история переписки

Город
основан в 1700 году. Началось все с того, что некий Назар Патюков построил дом на берегу реки Чулым близ устья реки Ададымка. К 1786 году на этом месте была уже деревня Назаровская, в которой проживало 15 семей. К 1888 году это было уже село <strong style="font-family: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; color: rgb(102, 102, 102); ">Назарово. Возле него к этому времени обнаружили залежи бурого угля.
С 1924 года село становится районным центром. В 1925 году построена железная дорога. В 1937 – 1944 годах построен и запущен молочно-консервный комбинат. В 1947 – 1953 годах заработал угольный разрез. В 1955 – 1961 годах запущена в эксплуатацию Назаровская ГРЭС. С 1946 года <strong style="font-family: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; color: rgb(102, 102, 102); ">Назарово
– рабочий поселок. В 1961 году поселок получил статус <strong style="font-family: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; color: rgb(102, 102, 102); ">города.
Н.К.
Бабушка всегда говорила, какой мой дед враг народа, он работает с утра раннего до ночи, я просыпаюсь, его нет уже и спать ложусь его еще нет
Л.К.
да у него были лошади большой табун какой-то ценной породы, ведь казаки и лошадь  было единое целое
Алтат — деревня, в составе Дороховского сельского совета Назаровского района Красноярского края. Население менее 300 человек
Настоящую дату основания деревни Алтат установить трудно. Известно, что в конце семнадцатого века на этом месте построили первые поселения люди киргизского князя Шанды Сенчикееву. А в 1740 году, во времена царствования Елизаветы Петровны, один промышленник решил построить спиртзавод в енисейской тайге. Так оказались здесь казаки-добровольцы: Арефьев, Альков, Третьяков и Тихонов, и появилась на берегу реки Алтатки деревня, прозванная Алтатом. За почти три сотни лет много повидал и пережил Алтат.
Были тут и 5 мельниц, и церковь, и школа, население доходило до 2200 человек. Вместе с районом и всей Россией перемогла деревня первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войны, раскулачивание, голод. А вот современная сумбурная жизнь, когда молодежь все тянется в город, не видя перспектив в родном селе, дается труднее. В деревне на сто пять дворов проживает меньше трех сотен человек; школу закрыли, на 50 работающих приходится 42 ребенка и 90 пенсионеров. Но люди в Алтате — приветливые, хлебосольные, улыбчивые — обладают внутренним стержнем, у каждого своя жизнь и своя история. Давайте послушаем их.
Н.К.
мама говорила, деда якобы не успели раскулачить, он раздал всё своей многочисленной родне, то есть всей деревне, получается.
01:31

Архивных записей или каких-либо других документов об истории села Алтат Назаровского района я не нашел. О прошедших событиях, фактах мне поведали, светлой памяти, мой дядя по матери Константин Лукич Третьяков и моя мать Вера Иосифовна Беляева. Воспоминания дяди Константина Лукича и других старожилов-алтатцев я решил записать в связи с 250-летнем села Алтат.
Во время царствования Елизаветы Петровны в 1740 году один из предприимчивых промышленников с запада России решил построить в Енисейской тайге завод по производству питьевого спирта. Место для строительства он выбрал в конце большой излучины- петли реки Чулым. Сюда и направил промышленник небольшую группу казаков - добровольцев из своего отряда.
Благодатные природные условия так и манили трудолюбивых, соскучившихся по свободному труду казаков. Четверо упоминаемых казаков - Арефьев, Альков, Третьяков и Тихонов снабжены были умеренными подъемными средствами - лошадьми и орудиями для обработки земли.
В первое лето казаки-добровольцы построили временные жилища - избы и подняли два десятка десятин залогу - будущей пашни.
Через некоторое время к ним приехали жены, и зародилась жизнь на взгорке у большого уникального ключа - речки Алтатки, которая впадает в реку Чулым в двух километрах от появившегося поселения.
Ключ этот был самым большим в родниковой Алтатке. Вода в этом ключе была очень чистая, прозрачная и очень приятная на вкус. Зимой ключ не замерзал и в лютые морозы (-55-60 градусов). К сожалению, в настоящее время ключ-родник загублен.
