По конкурсу - Рондо

http://www.stihi.ru/2014/11/20/3774 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/01/08/8828  - Итоги Конкурса

http://www.stihi.ru/2014/11/13/2869 - Рондо (статья по написанию формы)

Завершился 4 тур конкурса Твердых Форм. Рондо, как мне показалось во время приема произведений,  порадовало  простотой формы, если сравнивать ее с  предыдущими:  15 строк, две рифмы и три коротеньких рефрена в половину строки. Такой рефрен легко вписать в любой текст, не заморачиваясь его смыслом. И целых 15 разных строк -  это совсем не то, что 8 строк триолета, из которых разных - всего лишь 5! Какие великолепные возможности для  изложения темы!

Увы, внимательное прочтение пакета во время голосования особой радости не доставило - выбор произведений, пригодных  для номинации, был невелик. Ну, ладно бы авторы, только что присоединившиеся к конкурсу ТФ - они могли не заглянуть в ссылку http://www.stihi.ru/2014/09/28/6114, где есть вся предыстория прошедших туров с разбором типичных ошибок написания твердых форм, но старожилам-то конкурса пора  бы уже почувствовать специфику написания твердых форм: мы пишем не просто обычные стихи в заданной рифмовке, а стремимся создать каноны, то есть, если не создаем стилизацию старинной поэзии, то хотя бы в современной теме стремимся не вылезать из характерных особенностей их написания:

- избегаем употребления языкового  новодела;

- используем только две  точные рифмы (которые точны не только в пределах одной строфы рондо, но и ПО ВСЕМУ СТИХОТВОРЕНИЮ!);

- избегаем деления текста на строки таким образом, что предложение на конце строки насильно  разрывается, подлежащее отделяется от сказуемого или определение - от определяемого слова. Такой неестественный разрыв членов предложения допустим в обычной поэзии (хотя редко ее красит), а в канонических формах - под запретом. В идеале во всех твердых формах   действует правило «одна строка = одна законченная мысль», без всяких продолжений в  других строках и тем более - других строфах. Конечно, это не всегда получается, но хотя бы на конкурсных работах к этому стоит стремиться и уж никогда не разбивать предложение на строки так, что пауза чтения конца строки выглядит неестественно;

-стараемся делить  содержание по строфам. Каждая строфа - смысловой законченный эпизод  темы. В идеале,  как в сонете - завязка, кульминация и развязка; 
Ничего нового я сейчас вам не сообщила:  все это уже трижды отмечалось в предыдущих разборах, которые участники 4 тура либо не читали, либо прочли бегло, вероятно, потому, что именно их стихотворения не оказалось в числе разобранных, а читать про других - неинтересно.

В какой-то степени так же невнимательно отнеслись к чтению пакета и судьи (далеко не все, конечно!): среди номинированных стихов таблицы протокола не каждое  соответствуют канону.

 В обычных конкурсах при отборе стихов на номинацию у нас на главном месте стоит критерий художественного впечатления от стихотворения - его тема и поэтический язык (типичные ошибки стихосложения и лексики мы уже научились отбраковывать сразу же!). А при чтении пакета твердых форм членам жюри нужно отслеживать еще и соответствие канону и отбраковывать (к огромному сожалению для нас!) - прекрасные стихи, написанные с отступлением от канонических правил написания.
Правильно это или нет - я не знаю. Все зависит от того, чего мы хотим от этой серии конкурсов. Если увлекательной игры и увеличения числа лауреатов, то члены жюри - придиры и зануды,  достойные порицания. Если же мы хотим разобраться в духе твердых форм и научиться правильно их писать (пройти школу основ, на которой дальше можно будет творить новое), то придираться нужно и обращать внимание на мелкие просчеты, которых авторы могли бы избежать, если бы  писали более осознано - тоже нужно.

И еще. Если мы выбираем для написания своей темы какую-то определенную твердую форму, то мы должны подумать о следующем: зачем нам именно эта форма - ЧЕМ ОНА МОЖЕТ НАМ ПОМОЧЬ И КАК? Потому что, если все ее «примочки» - рефрены и ограничения по числу и виду рифм - нам ни к чему и ничего полезного не добавляют, то не надо и использовать её: пиши тем ритмом и той строфой, которые легко ложатся на твои мысли.

Рассмотрим рондо. Самые ХАРАКТЕРНЫЕ ЕГО ЧЕРТЫ ЭТО - ЦЕПОЧКА ИЗ ДВУХ РИФМ, ПРОХОДЯЩИХ ПО ВСЕМУ СТИХОТВОРЕНИЮ И ТРИ КОРОТКИХ РЕФРЕНА (начало первой строки повторяется в 9 и в последней 15 строке).
 
