Бологое- 4. Заметки энергетика. В. ч. 14245
1. Начало.
Конец июня 1960 г. … Ночью добрались до бывшего лётного городка в посёлке Выползово, переночевали в общежитии и пошли представляться начальству. Весь штаб и управление- в двух лицах: командир Пётр Петрович Уваров и зам. начальника связи, а пока что и зам.по всем вопросам, Лёня Гусин. Командир с каждым побеседовал, предупредив о режиме и запретах в отношении Вышнего Волочка с его преимущественно женским населением, определил место службы. Меня, как главного энергетика, пока что отправил заниматься с электрохозяйством КЭЧ- новых объектов и систем ещё не построили .
Через неделю прибыл И. Н. Шестёркин и начал создавать инженерно-техническую службу, куда вошли и энергетики.
Формировалась 7-я ракетная бригада.
Пётр Петрович был одним из первых ракетчиков, специалистом, в кабинете его на огромном столе были разложены огромные же схемы ракеты, систем пусковых установок, на работе он дневал и ночевал (вскоре и нам пришлось так же работать), авторитетом пользовался непререкаемым, был немногословен, требователен- но не самодур, грубоват- но без матерщины и оскорблений.
В общем- настоящий отец- командир! Вскоре он стал молодым генералом.
И.Н.Шестёркин службу «знал туго», тесно взаимодействовал с командиром и в службе и в быту. Картина: по городку идёт длинный Шестёркин, за ним, гуськом, мы- офицеры инженерно-технического отделения (ИТО). Обходим котельные (под каждым домом), дизельную и др. Это начало рабочего дня. Через пару месяцев: до сотни солдат держат на весу кабель (под напряжением 6 кВ.!), я стою на двух кабельных барабанах и через рупор командую переносом кабеля на другую трассу, а И.Н. удовлетворённо наблюдает за этими грубейшими нарушениями правил электробезопасности. Впрочем, в дальнейшем он в энергетику особо не лез.
А мы усиленно приобретали знания и опыт. Первыми энергетиками стали новоиспечённые лейтенанты эксплуатационно-технической роты. Коля Васильев («Киловатт») мучился с КЭЧевскими дизель- генераторами, которые часто нас выручали (электроснабжение городка от соседнего ремзавода часто «выбивало» из-за перегрузки при бурном строительстве и росте
населения) и иногда в отчаянии требовал от меня письменного распоряжения на запуск третьего «Русского Дизеля», у которого через дыру в расколотом корпусе виднелся коленчатый вал (гл. инженер КЭЧ запуск не разрешал). Боря Берников командовал взводом электриков, которые наряду с помощью в жилом городке стали принимать в эксплуатацию от ленинградских электромонтажников (Н.В.Васильев) межплощадочные ВЛ 35 и 6 кВ. и сети технической базы. Вскоре к ним присоединились Миша Волбенко и Миша Задорожный.
Ни спец. техники, ни даже нужных для электриков приборов у нас вначале не было. Неисправности на кабельных линиях местные "аксакалы" искали с помощью струны, натянутой на размеченную по сантиметрам доску (вместо моста сопротивлений).Нам больше нравилось "щёлкать" разрядами высоковольтного конденсатора и прослушивать кабель,обходя трассу с сухой палкой.
Эти первые энергетики,начав с "нуля", приобрели хороший опыт монтажа низковольтных и эксплуатации высоковольтных электросетей.
С 30 мая 1961 г бригада стала 7-ой ракетной дивизией с ракетами Р-16. Строительство боевых стартовых позиций (БСП) велось ударными темпами. Присутствие на планёрках, проводимых генподрядчиком (генерал союзного значения Престенский) - неоценимая школа. Иногда сдача систем стопорилась, представители многочисленных субподрядчиков виртуозно валили вину друг на друга, казалось, невозможно распутать этот клубок противоречий , но причинно-следственная связь устанавливалась, нужные решения принимались здесь и сейчас, (иногда подспудно причину знали: задерживалась поставка спирта для промывки аппаратуры и даже систем трубопроводов, и непременно этилового, предусмотренного документацией уважающего себя разработчика) . Позже при столкновении со строителями, приёмкой систем, никакие их ухищрения и демагогия не могли сбить меня с толку.
Система электроснабжения развивалась. Уваров приказал: «Поезжай в Ленинград и как хочешь, но получи на себя допуск к эксплуатации электросетей». Откуда я знал, где его получать, раньше мне, инженеру-электрику танкового полка, этого не требовалось. Заявился сразу в Ленэнерго. Удивлённые замы Управляющего долго перебрасывали меня по кабинетам и на консилиуме решили отправить в КЭЧ ЛенВО. Там мне дали связку книг и инструкций и через пару дней (когда ещё побываешь в Эрмитаже, в «Европе» …), зная, что наших систем они-то касаться не будут, оформили мне допуск с соответствующей квалификационной группой.
Вскоре образовался Энергонадзор РВ- там решали все такие вопросы, и инспекторы районных электросетей к нам не лезли. Да и объект- секретный. Нас переодели в лётную форму, пригнали на вечную стоянку два б.у.шных самолёта. Часто объявлялся сигнал запрета выхода за забор: по ленинградскому шоссе проезжал иностранец. А позже –маскировались стартовые площадки макетами сараев, коров и т.п. (при этом почти до позиций тянулись ВЛ-35 и 110 кВ и подходили бетонные дороги!).
(Продолжение следует).
Свидетельство о публикации №115010202884