Календарь поэзии. 12 января

События 12 января:

• 1628  Родился Шарль Перро , французский писатель-сказочник, поэт и критик
• 1665  Умер Пьер Ферма , французский математик, создатель теории чисел
• 1746  Родился Иоганн Песталоцци , швейцарский педагог
• 1772  Родился Михаил Сперанский , российский государственный деятель эпохи Александра I, реформатор
• 1800  Родился Эжен Луи Лами , французский живописец
• 1876  Родился Джек Лондон , американский писатель, автор приключенческой литературы
• 1903  Родился Игорь Курчатов , советский физик, академик
• 1907  Родился Сергей Королев , советский ученый, основоположник практической космонавтики
• 1908  Родился Жан Делануа , французский кинорежиссер
• 1917  Родился Махариши Махеш Йоги , индийский ученый и гуру, создатель трансцендентальной медитации
• 1931  Умер Джованни Болдини , итальянский живописец, портретист и жанрист
• 1936  Родился Раймонд Паулс , советский и латышский композитор, пианист, дирижер, политический деятель
• 1941  Родился Владимир Мулявин , советский и белорусский музыкант, композитор, Народный артист СССР
• 1942  Умер Владимир Петляков , советский авиаконструктор
• 1949  Родился Харуки Мураками , японский писатель и переводчик
• 1962  Родился Гунде Сван , шведский лыжник, 4-кратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира
• 1967  Родилась Рената Литвинова , российская актриса, режиссер, сценарист, телеведущая, Заслуженная артистка России
• 1976  Умерла Агата Кристи , английская писательница, автор детективных романов и пьес
• 1979  Умер Александр Столпер , советский кинорежиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР
• 1998  В Париже был подписан Протокол о запрете клонирования человека
• 2001  Умер Уильям Хьюлетт , американский инженер-электроник, соучредитель компании «Hewlett-Packard»

**

Джек Лондон (англ. Jack London; урождённый Джон Гриффит Чейни, John Griffith Chaney; 12 января 1876 — 22 ноября 1916) — американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов.

Джон Гриффит Чейни (Джек Лондон) родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Мать будущего писателя, Флора Веллман, была учителем музыки. Она забеременела от астролога Уильяма Чейни, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Уильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт, но она категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако только слегка ранила себя. В газетах того времени была поднята страшная шумиха (например, в статье «Покинутая жена» в «Кроникл»), имя профессора Чейни было опорочено, что впоследствии послужило причиной его отказа от отцовства (в 1899 году Джек Лондон отправил Чейни несколько писем, в которых спрашивал, отец он ему или нет, но профессор однозначно отрицал отцовство).

После рождения малыша Флора оставила его на какое-то время на попечение своей бывшей рабыни Вирджинии Прентисс, которая оставалась для Лондона важным человеком на протяжении всей его жизни. В конце того же 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, инвалида и ветерана Гражданской войны в США, после чего забрала малыша к себе обратно. Мальчика стали называть Джон Лондон (Джек — уменьшительная форма имени Джон). Семья Лондонов (Джон Лондон привел в семью двух своих дочерей, старшая, Элиза, стала верным другом и ангелом-хранителем Джека на всю жизнь) поселилась в рабочем районе Сан-Франциско, к югу от Маркет-стрит.

В это время страна была охвачена жесточайшим экономическим кризисом, начавшимся в 1873 году, сотни тысяч людей потеряли работу и скитались от города к городу в поисках случайного заработка. Отчим Джека предпринял несколько попыток заняться фермерством, которые были сведены на нет Флорой, постоянно вынашивавшей авантюрные планы быстрого обогащения. Постоянно испытывая нужду, семья переезжала с места на место, пока не обосновалась в соседнем с Сан-Франциско городе Окленд, где Лондон в конце концов и окончил начальную школу.