это правда я видела этот ключ, баба маша водила меня туда, я там была и действительно не замерзал, мне тогда лет 8 было, вы тоже там с Ирой были, это когда я вас перцем накормила острым, вы плакали еще
Свобода предпринимательства, трудолюбие и благодатные природные условия содействовали казакам. Они укреплялись. Увеличивалась зажиточность их дворов, семей. Сторицей окупался их самоотверженный труд. Здесь возделывались не только зерновые культуры, но и разводили скот, птицу, пчел. Урожаи получали отменные.
Семьи росли, отделялись. Строилась, увеличивалась деревня. В Алтат привозили невест из ближайших деревень. Приезжали на жительство из других мест. В деревне появились улицы, строительство велось уже на левобережной стороне Алтатки. На речке Алтатке строились водяные мельницы, было 5 мельниц. Спиртзавод уже полностью обеспечивался сырьем. Из-за падения цен на зерно и картофель алтатцы стали возить излишки продуктов на базар в город Ачинск, торговали мясом.
это точно Петров Алексей , муж бабы Маши, отец мамы был родом из зареченского алтата
С годами деревня увеличивалась. Появились семьи Арефьевых, Альковых, Третьяковых, Тихоновых и другие. Для лучшего различия в роду Арефьевых, например, появились Сашины, Елизаровские (это по имени основателя рода или по уличному прозвищу). Альковы делились на Захарятских, Касирят и других. Третьяковы делились на Спириных, Шама-раевых, а Тихоновы - на Белятских, Червяковых. В Алтате уже насчитывалось восемь улиц. В 1888 году была построена Михайло-Архангельская церковь. Алтат стали называть селом. Церковь была единственным очагом культуры, где священник организовал хор певчих из крестьян.
Альковы делились на Захарятских, Касирят и других.
По праздникам проводились песнопения, религиозная служба, справлялись многие другие обряды и в будничные дни. В селе было много молодежи. В свободное время молодежь собиралась на улицах, на горе, на опушке близлежащего леса. Пели под гармошку частушки, песни, устраивали игры. Гуляния проходили на центральной улице. Это называлось "пойду гулять па Большую". В зимнее время молодежь вскладчину откупала у какой-нибудь одинокой старушки или вдовы избу на вечер, и там играли, танцевали, плясали под гармонь.
В 1888 году в Алтате открыта церковно-приходская школа. В 1911-1912годах построена типовая просторная школа. С ростом населения увеличивалось число учащихся. Из-за хороших природных условий на постоянное жительство люди приезжали из разных мест, в поисках свободных земель. В 1911 году приехали около 30 семей переселенцев из Мордовии.
Мужчины в Алтате были все мастеровые. В зимнее время изготовляли отменные валенки. Были среди них хорошие плотники. Молодые женщины и девушки-переселенки в праздничные дни привлекали внимание алтатцев яркими национальными костюмами. С приездом переселенцев из Мордовии на сельском сходе было им поставлено условие - построить мост через Алтатку, который и простоял 25 лет. Многие из мордвов переселились в д. Поперечку.
Вскоре началась империалистическая война с Германией.Захирели хозяйства, так как все здоровые мужчины были в армии. Много алтатцев не вернулось с фронта. Великую Октябрьскую революцию в Алтате встре-ОснователидеревниПоперечки. тили без особых прецедентов. Зажиточные крестьяне были недовольны переворотом. Середняки жили в ожидании чего-то, а бедняцкая часть населения приветствовала народившуюся Советскую власть.
В период гражданской войны среди алтатцев убитых не было, за исключением одного случая. В 1919 году белогвардейская армия Колчака поспешно отступала на восток через Алтат. Преследующая Красная армия догнала колчаковцев в Алтате, и на улице Заречной завязался бой. Шальной пулей через окно был убит в своем доме крестьянин П. Альков. Продовольственный обоз колчаковской части захватили красные.
После Первой империалистической и гражданской войн алтатцы начали восстанавливать хозяйства. В этот период прибыли переселенцы из Белоруссии. В 1925 году в Алтате уже насчитывалось 650 дворов и свыше 2200 человек населения. В этом же году переселецы из Мордовии в 19 километрах юго-западнее Алтата обосновали выселок и уехали туда на жительство. Так появилась деревня Поперсчка.
