Зло не имеет сущности

Читаю фразу много раз слышанную и читанную: «Зло не имеет сущности».
И вдруг я осознаю новое свойство зла: как не имеет сущности? Если оно не имеет сущности, значит, его нет? Оно не существует. Злом называются последствия чего-то? Чего? Отпада. Изменения, искажения закона Божьего. Отторжение, искажение. Искажение – т.е. миражи, отраженный свет. Отраженное слово – эхо. Отраженный от сердца свет, когда сердце закрыто. Свет уходит, отражаясь от закрытого сердца. В открытое сердце свет входит, накапливается и светит изнутри. Это посевы Божьи. Бог сеет семя Свое – искорку Огня Небесного Духа Святого. В человеке возрастает огненный дух, сын Божий. Это пажить Божия, посевы Божии. Что же это? Бог рождает Своих сыновей. Распространение божества через рождение Его сынов в душах людей? Значит, мы все же необходимы Богу, так рождается добро. Добро – это тоже результат?
Результат взращивания сынов Божиих в сердцах, в душах людей. Добро должно родиться как результат труда человека, трудящегося на ниве Божьей. То есть, кроме самого человека никто не сможет дать добро на Земле, если его не окажется внутри самого человека? Фантастика! Люди отпадают от Бога и ищут добро, пытаются его обрести вне Бога, вне Закона. И таким образом множится зло – каждый человек, отпавший от Закона, уже не имеет в себе добро, но миражи, зло. Зло, как разложение, смерть.
Добро – жизнь.
Читаю еще одну интересную мысль, как продолжение темы. Я всегда думала о человеке духоносце как об источнике, через который Бог входит в мир. Но вот прочитала мысль святоотеческую, что человек становится не просто безликим, как человеческая личность, но в нем рождается божество, как свеча, человек проявляется в способностях своих от трудов своих взращивания божественного естества, сущности. Т.е Дух Святой, соединяясь с духом человека, рождает Богу сына, личность, а не просто источник, дверь для исхождения Бога в мир. Это уже дети Божии.
(св. Григорий Палама, архиепископ Солунский)
10) Если же по плоти отцев так, то сколь более должен ты почитать и любить отцев, родивших тебя по духу, которые из бытия претворили тебя в благобытие, сообщили тебе свет ведения, научили тебя явно истинствовать, возродили банею пакибытия, вложили в тебя надежду воскресения и бессмертия, не престающего царствия и наследия, и соделали из недостойного достойным вечных благ, из земного небесным, из временного вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения.


Рецензии