Прошедшего времени горечь...

Прошедшего времени горечь
Бесплодна. Печальным словам
Да будет твой дух непокорен,
Пусть даже твой путь узловат,

Как чёрные ветви деревьев
На фоне закатных огней,
Как русла бездонных и древних
Потоков в земной глубине...

Но тропы коварного змея,
И птичий полёт в вышине,
И ветр, чьим дыханьем измерен
Прилив набегающих дней,

И холод снегов окаянных
И зелень лесов и степей,
И волны земных океанов —
Пусть ведомы будут тебе,

А жизнь — обращается былью,
Границы и краски размыв,
Склонившись, как над колыбелью,
Над тайной и света, и тьмы.
05.01.15

Примечание: это стихотворение, как и ещё несколько, является экспериментальным в области рифмы. Вероятно, в ближайшее время я допишу и выложу статью по теории рифмы, где будет дано осмысление этих экспериментов. Если кратко, рифма -- это не результат применения набора некоторых правил по организации созвучия. Рифма -- это способ с помощью созвучий организовать определённый "эффект эха", связывающий между собой зарифмованные стихи и выделяющий рифмующиеся слова или конструкции. Конкретные же представления о рифме -- это "предрассудки, усвоенные нами до восемнадцати лет". Они меняются со временем, подвержены моде и забвению, словом, отнюдь не вечны и не универсальны. Диссонансы Даниила Андреева или Бродского звучат дико для привычного к классической рифмовке. Рифмовка Маяковского или Пастернака показалась бы ужасающей читателю, жившему лет на двадцать-тридцать раньше, нежели эти авторы. В целом я бы сказал, что представления конкретного читателя о рифме включает виды рифм (и варианты их применения), встречавшиеся ему в произведениях, звучание которых он сумел для себя осмыслить и осознать.


Рецензии
Думаю, проще сказать, что рифмы познаются ухом, а не теорией.

Станислав Курулюк   17.02.2015 03:03     Заявить о нарушении
Совершенно не согласен с тем, что проще не думать и не осмысливать. И тем, и другим рифмы познаются, и ухом, и головой. Без уха смысла в них нет никакого, конечно: рифмы, как и аккорды, не звучат на бумаге. Но ухо узнаёт только те типы созвучий, к которым привыкло. И расширение валидных для русского стихосложения типов созвучий нередко происходило через сознательное расшатывание правил (и введение новых), результат которого иногда становился потом нормой. Что-то приживалось, что-то осталось маргинальностью. При этом, экспериментируя, автор зачастую расшатывает восприятие не только читателя, но и своё. Иногда удачно, иногда нет. В этом стихотворении результат меня не впечатлил, зато в нескольких других подобных понравился, хотя кое-где рифмовка ещё и похлеще (удачи рассованы по циклам, неудачи оставлены здесь, в разделе экспериментов). Но сами типы созвучий, применённые экспериментально здесь, у меня все прижились и востребованы. Не было бы этой неудачной пробы с элементами "формализма", не было бы многого другого. Хотя вообще-то я пишу не головой, иногда сознательное влияние на форму допустимо...

Когда руководствуешься "только ухом", то штампуешь предрассудки, усвоенные до 18-ти лет. Не вмешайся в том числе и голова, мы бы так и рифмовали в стиле Пушкина уже двести лет. Пушкин, конечно, веха в истории нашей поэзии, но бездумное повторение редко идёт на пользу.

Илья Рейм   17.02.2015 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.