Хорнемские сенокосные избушки
Наиболее известное сенокосное поселение - в экспозиции музея "Малые Корелы" что под г. Архангельск. В 1960-е годы эта сенная деревенька была вывезена в музей из деревни Хорнема, что на правом берегу реки Пинега Верхнетоемского района Архангельской области. Ориентировочное время постройства поселения - конец XIX века. Хорнема, как и все деревни вдоль течения реки Выи и около устья, где Выя впадает в Пинегу, является одним из самых отдаленных районов и Верхнетоемского района, и всей Архангельской области в целом. Новые веяния строительной моды успевали превратиться в забытую классику прежде, чем они добирались до этой глубинки. Архаичность построек сенокосной деревни позволяет предположить, что схожие сенокосные деревеньки некогда были привычным и естественным явлением в деревенской жизни северодвинцев.
Перечень построек Хорнемского сенокосного поселения в "Малых Корелах":
амбар Паршукова
амбар Синяева
амбар Толстикова
дом Первышина
дом Синяева
Сенокосные поселения (иногда также называемые сенными) строились вблизи отдаленных покосных лугов. Зачастую сенные угодья находились на весьма значительном расстоянии от основной деревни - до 50 км. И для экономии времени и сил рядом с сенокосом строили небольшую деревеньку из маленьких домов, которые тем не менее были отапливаемыми и позволяли сравнительно комфортно жить недели (а, может, и месяцы) вдали от дома. К сенной деревеньке часто добавляли несколько атрибутов большой деревни - несколько выездных амбарчиков, баньку. Получался такой прообраз современных дач. С той разницей, что дачники тяготеют к лентяйству, а от скорости покоса и объема заготовленного сена зависело выживание домащней скотины в зимний периоод, а значит и общее благополучие семьи и деревни.
Известные сенные деревеньки не могли похвастаться строгостью планировки - обычно их рубили вразброс, кому где и как по сердцу пришлось. Но все же некоторая свобода выбора места постройки сопровождалась соблюдением неких общих границ поселения - дома располагались кучно и плотно друг к другу. Постройки сенных домиков грешат некоторой небрежностью, можно предположить, что их ставили в целом на скорую руку, не уделяя внимания архитектурным изыскам. В то же время, такое поселение могло существовать на одном месте почти неограниченный период времени.
Практика сенокосных поселений была описана уже во последней четверти двадцатого века, когда реально использовавших или достоверно помнящих о ней северодвинцев осталось мало. Поэтому в литературе есть противоречивые упоминания о том, что в сенокосные переселения отправлялись целыми деревнями, включая немощных стариков и младенцев, или, наоборот, что сенокосные деревеньки были прибежищем для выделенных бригад сезонных работников. Второе кажется более логичным, однако следует заметить, что у сенокосных домиков были владельцы, то есть они не были абстрактными "колхозными" постройками. И в заготовке сена могли участвовать (и участвовали) не только мужчины, но женщины, крепкие старики, подросшие дети. Вероятно, в зависимости от обстоятельств существовали различные варианты. Однако легко представить себе, что для детей постарше и подростков "поезка" на сенокос со взрослыми оказывалась не менее запоминающейся и значимой, чем какое-нибудь нынешнее путешествие к южному морю.
Все сенные домики топились по-черному. Вероятно, при этом дым играл роль и "антикомарина", изгоняя из жилища докучливых насекомых. В избушках были прорублены лишь небольшие вентиляционные окошки, которые на зимний период наглухо забивались.
На фотографии Хорнемское сенокосное поселение в музее "Малые Корелы".
Свидетельство о публикации №115011610600