Смысл разности жизни
(согласно размышлениям Чжуанцзы)
Когда Янь Юань из Лу в путь дальний на Восток собрался,
Конфуций, впав в печаль, бродил повсюду отрешённый,
Цзыгун причиной грусти той заинтересовался,
Спросил: «Учитель, вы уходом Яня огорчённый»?
- «Вопрос хороший, - тот ответил, - я вот вспоминаю
Слова Гуаньцы, которые сейчас на ум приходят,
Так как умом и сердцем слова эти одобряю,
Есть в мире вещи, что совсем друг другу не подходят.
Сказал он: «В мешок малый не вмещается большое.
Не зачерпнуть воды верёвкой из колодца малой».
Свою только среду находит в мире всё живое,
Лишь мёртвое приемлет всё в спокойствии усталом.
Ведь разница во всём есть, меж тобой она и мною,
Учитывает каждый разность ту и понимает.
Все следуют за тем, что предназначено судьбою,
Она ничто не убавляет, и не прибавляет.
Боюсь, Янь и правитель Ци во мненьях не сойдутся.
Заговорит Янь с них о предках и делах бытийных,
И в идеалах общих они оба разойдутся,
Забудет в споре Янь, что собеседник из всесильных.
Когда начнёт искать себя царь в этих идеалах,
И не найдёт сомсем в них, Янь падёт под подозренье,
Прислушиваться станет к наговорам средь удалых,
А кончит тем, что казнит Яня для всех поученья.
О том разве не слышал, что не всё даёт отраду.
В столицу Лу как-то морская птица опустилась,
Царь её встретил, угостил по высшему разряду,
Но ей от яств рябило всё в глазах, и загрустилось.
Три дня гремело в царстве торжество во имя птицы,
Играл оркестр, дары ей вся элита подносила,
Её везде высокие сопровождали лица,
А в день четвёртый дух морская птица испустила.
Вот значит, что кормить всех тем, что мы съедаем сами.
Ведь птица корм сама находит, яств наших не знает,
Она в лесу гнездится, на приволье обитает,
На реках кормится рыбёшкой мелкой и угрями.
И человеческая наша речь ей неприятна,
Что делать ей средь шума с нами, с родиной в разлуке?
То, что одни считают смыслом, другим не понятно,
То, что одним являет радость, для других – лишь муки.
А воде рыба живёт, а человек там умирает.
Есть то, что один любит, другой же ненавидит,
И эта разность нас всех друг от друга отличает,
Но человек не часто эту разность в жизни видит.
Поэтому все мудрецы всегда прежде считали:
Нет знаний и умений одинаковых в народе.
Названия у них сущность вещей не отражали,
А должное их соответствовало лишь природе.
Поэтому считали, что порядок был разумным
В те времена былые праотцов, а счастье – прочным,
Тогда считалось важным в жизни не всегда быть умным,
Но главное – в природе сохраняться непорочным».
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №115010200023