Если в какой-либо форме используется РЕФРЕН, то он должен там не просто присутствовать, а выполнять определенную работу:

Во-первых,  он  должен быть значимым для темы, в идеале  даже служить замком (ключом к пониманию всего содержания), главной мыслью стихотворения, а не просто случайной незначащей фразой.

Во-вторых,  этот рефрен, даже если он  без рифмы (форма рондо это допускает), должен быть вписан в мелодию стиха, в его ритм, не звучать в нем инородно, как вставка  прозой.

В-третьих, рефрены в рондо - это границы между частями темы - между завязкой, основной частью и ее кульминацией и развязкой.

Если в какой-либо форме есть ограничение по числу рифм (в рондо - ДВЕ ЦЕПОЧКИ РИФМ), то это тоже не прихоть, а особый прием, позволяющий особым звучанием передать музыку хоровода - мотив, который через ряд повторов (рифм определенного типа) делает круг и выходит на следующее виток. Нарастающее развитие темы в рондо передается не только рефренами, но и  мелодией одинаково звучащих рифм. Именно поэтому рифмы рондо ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЛЫШНЫ ВО ВСЕМ СТИХОТВОРЕНИИ, а не только внутри строфы. То есть, автору необходимо подобрать 7 (или 8, если r=a)  слов с точной рифмой вида «а» и 6 слов с точной  рифмой вида «b».

aabba abbr aabbar, (где r=а, но может быть и холостой рифмой).

Именно для поддержания звучания  цепочки точных рифм очень важно выбрать для рондо ПРАВИЛЬНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР  (4-х или 5-и стопный ямб, в крайнем случае - 6-и стопный ямб, но тогда уж с мужской рифмой). Почему? При более длинной строке или при использовании трехсложных размеров, или при  разностопности строк и, уж тем более - при разнотипности стоп нам не удастся сохранить звучание двух цепочек одинаково звучащих слов - рифм. Рондо перестанет звучать как ритмичное пение хоровода и превратится в лирическое стихотворение для прочтения вслух - эпистолу.

А теперь несколько примеров из конкурсного пакета с моими краткими комментариями к ним. Выбрала те, что понравились по содержанию, хотя НЕ ВСЕ ИЗ НИХ СООТВЕТСТВУЮТ КАНОНУ - именно эти отступления от канона написания ТФ я и постараюсь здесь показать.

№1. Преддверие зимы. Равиль Валеев      

Преддверие зимы. Пушистый первый снег
Сбегает ручейками по дороге в лужи:
Ещё земля никак не подаётся стуже,
Хоть лето на юга устроило побег.
Воробышки в кусты слетелись на ночлег,

Пока светло, скандаля, обсуждают ужин.
Голодный ветер от тоски деревней кружит,
Густым ковром листву на землю он поверг.
Преддверие зимы…
01 00 01 01 01 01
01 00 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 01 0   
01 00 01 01 00 01
               
Подходят холода, и памяти ковчег,
Чтобы согреть себя, вскрывают наши души.
Тепло прожИтого печаль морозов глушит,
Из детства светлого приносит оберег,
С надеждой ждём дождя на будущий четверг…
Преддверие зимы.

Во-первых, не та рифмовка (аbbаа bbаr аbbааr вместо aabba abbr aabbar).
Во-вторых, длинная строка с остановкой в середине, причем хаотичное распределение безударных стоп 00 в 6-истопном ямбе, что создает звучание  эпистолы - лирического стихотворения, читаемого вслух… Стихи отличные, но не рондо…

№2. Я Вас люблю! Владимир Курков

Я, Вас люблю? Нет ясного ответа.
Ещё сильны воспоминанья лета,
когда я счастлив был совсем с другой
и, чувства неподдельные душой
я к ней питал, достойные сонета.
01 01 01 00 01 0
01 01 00 01 01 0
01 01 01 01 01

Не скрою Вы, как яркая комета,
ворвались в мир, наполненный тоской.
Но как ответить на вопрос простой:
“Я Вас, люблю?“

У совести “под дулом пистолета“,
я осознал - нет прошлого обета.
Есть та, кто предназначена судьбой.
Хочу сказать сегодня Вам одной:
“Мой ангел, оставайтесь до рассвета.
Я Вас люблю!“

5-и стопный ямб, и все бы замечательно - дело немного портит только неточность во второй  цепочке рифм: другой-душой-тоской-судьбой…