Из крестьян д. Алтат и других мест, в шести километрах западнее от Алтата за бором организована коммуна "Смерть собственности". Эта коммуна просуществовала недолго.
В 1929 году в Алтате началось раскулачивание. Настоящие эксплуататоры - кулаки были грамотными и выехали раньше, а под раскулачивание угодили самые трудолюбивые крестьяне, хозяйства которых были средней мощности и даже менее средней. За весь период раскулачивания репрессированы, высланы в северные районы 72 хозяйства.
В 1930 году один из намеченных к раскулачиванию крестьян М.И. Альков из жалости к своему имуществу заболел и повесился в завозне.
Первый колхоз в Алтате имени Буденного организован в декабре 1929 года. Первым председателем из двадцатипятитысячников стал Абрам Никитич Канюк. В 1930-1931 годах организовали еще несколько колхозов, потом они слились в более крупные три хозяйства: имени Буденного, "Серп и Молот" и "Заветы Ильича". Некоторые крестьяне не хотели вступать в колхозы, так их почти насильно загоняли, облагали непосильными налогами, доводили твердые задания, а за невыполнение этих заданий единоличников судили. Большинство их без желания вступали в колхозы и при первой возможности уезжали. "Убегали", как тогда говорили,на стройки в город. Новая форма ведения хозяйства, очень низкая оплата труда негативно сказались на благополучии колхозов. Население уменьшалось.
Очень большие разрушения хозяйствам причинила Отечественная война. Колхозам доводились высокие планы поставок зерна и других продуктов государству. Денежные налоги, государственные займы разоряли колхозников. Из личных подсобных хозяйств, кроме того, они поставляли государству молоко, мясо, шерсть, яйца, картофель. Бедность, голод, нищета полонили алтатцев. Тяжелые потери понесли они в этой кровопролитной войне, более 150 человек не вернулись с фронта. После возвращения солдат домой положение несколько стало исправляться.
В 1951 году все три колхоза объединились в один - имени Ленина. Хозяйство становилось на ноги. Повысилась урожайность, строились животноводческие помещения и зерносклады. Колхоз приобрел локомобиль, была построена электростанция, электролиния по селу. В 1960 году колхоз имени Ленина преобразовали в шестое отделение Ададымс-кого совхоза. Колхозники, теперь уже рабочие колхоза, стали получать заработную плату деньгами.
Позднее Алтат передали в Дороховский овощемолочный совхоз, назвали вторым отделением. Жизненные условия рабочих совхоза улучшились. До Алтата построена проезжая дорога, хороший клуб, школа и магазин, имеется фельдшерский пункт. Всевозможные преобразования, изменения, проходившие повсюду, урбанизация, переезд населения в город и низкая зарплата рабочих совхозов негативно сказались на развитии Алтата. Сейчас в Алтате насчитывается 132 двора, гделроживает 342 человека.
В. Беляев, председатель Алтатского сельсовета с 1949 по 1959 годы
Газета "Советское Причулымье", 13 декабря 1990 года


Н.К.
бабушка наша тоже была комсомолка, работала трактористкой целину поднимала.
Л.К.
в комсомол ее дед отправил, умный был старик, чтобы в ссылку не отправили, она всю жизнь шифровалась, оправдывалась перед мамой, нами, вообще историю семьи неохотно рассказвала, боялась
01:58
Н.К.
Как поеду заберу все фото.
А документы какие нибудь от бабушки остались?,
16:18
Л.К.
бабушка была сиротой, это было в 30-=е годы,ее воспитывал дед? вопрос- куда исчезли родители - отец Семен и ее мать, знаю, что ее мать в 3--е годы была жива, но жила где-то далеко. Дед бабку оставил у себя. Почему?
16:18
Н.К.
Бабушка сама захотела жить с дедом, кажется она была старшая из детей, мама рассказывала, что дед помогал матери бабушкиной, а когда у них опять наступали трудности, бабушку отправляли к деду.
16:27
Л.К.