Джек Лондон рано начал самостоятельную трудовую жизнь, полную лишений. Школьником продавал утренние и вечерние газеты, по выходным подрабатывал в кегельбане, расставляя кегли, а также уборщиком пивных павильонов в парке. По окончании начальной школы в возрасте четырнадцати лет поступил на консервную фабрику рабочим. Работа была очень тяжёлой, и он ушёл с фабрики. За 300 долларов, одолженных у Вирджинии Прентисс, он купил подержанную шхуну и стал «устричным пиратом» (нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско), а затем служил в рыбацком патруле («Рассказы рыбацкого патруля»).

В 1893 году нанялся матросом на промысловую шхуну «Софи Сазерленд», отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Первое плавание дало Лондону много ярких впечатлений, которые легли затем в основу многих его морских рассказов и романов («Морской волк» и др.). Впоследствии также работал на джутовой фабрике, гладильщиком в прачечной и кочегаром (романы «Мартин Иден» и «Джон Ячменное Зерно»).

Первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии», за который он получил первую премию одной из газет Сан-Франциско, был опубликован 12 ноября 1893 года и послужил началом его литературной карьеры.

В 1894 году принимал участие в походе безработных на Вашингтон (очерк «Держись!»), был арестован близ Ниагара-Фоллс за бродяжничество, после чего месяц просидел в тюрьме в Буффало («Смирительная рубашка»). Во время скитаний по дорогам с армией бродяг Лондон пришёл к выводу, что физический труд не может обеспечить человеку достойного существования и ценится только труд интеллектуальный. В это время у него возникает убеждённость, что он должен стать писателем. В походе он впервые обстоятельно знакомится с социалистическими идеями (и, в частности, с «Манифестом Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, которые произвели на него огромное впечатление).

 В 1895 году он вступил в Социалистическую трудовую партию Америки, с 1900 года (в некоторых источниках указан 1901 год) — член Социалистической партии Америки, из которой выбыл в 1914 году (в некоторых источниках указан 1916 год). В заявлении о выходе из партии причиной была названа потеря веры в её «боевой дух» (имелся в виду отход партии от пути революционного преобразования общества и взятый ею курс на постепенный реформистский путь к социализму).

Вернувшись домой, Джек поступает в среднюю школу. В школьном журнале «Иджис» он публикует свои первые социалистические очерки и рассказы о временах своих странствий по дорогам США. Темпы обучения его категорически не устраивали, и он принимает решение бросить школу и готовиться самостоятельно к поступлению в Калифорнийский университет.

Успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра из-за отсутствия средств на учёбу вынужден был уйти.

Весной 1897 года Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску. Поначалу Джеку с товарищами сопутствовала удача — опередив многих других золотоискателей, они смогли пробиться к верховьям реки Юкон и застолбить участок. Но золота на участке не оказалось, а застолбить новый до весны не представлялось возможным, и, в довершение всего, во время зимовки Лондон заболел цингой.

В Сан-Франциско он вернулся в 1898 году, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений.

Более серьёзно заниматься литературой стал в возрасте 23-х лет, после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899 году, а уже в 1900 году была издана его первая книга — сборник рассказов «Сын волка». Затем последовали следующие сборники рассказов: «Бог его отцов» (Чикаго, 1901), «Дети мороза» (Нью-Йорк, 1902), «Вера в человека» (Нью-Йорк, 1904), «Лунный лик» (Нью-Йорк, 1906), «Потерянный лик» (Нью-Йорк, 1910), а также романы «Дочь снегов» (1902), «Морской волк» (1904), «Мартин Иден» (1909), принёсшие писателю широчайшую популярность. Работал писатель очень много, по 15—17 часов в день, и написал около 40 книг за всю свою не очень длинную писательскую жизнь.

Художественный метод Лондона выражается прежде всего в стремлении показать человека в тяжелой жизненной ситуации, на переломе судьбы, реалистические описания обстоятельств сочетаются с духом романтики и приключений (сам автор определял свой стиль как «вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления»). Для произведений Лондона характерен особый поэтический язык, быстрое введение читателя в действие своего произведения, принцип симметричности повествования, характеристика героев через диалоги и мысли. Своими литературными учителями он считал Р. Стивенсона и Р. Киплинга (хотя с мировоззрением последнего Лондон не соглашался, восхищаясь лишь его стилистическими достоинствами).

