Экспертный обзор. Анна Маркина. Декабрь-2014
Художественное творение ценно тем, что приоткрывает завесу над самой сутью жизни, оглашает бытие, которое обыкновенный взгляд зацепить не может. Помните, по Хайдеггеру, храм – не потому произведение искусства, что он эстетически значимо выражен в некоем материале, а потому что храм и есть Бог. Потому что при входе в него человеку открывается нечто бОльшее, нежели внешняя красота, но сама онтологическая суть. Так и хорошее стихотворение – это не просто слово, которое трогает, но слово, которое приоткрывает великую тайну.
Не могу сказать, что в этот раз мной было найдено много стихов, которые бы удовлетворяли этому подходу и выдерживали требования, предъявляемые по гамбургскому счету. Тем не менее, шорт-лист, я, изрядно помучившись, составила следующим образом.
АНДРЕЙ МОИСЕЕВ «Обратный отсчет»
http://www.stihi.ru/2009/03/01/373 квота Главной редакции
Стихотворение, которое я сразу включила в свой топ. Казалось бы, сама композиционная структура, выраженная в форме обратного отсчета человеческих лет, не нова. Как минимум, можно вспомнить стихотворение Кудряшевой «Мама на даче, ключ на столе…». Но дело ведь не в архитектонике. Дело только в том, насколько правдивым и близким ощущается текст. Символично обрываются листья как этапы жизни. Перегорают серьезные чувства, теряются друзья, уходят родители, а потом «все» заканчивается. Хотя стихотворение ценно тем, что ответ на тревожный вопрос: «А зачем тогда все это было и что там дальше?» далеко не однобоким оказывается. «Все» - это только на текущий момент, на момент осени, а впереди весна и опять рост и расцвет. Невольно вспоминается блоковское «и повторится все, как встарь». В «обратном отсчете» внешней закольцованности нет, но внутренне, содержательно она подразумевается.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что автора ведет звук, однако никогда не уводит в дальние дали. Звук служит автору, но не главенствует. Посмотрим на многочисленные красивые и не давящие аллитерации: «Как мы попали – из пламени в полымя» - ол\ал, «Куст на дороге стоит семисвечником – Семеро листьев последних горят» - строки свистят, как осенний ветер, «родиТели! Тонкая ниТочка – как ТеТива»… И очень подходяще выбран размер, с ударением на счете. Повторы усиливают ритмическое ощущение. Словом, отлично исполнено по всем параметрам.
СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ "Ещё одна волна"
http://www.stihi.ru/2014/10/05/311 Отборочный тур для резидентов БЛК (квота Ирины Зиновьевны)
Тоже сразу включила в топ. Несколько тематически схоже с «обратным отсчетом». Но, как я уже говорила, дело не во внешней схожести сюжета или настроения, а дело только в том, насколько в стих веришь и насколько он тебя касается. Формально исполнено достаточно просто. Восемь ямбовых строк, графически разбитых автором на большее количество для создания «волнового» ритма. Простоватая точная рифмовка без затей. Лирический герой смотрит одновременно в будущее, ведь и он, как старик, как волна, скоро пропадет с поверхности, смешается с чем-то большим, и в прошлое – туда, где он еще совсем мальчик. Печаль, ощущение увядания и проходящести, но ощущение это спокойное и чистое, без надрыва и истерик, заставляют верить в себя и сопереживать.
СТОЛЕТОВ «Тень отца»
http://www.stihi.ru/2014/09/27/6011 номинатор «Термитник поэзии»
А вот здесь совсем другая история. Не то, что бы стих сильно значителен содержательно. Скорее, он просто хорошо написан. Обыгрывание великого сюжета в ироническом тоне. Немного даже циничное. Тем и ценно. Легкость, ироничность задается уже лексически – солнце прячется «слегонца», герой «из записных дубин», никого не «колышет» судьба страны... Неожиданен и удивителен такой просторечный словоподбор, когда дело касается шекспировских разборок. И далее появляется «Датская правда», фотограф велит говорить «чиз», учитываются рейтинги – словом, это стяжение современного взгляда и сюжета трагедии, оставляет ощущение удивления, новизны и общей незашоренности.
ВИКТОР МАЙНА "обовсёмное"
http://www.stihi.ru/2014/12/11/5000 номинатор Татьяна Лернер
Стихотворение, ценное индивидуальностью взгляда, а также красивой, цепляющей метафорикой. Оно, действительно, вроде бы и ни о чем, разделению на составляющие не поддается, даже по настроению неровное. Но отзывается. У Чуковского луну гвоздями приколачивали, а тут, наоборот, немного в Маяковском ритме бригада «тащит солнце из болот». «Шагреневый переплет» невольно наводит на ассоциации с бальзаковской кожей. Отлично автор чувствует слово. Он не говорит «теплые дожди» - это было бы мыльно и не интересно, он слышит «дождей теплые имена». Он не переходит на чью-то сторону, а затевает какую-то только ему ведомую ангельскую революцию, причем ангелы вдруг обращаются в бандюг в масках. Решения онтологического вроде бы никакого не дается. Что тут проясняется? Да непонятно. Но ощущение, что это все вполне серьез, что это о внушительной битве внутри самого человека, остается. А истину и не получится выразить памфлетными утверждениями, ее можно только сколько-то зацепить, когда мировосприятие дуально. И в этом стихе получается.
