбы – Николаем Гавриловичем Чернышевским и Александром Ивановичем Герценым – создателем « Полярной звезды». Чем жили те мыслители, что волновало их? Положение бесправных народных масс было истолковано в категориях истины и справедливости. Гении мечтали о том, что бы человек от сохи и человек от станка были свободными. Свободу им принес Октябрь, смыслообразующие стратегии счастливого бытия - бунтари, когда пришло их время. Революция утвердилась, и невозможное стало возможным, на планету пришел гигант новизны – Советский Союз.
Пионеры преобразований славянского мироустройства, сформулировали свои революционные императивы. Представим наших героев!
Миниэнциклопедия оптимизма и веры в себя:
Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности.
Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости.
…Бывают случаи, в которых вред воспрещаемого более велик, чем вред воспрещения. В таких делах принудительные меры оправдываются разумом и предписываются совестью…
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889), русский революционер - демократ, ученый, писатель, литературный критик, один из руководителей журнала «Современник», развивал традиции В.Г. Белинского, последовательно защищал реализм. Проводил через «препоны и рогатки цензуры– идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей» (В.И.Ленин). Вождь революционного движения 60-х гг. в России, идейный вдохновитель « Земли и воли», автор прокламации «Барским крестьянам…». В 1864 году был сослан на каторгу в Сибирь; в 1883 освобожден из ссылки. Дал глубокую критику капитализма; считал социализм обусловленным всем развитием человечества. Романы «Что делать?» (1863) и «Пролог»(1867 – 1869), в которых излагаются социалистические идеалы и созданы образы революционеров, сыграли большую роль в воспитании многих поколений русских революционеров. Деятельность Н.Г.Чернышевского высоко оценили К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин.
***
Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще более человеческий – это понимание врагов, потому что понимание – разом прощение, оправдание, примирение.
Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь сделать.
Страшные преступления влекут за собой страшные последствия.
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. (Древнеиндейская пословица гласит: когда человек уничтожит все живое на Земле, только тогда он поймет, что деньги есть нельзя.)
Беспощаднее инквизитора нет, как совесть.
Герцен Александр Иванович (1812 – 1870), русский революционер, писатель, философ. На революционный путь вступил под влиянием декабристов. Окончил Московский университет, где возглавлял революционный кружок. В 1834 году арестован и 6 лет провел в ссылке. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?». С 1847 года в эмиграции. После поражения европейских революций 1848 года разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 году основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал русское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 году решительно встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли». В последние годы жизни его внимание привлекла деятельность 1-го Интернационала и борьба рабочего класса. Сочинение « Былое и думы» - один из шедевров русской классической литературы.
Резюме:
Оглянись, незнакомый прохожий.
Мне твой взгляд неподкупный знаком.
Может я это, только моложе...
Не всегда мы себя узнаем.
Ничто на Земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая все же бессмертна.
Как молоды мы были, как молоды мы были,
Как искренне любили, как верили в себя...
Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова, 1976 год, песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе».
20.01.2015
Свидетельство о публикации №115012004137