Огромное влияние на жизненную философию писателя оказали Г. Спенсер, Ч. Дарвин, К. Маркс и Ф. Энгельс и, в некоторой степени, Ф. Ницше. Джек Лондон давал высокую оценку произведениям русских писателей, особенно М. Горького (его роман «Фома Гордеев» Лондон называет «целительной книгой», которая «утверждает добро».)

В 1902 году Лондон побывал в Англии. Пребывание в Лондоне дало ему материал для написания книги «Люди бездны», которая имела успех в США (в отличие от Англии). По возвращении в Америку он читает в разных городах лекции, преимущественно социалистического характера, и организует отделы «Общестуденческого общества».
В январе 1900 года Джек Лондон женился на невесте своего погибшего университетского приятеля Бэсси Маддерн, которая родила ему двух дочерей — Джоан и Бэсс. Летом 1903 года, влюбившись в Чармиан Киттредж, писатель уходит из семьи и в ноябре 1905 года женится на ней.

Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. Лондон работает военным корреспондентом. В 1907 году писатель предпринимает кругосветное путешествие на построенном по собственным чертежам судне «Снарк» (по замыслу Лондона путешествие должно было продлиться 7 лет, но было прервано в 1909 году из-за болезни писателя). В путешествии был собран богатый материал для книг «Путешествие Снарка», «Рассказы южных морей», «Сын Солнца». К этому времени благодаря высоким гонорарам Лондон становится состоятельным человеком. Его гонорар доходил до 50 тысяч долларов за книгу, что было очень большой суммой. Впрочем, самому писателю денег постоянно не хватало.

Многогранный талант Лондона принёс ему успех и в области сочинения утопических и научно-фантастических рассказов. «Голиаф», «Враг всего мира», «Алая чума», «Когда мир был юн» и другие привлекают оригинальностью стиля, богатством воображения и неожиданными ходами несмотря на определённую схематичность и незавершённость,. Развитая интуиция и жизненные наблюдения в стране «жёлтого дьявола» позволили Лондону предвидеть и ярко изобразить наступление эпохи диктаторов и социальных потрясений («Железная пята» — становление олигархической диктатуры в США), мировых войн и чудовищных изобретений, угрожающих существованию человечества.

В 1905 году писатель приобрел ранчо в Глен-Эллен (Калифорния), которое неоднократно расширял в последующие годы. Увлёкшись сельским хозяйством, Лондон активно внедрял новейшие методы хозяйствования на своей земле, пытаясь создать «идеальную ферму», что в конце концов привело его к многотысячным долгам. Чтобы покрыть долги, писатель был вынужден заниматься литературной подёнщиной, писать низкопробные произведения на потребу популярным журналам (таковыми, по признанию самого автора, являлись «Приключение», «Смок Беллью»).

В какой-то момент писательский труд даже начал вызывать у Лондона отвращение. Весной 1914 года по заданию журнала «Кольерс» он отправляется военным корреспондентом в Мексику, где пишет статьи, оправдывающие вмешательство США во внутренние дела других государств, что вызвало бурю негодования товарищей по партии.

В последние годы Лондон переживал творческий кризис, в связи с чем стал злоупотреблять алкоголем (впоследствии бросил). Из-за кризиса писатель даже был вынужден пойти на приобретение сюжета для нового романа. Такой сюжет был продан Лондону начинающим американским писателем Синклером Льюисом. Лондон успел дать будущему роману название «Бюро убийств», однако написать успел совсем немного, так как вскоре скончался.