KOUKKET "Открытие Антарктиды" (первое стихотворение цикла)
http://www.stihi.ru/2014/12/12/2707 Отборочный тур для резидентов БЛК
Казалось бы, зарисовка, ну, что особенного? Почему выносится мною в топ? А потому что ответственность автора перед словом велика, отсюда и сдержанность определенная. Скупыми средствами выражено очень объемное мироощущение. Близость к природе, к миру и вообще ценность того момента, который открывается перед читателем. Мне не особо нравится, что «свеча освещает степь наполовину» - широковато для света свечи, а если свеча не свеча, а метафора, то я не угадываю, что за ней прячется. В остальном же – здесь выражен самобытный взгляд и выражен красиво.
Далее я укомплектовала топ уже не столь уверенно. Следующим стихам, можно сказать, сколько-то повезло.
STERVA (ЯНА ЮШИНА) «Сыновья»
http://stihi.ru/2014/11/19/3393 номинатор Международный поэтический клуб «Рифма»
Это стихотворение трогательное и мастеровито написано. Я, честно говоря, такое письмо не люблю, оно слишком беспроигрышно и малосамобытно. Не люблю стихов, гарантирующих успех. Но уверена, что у него найдется много почитателей и в финале оно должно присутствовать.
СЕРЖАНТ ТУЗИКОВ «Скучно в армии солдату»
http://www.stihi.ru/2014/10/23/9492 отборочный тур
Ритмически немного напоминает частушку. Это подчеркивается и лексически – грубоватые словечки попадаются и просторечия (все, конечно, художественно оправдано). Не очень мне нравится, что второй катрен предсказуем. То есть ясно заранее, что автор будет тут работать на контрасте – от бытья в армии к теплым воспоминаниям. Но это уже дело авторское. И совсем мне не нравится выход из стиха. Последняя строка несколько все упрощает. Нормально, но я бы хотела, чтобы она была ударной, откровенной, что ли, отличительной. А она все предсказуемо подытоживает… Тем не менее, в целом, стих весьма...
СЕРГЕЙ ТИМШИН МАРТОВСКИЙ «Время синих лошадей»
http://www.stihi.ru/2014/01/09/8929 квота Главной редакции
Кто только эту пегасовскую, лошадно-вдохновенную тему еще не обыгрывал?! В этом смысле стих напоминает скачку на немного потрепанном коне. =) Хотя в целом исполнено симпатично. Но вот новизны и особо взгляда здесь нет. Но я как заядлый лошадник подкупилась на лошадье-поэтскую тему.
ИЗ БУРГОСА «Блюз Эдема»
http://www.stihi.ru/2014/09/19/8223 номинатор «Термитник поэзии»
Мне очень нравится первая часть. И очень не нравится вторая. Я не верю, что поэзия «на дно глухоты идет» и вообще, по мне, невнятно это сказано. Не особо мне нравится «трехсложный йод», сразу приходит в голову «двухсложная зеленка». Не нравится мне, что Герасим «не оспаривал начал»… каких-таких начал? Онтологических? и так ли он был прав? Откуда вдруг плавники взялись? Хотя строки «Ну а твой трёхсложный, сейчас он почём? В медный грош и судьбу цена» отличные. Первая же часть мне нравится целиком и очень. Особо про возвращенное «сиянье». Сразу вспоминается Георгий Иванов: «отблеск нестерпимого сиянья пролетает иногда во мне»… Словом, после долгой борьбы с самой собой, решила я отдать этому стиху место в топе.
ОЛЕГ ЮШКЕВИЧ «если»
http://www.stihi.ru/2010/12/04/8114 номинатор Елена Наильевна
Ну, это, конечно, явно не стих, который займет место в истории литературы. Но меня очень порадовала ирония и самоирония, а также обыгрывание темы «чтения Босха», ведь я тоже на этом споткнулась и посмеялась, когда автор в конце по этому поводу шутканул. Не все ж завесу над истиной приоткрывать, можно иногда в стихе и просто умело повалять дурака. =)
Хочу добавить, что в топ также рассматривались: Светлана Чернышова (слишком высокой мне показалась речевая инерция, в данном стихе, особо во второй половине, многовато лишнего и необязательного), Александр Крупинин (даже сформулировать не могу нормально, почему нет; как-то мимо меня стих просвистел, но бесы, вплетенные, весьма порадовали), а также Юрий Октябрев, Катя Ахалашвили и Монада «Вот и хватит», но тоже сколько-то не хватило этим стихам.
Свидетельство о публикации №115010703353
В общем, спасибо на добром слове
Столетов 15.01.2015 16:24 Заявить о нарушении