№3. Вещий сон. Dnevalny

В полёте над Землей, срываюсь в бездну я…-
И так, из ночи в ночь, таинственность храня,
Мне снится вещий сон. Как наважденье.
И страшно, и тревожно пробужденье…
А лунный луч зовёт, надеждою маня,
Что пробивАемА у полночи броня!
И сеять зерна звезд – предназначенье,
Что должен я постичь зари рожденье,
В полёте над Землей…
01 00 01 01 01 01
01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0

В ночи ему я верю. Но при свете дня
В себе сомненье снова мучает меня:
Что сон, возможно, знак предупрежденья!
И в бездну срыв – не плод воображенья…
Что не дано познать мне таинство огня,
В полёте над Землей…

Во-первых, все дело портит разностопность: одна цепь рифм - 6-истопный ямб, другая - 5-и стопный. Длинная строка прочитывается с паузой в середине, кроме того - хаотичное размещение безударной стопы 00, все это дает интонацию эпистолы, а не рондо. Во-вторых, небольшая непродуманность ритмического звучания в длинном слове: «Что пробивАемА у полночи броня» - прочитываются два ударения в слове. Наконец, когда в твердой форме много строк начинается со служебного слова (и, а, что) - это тоже не типично для  рондо.

№4. Придёт пора... Елена Севрюгина 3

Придёт пора – замкнётся жизни круг,
И редким гостем в доме станет друг,
А родственники (дети или внуки)
Не огорчатся близостью разлуки-
Заплачет Ангел, проиграв отбой –
Увы, Иерихонскою трубой
Стен Вечности никто не смог разрушить-
Пред Господом предстанут наши души -
Придёт пора!
01 01 01 01 01

С рождения до каменной плиты
Известен путь – усилия пусты
Остановить ход времени земного -
Но нам дано Божественное Слово -
Оно воздвигнет в прошлое мосты –
Придёт пора!

Хорошие стихи, но не рондо. Нужны только две рифмы, а здесь их великое множество: ааББввссх ддЕЕдх

№5. Хранитель. Бабка Ёшка

Я – Камень лежачий, Хранитель, Замок.
У входа в пещеру я врос поперёк.
Там прокляты были когда-то
Рубины, сапфиры и злато.
Никто тех сокровищ коснуться не мог.
Течением пенным меня не увлёк
Могучий напор водопада.
Угрюмый, огромный, горбатый –
Я – Камень лежачий.
010 010 010 01
010 010 010 01
010 010 010

Когда-нибудь бурный иссякнет поток,
И мне суждено превратиться в песок...
Исчезнет заклятья преграда
С пещерного древнего клада.
Но тайну открыть не настал Ещё срок. 
Я – Камень лежачий.

Разностопный амфибрахий (размер не характерный для рондо, хотя амфибрахий сам по себе напоминает движение по кругу - звучание качания), но разное число стоп в разных строках - это то, что противоречит канону. Не совсем точные рифмы: «и злато»-«водопада»-«горбатый» (хотя, может быть, и придираюсь…) Два ударения подряд  «не настал Ещё срок» дает небольшой полураспад ритмического ударения.

№6. Случилось так. Светлана Чернявская

Случилось так: ты был ни враг, ни друг,
но слепо время чертит новый круг,
свеча горит вполсилы на столе
и бьёт поклоны небу на стекле,
и тень манит, роняя свет вокруг.
Как странен миг и голых плеч испуг,
так солнца блик играет на скале.
В угоду ли добру в заблудшей мгле
случилось так?
01 01 01 01 01
01 01 01 01 01
01 01 01 00 01

Неужто, жив и зелен зимний луг?
Уходит день, в руке зажав недуг,
огнём алеет малым на земле,
тепло даря ночной седой золе.
Во славу Божьих ангелов и слуг
случилось так.

5-и стопный ямб с мужским окончанием. Здесь мне не понравилось «заблудшей мгле» и слово «неужто» (разговорный стиль, который не сочетается с более возвышенной лексикой всего рондо). Не нравится и рифмовка однокоренных слов «круг-вокруг».

№7. Зима в душе? Елена Долгих

Зима - в душе застыли чувства,
Вокруг так холодно и пусто…
Воспоминаньем о тепле
В метельной и остудной мгле,
Благоухает алый сгусток,
Раскинув лепестки искусно:
Кокетка-роза на столе.
Рисует иней на стекле:
«Зима в душе…»
01 01 01 01 0
01 01 00 01 0
01 01 00 01
01 01 00 01   

Но пробивает запах русло        П
Улыбке! Вот уже не грустно!
Гарцует резво на скале
Зима в заснеженном седле,
И вопрошает свежим хрустом:
«Зима в душе?»