бабушка мне 200 раз сказала - мы не враги народа, почему это ее волновало до конца жизни? у нее были родственники Альковы где-то далеко, был внучатый племянник Миша, он моложе нас. Это вообще целая история. Где-то на магадане жили ее родственники -Альковы - муж и жена, она с ними переписывалась, у них не было детей очень долго , но однажды они у какой-то поселенки отобрали младенца, поселенка хотела его утопить .Стояли сильные морозы, мальчик был очень простужен, они его усыновили. Мальчика звали Михаил. Потом они с магадана уехали куда-то в Россию, я им письма писалапод диктовку бабули, а так же читала от них ей письма. Помню фотки - красивые люди
Н.К.
Баба рассказывала, что она осуждала за это мать, а с ней получилось то же самое.
Л.К.
возможно так и было, мне кажется, что ее мать в Назарово жила, Надя в голове такая каша
С нею история другая, если бы она не уехала, петров бы отнял обоих детей, а она бы села и надолго, послевоенные годы, тогда за колосок расстреливали, а она были из кулаков, потом еще и по доносу людей садили на соловки и тд, страшно было. Она мать прятала до 15 лет  и скрывала подлинную историю семьи, зачем? она прекрасно знала, что они казаки - не маленькая была. А когда смотрела кино, кричала, казаки сволочи жестокие опять красных порубили - это самозащита такая - объяснение - мы не враги народа, абстрагировала себя от них от казаков - типа Я НЕ ТАКАЯ
Л.К.
Нам могут помочь Сысуевы, если скажут отчество бабы Лизы, бабы лизы отец - дед  Марии, брат Семена, отца бабки, тогда мы узнаем имя деда и отчество Семена!!!!!!!!!!! Баба Шура была Акимовна, но это всего лишь муж Елизаветы, тетки Марии. Елизавета лежит рядом с Марией.
16:42
Н.К.
дом большой помню, с высокой лестницей, смутно правда, а ещё помню висячий мост, это вроде там же?
Л.К.
Здравствуйте, извиняюсь  за вторжение,  очень хочется спросить: есть ли среди Ваших родственников кто-нибудь из рода Альковых (деревня Алтат, Назаровского района)?
00:39
Константин Козлов
Здравствуйте. Мать Серафима Дмитриевна (Алькова/Олькова) Козлова, родилась Назаровский ра-н, Алтат или Алтатка.
19:15
Здесь есть брат в друзьях Альков Владимир. Есть брат Козлов Александр, может он больше моего знает. Константин Козлов
astrkras логин моего брата старшего, он много что знает про нашу семью, спросите его, он контактный человек, сошлитесь что я вас к нему отправил, он  с удовольствием что либо расскажет.
http://astrkras.narod.ru
там он излагает историю по своему, с его точки зрения опираясь на историю точку которой уже изложили.
Константин Козлов
Удачи. Интересно, так родственники разлетаются. Нас четыре брата, пятый умер маленьким в войну, я последишь, живу в Москве. Старший живет в Красноярске, средний в Крыму под Севастополем, а безымянный в Липецкой области, попробуй всех навестить.
Л.К.
Я к Вам не случайно обратилась, нашла информацию о вас на каком-то из форумов, как-то связанной с изучением рода, видимо Ваш брат из Красноярска активно изучает древо- вот и я  увлеклась. Моя бабуля тяжелую жизнь прожила, ее дед воспитывал, она до самой смерти твердила "мы не враги народа", а я к сожалению не понимала тогда подлинного смысла сказанного. Константин Козлов
НЕ, у нас было по отцу вроде не враги народа, а мать комсомолка, тетка ее в НКВД работала, а папуля похоже боялся рот открыть, они его слабое место знали.
00:08
Бабушка тоже комсомолкой была, но ее деда раскулачивалиКонстантин Козлов
Хотя, мать вроде тоже говорила,, что отец ее напился с горя и пошел зимой раздетый, простудился вроде и умер, может ее дед, но это не реально, потому как отец мой с 6го года, следовательно отец ее от раскулачивания не мог пострадать а дед да. Еще похоже дед был Журкиным, потому как высокий был, я тоже под два метра. Константин Козлов
Еще не пойму почему мать была в детдоме, при живой матери. Может бабуля была там воспитательницей. Бабушка Устинья, отчество не знаю.
