В 50-й РА. Заметки энергетика. РСД-10
Для нас, энергетиков, стояла задача: обеспечить надёжную СЭС на стацоинаре, особенно в сооружениях 505 с машинами подготовки и пуска, и качественно принять и организовать грамотную эксплуатацию МДЭС - 15Н1061М.
Мы с энергетиком 32-й рд Смыковым Вячеславом Захаровичем, побывав на пилотном объекте в 43-й РА , твёрдо решили, что у нас-то так плохо с электроснабжение в переходный период не будет, и стали ускоренно устанавливать «своими силами» в ДЭС дивизионов поступавшие по нашим заявкам демонтированные в 7-й рд установки типа АС-808, 810 даже с упрощением системы их автоматизации. Улучшалось и внешнее электроснабжение от гос. сети, прокладывались высоковольтные линии электропередачи.
Но вот первый полк ( 346 рп, командир Потапов Е.С.) убыл на обучение личного состава и приём техники на полигон в Капустин Яр. В составе группы под руководством нашего нового главного инженер армии Жукова Н.А. вылетел туда и я.
Командировка была трудная, но интересная. Николай Алексеевич определил нам невыездной режим, исключив себя, напоминая нам: «Генерал- он и в Африке генерал.» Сначала он поселил нас на центральной 10-ой площадке и подвозил на работы на выделенной ему машине, но потом отселил на 2-ю площадку, откуда мы ежедневно добирались на 28-ю площадку, где придирчиво принимали технику, участвовали в автономных испытаниях агрегатов, организовывали рекламационную работу,- в тесном взаимодействии с командованием полка и дивизионов .Но были и воскресные дни, походы в поля за шампиньонами, из которых недавно прибывший к нам Латушко готовил вкусные блюда (впрочем, в трудные дни он и из консервов «завтрак туриста» мог создать шедевр), были и короткие перерывы при смене дивизионов, когда мы с Николаем Сергеевичем Ивановым (он занимался основным- ракетами) с грустью провожая улетающих домой на побывку товарищей и глядя на многочисленные перекати-поле, обреченно перефразировали известную частушку про топор «ну и пусть себе…катится…» Под конец на полигон прилетел и вновь назначенный командир 32-й рд Михтюк В. А.
Мои подопечные- прапорщики и их будущие машины 15Н1061М производства московского Прожекторного завода. Шасси- МАЗ-543А, на каждом- 4 дизель –генератора (агрегаты АД-30-Т 400-2р),с общей мощностью, которую можно было отобрать (и это нужно было установить при испытаниях)-до 90 кВт. Настораживало, как будут нагружаться 4 «маленьких» агрегата при работе в параллель, но оказалось, что система была отработана хорошо, работала устойчиво, неисправности обнаруживались, в основном, на вспомогательном оборудовании. (чаще всего- на подогревателях ПЖД. Прошёл слух, что изготовлявший их в крюковской организации «дядя Вася» вышел на свободу- отсюда временные трудности.) Иногда возникали споры (в нашу пользу) с полигонными асами- приёмщиками систем, мы даже предложили одну срочную доработку по машине (за что с удовольствием ухватился Жуков, мы , мол, тоже не дурака здесь валяем). Всего по 8-и МДЭС было составлено в ходе автономных испытаний 3 технических и 8 рекламационных актов.
В конце приёмки – волнующая подготовка к первому пуску (последние проверки, боевой расчёт сел в кабины МАЗов, остальные ушли в укрытие) и старт ракеты, оставляющей красивый инверсионный след в небе(повязку «15 минутная готовность» я прихватил с собой.) Личный состав полка достойно выполнил поставленную задачу. Это командир- Евгений Сергеевич Потапов и главный его инженер Анатолий Михайлович Тесленко с помощниками (Костя Сак, Иванькин), и энергетики (Николай Егорович Балашов, Солдатов, Овчаренко), и командиры и инженеры дивизионов: Охрименко и Астапенко, Кирпичников и Бабаев, Артюшенков и Котов. Все они вскоре выросли в должностях (первые!)
В дальнейшем я съездил в Капустин Яр на приемку МДЭС ещё одного полка, а затем этим стали заниматься в качестве инструкторов прапорщики, получившие опыт приёмки и эксплуатации машин, уже стоящих на боевом дежурстве. С увеличением количества комплексов РСД-10 в дивизиях создавались, по типу мкр-овских, группы энергетического обеспечения, уровень эксплуатации СЭС повышался.
…Время показало, что при эксплуатации РСД-10 не было случаев их аварии и все пуски были успешными. В декабре 1987 года президенты Рейган и Горбачёв подписали договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Свидетельство о публикации №115010204507