4-х стопный ямб. Дело портит только перенос, разрывающий фразу «Но пробивает запах русло \ Улыбке!» -  в старину так писать было не принято, кроме того пауза при чтении конца строки здесь неестественна для речи.

№8. Рондо. Лилия Белоконева       

Где тайный ключ? Закрыто на замок,
Что уготовил нам всесильный Рок.
Грядущее для нас полно секретов.
Гаданья остаются без ответов.
Терзает боль сомнения висок:
Ты отступил, иль сделал все, что мог?
Быть может лучше не давать обеты?
Блаженствовать под сенью леса где-то –
Где тайный ключ.
01 01 01 00 01
00 01 01 01 01
01 00 01 01 01  0

Но любопытства сладостный порок
Не даст покоя, гонит за порог,
Как Шампольона камень из Розетты*.
Познать, что дальше там за краем света,
Шифр разгадать, что заповедал Бог –
Где тайный ключ!?

5 стопный ямб с чередованием М и Ж рифм. У меня особых замечаний к исполнению нет.

№9. Встань на крыло!  Мари Полякова

Встань на крыло, птенец, ветрам назло,
Там, в вышине свободно и светло!
Взлетай, малыш, ты сможешь, я серьёзно,
Спеши в полёт - все покидают гнёзда.
Увидишь под собой озёр стекло,
Как рассекает эту гладь весло,
Сверкает рыба чешуёй на блёснах...
Лети скорей! Пока ещё не поздно,
Встань на крыло!
00 01 01 01 01
00 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0

Листву уже багрянцем повело,
И ночь длинней, и днём не так тепло.
Когда с небес заплачет осень слёзно,
Со стаей полетишь на юг по звёздам...
Смелей! Сомнений время истекло.
Встань на крыло!

Здесь у меня тоже нет придирок к форме.

№10. Осеннее рондо. Евгений Кан 2

Седой ноябрь пришёл издалека,
В мешке заплечном тучи-облака.
Он выпускал их, словно по приказу,
Дождливую выстукивая фразу,
В которой непритворная тоска.
Листок дрожит в дыханье ветерка.
С букетом пряным глиняная ваза...
Продолжи нить осеннего рассказа,
Седой ноябрь!..
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0

От холода спасут наверняка
Пять звёздочек янтарных коньяка.
Жду с рюмкой в предвкушении экстаза.
Пожалуйста, - я не приму отказа,
Поэтому, уважь-ка старика,
Седой ноябрь!..

Хорошие стихи. Правда, я при голосовании не заметила в них  не совсем точного оборота речи «Пять звёздочек янтарных коньяка» - неувязку подсказала одна из судей.

№11. Холмы Венеры. Геннадий Солодилов

В плену химеры я влюблён без меры,
Простите мне нескромные манеры
И от волненья – сбивчивую речь,
Я предсказатель – хиромант, сиречь.
Ладонь откроет будущего сферы,
Вот жизни линия, вот – холм Венеры,
Он Вам пророчит много жарких встреч,
А мне за это – дьявольскую печь
В плену химеры!
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 0
00 01 01 00 01

Но главный холм упрятан за портьеры,
Таится в нём оружие Гетеры,
Манящее достать из ножен меч.
Велик соблазн – на том холме прилечь,
Забыть и стыд и постулаты веры
В плену химеры...

Здесь все хорошо для формы рондо - и форма и содержание, и язык. Рифмы очень четко звучат - по всему стихотворению. Причем рифмовка рефрена с цепочкой рифм «а» - удачное и правильное (для общего звучания) решение.

№12. Рондо к Чайковскому. Зе-Бра
   
Напишите, мой друг, партитуру разлук,
Бесконечной любви замыкается круг.
Жаль, что нам не дано было вместе кружить,
Окружают меня только нот миражи.
Нереален сюжет, осязаем лишь звук...
Что-то шепчет октябрь, чуть шуршит Ваш сюртук,
Тёплый отзвук огня на тетради дрожит.
Снова нотным письмом объясниться решив,
Напишите: "Мой друг..."
001 001 001 001
001 001 001 001
001 001 001 001

Это проклятый дар или сладкий недуг -
Словно пульс ощущать клавиш бешеный стук?
Замыкается круг, и не хочется лжи.
Как сыграть пустоту в партитуре души?
Сумасшествие мне за такую игру
Напишите, мой друг.