Брат Валера, он хороший человек, только через чур умный, с моей точки зрения это порок, который в социальном плане мешает развиваться. Он был на руководящих постах, он инженер радиоэлектроники, однако есть люди которые работают от ума другого, и умные очень зависимы. Когда у "средничка" есть пробелы, он чего то не понимает, ему приходится включать свою инициативу, игнорируя установки с верху, и тем самым развивается самостоятельно, а если ему ума собственного не хватает, он нанимает умного, типо брата.
Л.К.
ВОТ видите, я так поняла, что досталось этой семье в 30-е годы и позже основательно. Бабушкин муж тоже НКВДшник был, когда у них не заладилось, ей пришлось  прятаться от его карающей руки,  она сумела  убежать с двумя дочками, потом прятала их, но младшую он все же нашел и отнял. Бабуля вернулась на Родину в 60-х только
00:20
Константин Козлов
У него несколько сайтов, разные темы.
Да, еще, помню мама говорила, что дед мастер был отменный, построил дом какой то не реальный, потом сов. пришла и отобрали его, и сделали из этого дома клуб
Л.К.
Да, самый большой дом в Алтате был дом деда моей бабки, потом его отобрали, по-моему под этот самый клуб. Дом был огромный, в детстве меня туда бабушка возила. У бабушки были еще родные  сестры или братья - плохо помню, но их почему-то  еще в детстве разлучили
Константин Козлов

Константин Козлов
Брат Санька смеется, я прочитал ему ваше сообщение про дом, он говорит - это родственница наша.
Л.К.
Альковы из Алтата  все родственники
Константин Козлов
Про дом вспомните Валере, он должен знать и другие фамилии родственников. С ним общение одно удовольствие, так все говорят, я просто наверно его воспринимаю братом и мне его умные мысли уже стали тяжелыми. Наверно я его просто плохо знаю.
Он взрослый, на двадцать лет меня старше, я его воспринимал ни как брата а как какого то дядьку.
Константин Козлов
http://astrkras.narod.ru/m_myrus.htm
это его изложение истории ( мнение от Любы: кстати, интересные рассуждения)
http://аstrkras.narod.ru/m..., на этом сайте можно почитать?
Л.К.
Алькова (Козлова ) Серафима Дмитриевна. рождена 13 октября1921года, село Алтат, Назаровского района, Красноярского края,Россия.Скончалась 14 августа 2006 года и похоронена в Красноярске Отец – АльковДмитрий, мать – Алькова ( …..)Устинья Матвеевна
муж -Козлов Иван Дмитриевич рожден 9 сентября 1906 года в селе Доно,Калгарского района, Читинской области, Россия. Скончался 25 сентября 2000 годаи похоронен в г. Красноярске, Красноярского края, Россия. Отец – Козлов ДмитрийАлексеевич, мать Козлова (Морозова) Павла Евдокимовна.
Дети Серафимы Дмитриевны :
Козлов Валерий Иванович, рожден 8 сентября 1943 года, г. Петропавловск, Северо–Казахстанской обл,
Александр Иванович,-1947года рождения, г.Алма-Аты,
Дмитрий Иванович – 1951года рождения, г. Каркаралы, Карагандинской обл.,
Константин Иванович – 1963 года рождения, г. Красноярск. Красноярского края

Мы русичи
автор: Валерий Козлов - персональный сайт, мой моб./телефон +79135374830, эл.почта astrkras@yandex.ru. Этот сайт "Стойкие заблуждения" создан мной для обсуждения тем : о русских людях, их нравах
Надя мать бабы Марии  звали Устинья?
Н.К.
папа не помнит точно, вроде то ли Полина, как то говорит на П., отец мамин ментом работал, что то поругалась бабушка с ним, быстро собралась и уехала с мамой, а Гутька в подполье пряталась.  А потом папа говорит, что Гутька жила у этой бабы Поли. От папы вам всем привет, у него всё норм. Женя на охоте.
18:06
мама часто рассказывала страшный сон, ей приснилось в детстве как их с Гутей пилой распилили.
Полину не знаю, может это сестра Петрова? бабу Гутю тетки воспитывали петровские сестры
18:13
Л.К.