Лондон умер 22 ноября 1916 года в Глен-Эллене. Последние годы он страдал от почечного заболевания (уремии) и умер от отравления прописанным ему морфием. Самой известной является версия самоубийства. Обдуманное самоотравление также стало распространяться в более поздние времена — достаточно вспомнить о смерти Зигмунда Фрейда. То, что сами рассуждения об источниках самоубийств существовали в его голове, это однозначно; например, главный герой романа «Мартин Иден» кончает с собой, утопившись в океане; о своих размышлениях по поводу самоубийства Лондон также упоминает в автобиографической повести «Джон Ячменное Зерно».

**

Немало юношей пишет стихи. Не миновала «стихотворная лихорадка» и двадцатилетнего Джека Лондона. Собственно, с сочинения стихов и началась его писательская карьера. «Каких только стихов я не писал, — вспоминал он впоследствии, — на любой вкус, начиная с триолетов и сонетов и заканчивая белым стихом, а также стихами эпическими». Увлекшись, Джек по двенадцать — четырнадцать часов в день не выходил из комнаты, перемежая «поэтические упражнения», как он назвал их впоследствии, с написанием философских и политических статей, а также рассказов.

Помимо любви к поэзии, на подобное сочинительство его подвигла и нужда. Природная деловая хватка в сочетании с романтическим складом души подсказали ему, что куда интереснее и, казалось бы, легче заработать на жизнь не тяжёлым физическим трудом, а сочинением стихов, особенно юмористических. Надо признать, тут он ошибся. Из четырёх триолетов, написанных им, одобрен и напечатан был лишь один — в автобиографическом, по сути, романе «Мартин Иден» — о молодом человеке, прошедшем нелёгкий путь от простого матроса до успешного писателя.

ДЖОРДЖУ СТЕРЛИНГУ

[Джордж Стерлинг (1869-1926) —
американский поэт, друг Джека Лондона]

Я наблюдал садовника работу.
Он ирис наклонил к себе слегка ;
И лепестки разворошил, и что-то
Поправил в самой чашечке цветка.
Кощунством ли назвать такое действо,
Когда ему цветение итог?
И кто, как не Садовник, знает средство?
Его рукой не Дьявол водит, ; Бог!
Припоминаю друга своего.
Он будни будоражит — для того,
Чтоб различать не слышный уху глас
И видеть тени, скрытые от глаз…
Он встал на оползающий обрыв.
Но Бог ; не осудил бы тот порыв?!

**

В ТОЙ СТОРОНЕ, ГДЕ РАДУГА ВСТАЁТ
(Триолет)

Отправился я клад искать когда-то
В той стороне, где радуга встаёт.
Перемахнул через ограду сада,
Намереваясь клад найти когда-то…
Но я прошу! ; болтать о том не надо
Моей любимой, что в саду живёт.
Мне удалось свой клад найти когда-то
В той стороне, где радуга встаёт.

Январь 1899

**

ПРИЗНАНИЕ

Мне нравятся и шелест крыл,
И эти с ветром шашни.
Я змея запускать любил
С плющом увитой башни.
Змей вырывается из рук.
Внизу - листвы кипенье.
Полёт стремительный. И вдруг –
Лучей небесных пенье.
Упругая тугая нить
И змей, что рвётся с крыши,
Заставят ветер говорить, ;
Фонограф всё запишет.
Так я пишу с недавних пор,
Преподношу событья.
И ветра чувствую напор,
И трепетанье нити.

Май 1897
   
**

ПЕСНЬ ТЛЕЮЩИХ УГОЛЬКОВ

Солнца огненные плети, ;
Мы недолго, но цвели…
Кто же нас упрятал в эти
Клети мрачные Земли?
Не допив желанный кубок,
Не узнав земной Весны,
Мы, поруганные грубо,
С праздника удалены.
В тесном каменном подвале,
В скудном воздухе сыром
Мы мечтать не перестали
О рождении втором.
Долго, долго мука длится…
Потечёт ли Время вспять?
Бог, перевернув Страницу, ;
Миру явит нас опять?!

Март 1899

**


Рецензии