Бологое-4. Заметки энергетика. Энергопоезда
3.В сложный период, когда стартовые позиции и межплощадочные электросети 35 кВ. к ним последовательно вводили в эксплуатацию, а госсеть 110 кВ. к объекту ещё не подвели , нас с гл.теплотехником Наилем Бильгильдеевым и командой личного состава послали в Брянск за энергопоездом Б-4000.Приняли его, опробовав что было можно, приехали с ним в Бологое, не сразу разобрались, каким концом подавать вагоны на нашу шестую площадку и поставили на временную стоянку: оказалось, что для него нужно построить ещё кучу сооружений. Лихорадочно построили (я периодически бегал на другой конец аэродрома к маломощному энергопоезду строителей- консультировался). Приехали заводчане, запустили цеха, подучили наш личный состав и оставили нас мучиться с неисправностями, сложностями зимнего разогрева мазута, несвоевременными его поставками (и не тех марок) и т.п.
Начальник турбоцеха Боря Шапкин как о подвиге рассказывал о первом сливе мазута из ж.д. цистерны, но о том, как один наш большой и любознательный начальник взорвал изоляторы,зачем-то пытаясь ошибочно вырвать под нагрузкой (до 1000 А) выкатную тележку с разъединителями (специалист поймёт!)- помалкивал. Я срочно доставал соответствующие изоляторы и др.,но о виновнике этого взрыва узнал только через мно-о-го лет (!)-от перешедшего тогда служить дежурным инженером смены в команду энергопоезда Наиля. Вот его воспоминания об энергопоезде:
"Я подал рапорт начальству о переводе с высшей на рядовую должность-сменного инженера 79 отдельного ЭП. Участвовал в приёмке оборудования ЭП (что впоследствии пригодилось), монтаже и дальнейшей эксплуатации. Офицерский состав в основном был из выпускников морских училищ: Дзержинки, Фрунзе, Оружия и я из ВИТУ. С начала был смонтирован один ЭП на 4,0 МгВТ: энергетические котлы (2 шт) давлением пара 35 атм., t-перегретого пара – 435 С с автоматической системой управления форсунками на флотском мазуте. Паровая турбина мощностью 4000 КВт и П=3000 об/мин. С генератором завода г. Лысьва. Все котлы находились в стационарном здании (пл.6) со вспомогательными службами. Отдельное оборудование: 3 градирни, турбина с генератором, конденсатор, щитовая с электрооборудованием, хим. лаборатория смонтированы в отдельных вагонах стандартных габаритов. Личный состав энергопоездов подбирался со всей дивизии. Все специалисты сержантского состава со средним и высшим спец. образованием. Это было военное предприятие, которое не только вырабатывало электроэнергию для нужд дивизии, но и несло цивилизацию по линиям электропередач отдельным колхозам, которые в те годы «сидели» всё ещё без «лампочки Ильича»."
Кроме Наиля в числе дежурных инженеров смен были Юра Майоров, Толя Жоховец и др. Однажды сожгли экономайзер, не раз ломались турбонасосы, и я с шофёром ездил «выбивать» их на завод в Калугу, получая начальственный инструктаж: «Тебя из одного кабинета выгоняют- ты в другой иди, но без насоса не возвращайся!» Но оборудование восстанавливали, неисправности устраняли, и энергопоезд своё предназначение выполнял.
Позже поставили второй такой же поезд мощностью 4000 кВт. Руководил объединённой командой «хитрый хохол» В.В.Столяренко, при любом удобном случае доказывающий мне необходимость остановки цехов и поездов для ремонта. И приходилось «загонять в параллель» через внешнюю сеть
35кВ разбросанные на десятки км. друг от друга дизель-генераторы (ДЭС) электростанций БСП для питания площадок, не имеющих своих станций, в том числе основных жилых городков, и в целом объекта.
Потом поезда с частью офицеров с семьями и командой солдат отправили в Монголию.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №115010203300