Надя я нашла свой старый болкнот. Маму бабы Марии звали Прасковья. У нее было 5 детей: Мария старшая, потом  Юля Шешина (у Юли дети -= Михаил и анатолийа), Василий Альков и Петр Альков.У Василия дети -  Миша приемный) про Петра не знаю
20:35
Л.К.
вот на фотке это Михаил, приемный сын Василия Алькова
Н.К.
уже есть какая то информация. Мама и говорила, что брат двоюродный.
20:40
Н.К.
ура, ура, нашла, 3 фото. Бабушка и мы втроём; бабушка и Женька на мотоцикле; Копьёво, всей семьёй на крыльце, бабушка в своём чёрном платье.
21:11
Константин Козлов
Люба, сообщите свой эл. адрес, я вам фото мамы вышлю, когда ей было лет 30.
Л.К.
опечатка- род начала описывать с прапрадеда, Семен получается мой прадед.
У Елизаветы я знала только одну дочь Александру, умерла в Алтате (по моему в 90-х), про др детей не знаю. У Евдокии детей не знаю. У Юлии (Шешиной???) дети - Михаил,  Анатолий, ??????.
У Василия или Петра был  приемный сын Михаил-они жили где-то на северах -Магадан или?????????там и усыновили ребенка, его фото есть у меня на странице. Бабушка очень дружила с невесткой , они переписывались до самой смерти бабули. Склоняюсь, что все-таки у Василия. Получается Альков Михаил Васильевич, хотя не исключено Альков Михаил Петрович.
вот и все на сегодняшний день мои скромные познания. Я знаю, что Альковы из казачества. ВОПРОС- откуда ? Какие казаки???, забайкальское казачество основано позднее села Алтат.  Фамилии Альковы нет ни в одном справочнике, может точно Ольковы, надо будет посмотреть. Спасибо, что помогаете. Я тоже уже всю родню в процесс включила. У меня тетка жива, она с 1942 года рождения, сестра матери, но ее Петров забрал и воспитывал сам, бабушка сумела только маму спрятать. Поэтому Августа (моя тетка) об Альковых почти ничего не знает, отец ей позволял с ними "якшаться"
Ирина Алькова
Здравствуйте.Наши корни действительно где-то там.Город Назарово назван в честь Назария Патюкова-это наш пращур.У нас есть генеалогическое древо-там всё схвачено.Сегодня поздно,а вот завтра я немного покопаюсь и если что-то найду,напишу. Все наши предки оттуда.Так наша бабка Варвара из деревни Алтат.А ещё мне говорили,что АЛТАТ-это Альковы,Тихоновы и ещё какие-то фамилия-т.е.первые буквы фамилий.
это письмо от Ирины Альковой, с нее все и началось. А еще, не знаю, насколько правда, якобы в нашем роду цыганка была. Мама так говорила. По поводу роста -все в роду были высокого роста, даже женщины. Бабка моя примерно 1,70 в старости, ее тетка Елизавета тоже высокая была, выше бабушки.
Константин Козлов
Здравствуйте. Моя мама была 180-82, выше отца, я 195, в кого я?
Мне сложно что либо добавить, пообщаться бы вам с Валерой, у него найдется что сказать. Я своих бабушек и дедушек не знаю, они все умерли когда мне было лет 7, последняя бабуля Устинья. а те что раньше за долго до моего рождения. А вот Валера кого то застал наверно, может общался много, что то и знает.
А вот Ольковы или Альковы, это уже где то кто то в загсах изменили ошибаясь. С другой стороны у меня на странице есть двоюродный брат, Владимир Альков, если бы ошиблись, так был бы он Ольковым сегодня, а так Альков. Думаю мало что знает. Хотя у него другой отец, может он ему что то другое говорил, может его по пытаете.
Ваша мама на мою похожа, а вот бабуля другого типа. Если еще и мама ваша высокая, то понятно от куда.
03:25
Михаил Альков
Добрый день! А мой дед Николай Иванович тоже 1915 года и тоже из Алтата. Он мне рассказывал, что Альковых было много и называли их "захарята", по имени самого сильного и уважаемого мужика
Михаил Альков
Не припомню. У прапрадеда была фамилия Куранов- он был ссыльным казаком, и по тем законам, женившись должен был взять фамилию  жены. Жена была Альковой)


Рецензии