Очень чистый 4 стопный анапест, мужская рифма. Звучат стихи хорошо, рифмы очень четкие. Мне понравилось рондо.

№13. Любить ноябрь. Лариса Ладыка 

Любить ноябрь, природы декаданс?
Однообразно-хмурых будней транс,
Где улиц нагота унынье множит,
Цинично и настойчиво итожа
Надежд весенних грустный дисбаланс…
Врёт гороскоп. Не сходится пасьянс.
И о тепле молитва не поможет.
А смерть-зима всё ближе… Так за что же
Любить ноябрь?
01 01 01 00 01
00 01 01 01 01
01 00 01 01 01 0

Роман не начат, и не спет романс –
Упущен на бессмертье шаткий шанс,
И ты, не став счастливей и моложе,
Как часть природы, умираешь тоже.
И даже слов печален диссонанс:
Любить? – Но... я... бррь...

Почему-то это рондо понравилось больше всех. Объяснить почему - затрудняюсь.

Прочие стихи разбирать здесь не буду - мне кажется, все главное про рондо уже сказано, и каждый автор сам сможет еще раз перечитать свои творения и найти в них какие-то недочеты по исполнению.

Всех авторов - участников данного тура и номинантов предыдущих туров (суммы набранных ранее очков показаны в протоколе) - жду на следующий этап  серии «Твердые формы» - на

КАНЦОНУ - http://www.stihi.ru/2014/12/20/3081.

Форма непривычная и необычная, но зато более свободная, чем рондо. Если почувствуете ее дух и назначение, то  все получится. Успехов!

С уважением, АлКора


Рецензии
Спасибо за Ваш поистине подвижнический труд, Алла! Именно Вашими подробными и честными разборами полезны и интересны конкурсы Ликбеза (какое справедливое название!)
Упражнения с твёрдыми формами меня лично привлекают заданными ограничениями, что дисциплинирует, заставляя искать самый верный способ выражения мысли (когда она есть). Однако тот единственный двойной триолет в оправе, где мне удалось соблюсти все формальные условия, не нравится мне своей "нерусскостью": скованностью какой-то и непоэтической прямотой "в лоб". Следует ли нам, русским, неукоснительно соблюдать правила, запрещающие служебные слова в начале строки и перенос предложения в следующую строку? Ведь в большинстве западных языков чётко закреплён порядок слов в предложении, а слова (например, в английском и французском) достаточно коротки, при этом наблюдается тенденция ко всяческим сокращениям и стяжениям. Русский язык - совсем другая система! И, если мы понимаем, что на протяжении веков, перекочёвывая из страны в страну, сонеты, канцоны и другие твёрдые формы изменялись (под влиянием конкретных языков!), то почему не допустить, что и русский язык с его свободной выразительностью может внести свою красоту и силу в эти старинные формы?
Ещё раз благодарю Вас, Алла, желаю новых творческих достижений в наступившем новом году, здоровья и добрых подарков от жизни!

Лариса Ладыка   10.01.2015 11:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса! Люблю ваши стихи и жалею, что вы не член моей команды жюри...

Я странно отношусь к ТФ. Если в обычных стихах мы стараемся писать так, как подсказывает нам наш язык и наши русские традиции, то конкурс ТФ - это школа. Задача научиться писать стилизации (пусть и на темы нам близкие и понятные) того, что было создано европейскими (вовсе не русскими!) предками и почему-то сохраняется, начиная со средневековья. Освоим эту базу, приучим себя держать в рамках, экономя каждое слово, оттачивая каждую рифму, научимся краткому и точному изложению своей темы несколькими строками, овладеем написанием ЧИСТЫМИ ритмами - значит кое-что полезное понесем дальше - в более свободные формы. Согласитесь, что в наших стихах часто слишком много красивой "воды" - пустословия, очень неточного и часто излишнего - только в угоду заполнения строки и попыткам удивить других авторской рифмой?

Я два года сопротивлялась проведению этого конкурса: мне не по душе ограниченность ТФ. Но раз взялась - надо попытаться их понять и заодно посмотреть по-новому на себя - готовы ли мы к свободе поэтического выражения? Где у нас оригинальные авторские мысли в стихах, а где красоты и пустословие?
Только с этой точки зрения конкурс ТФ - полезен. Писать ими далее - я никого не призываю. И сама не пишу. Мне для этого таланта не хватает. Боюсь, что таких как я - много. Но учиться у предков - это здорово.

Алкора   10.01.2015 13:23   Заявить о нарушении