Сегодня мне опять приснился Крым...
И БУДЕТ СНИТЬСЯ ЗАВТРА, ХОТЬ ТЫ ТРЕСНИ…»
Этими строчками стихотворения Александра Габриэля, вошедшего в проект «НАШКРЫМ», мне хочется начать свои краткие впечатления от знакомства с обширным и очень разнообразным поэтическим блоком, правомерно названным «антологией современных русскоязычных текстов о Крыме».
Антология впечатляет: около 120 авторов из 9 стран. При этом, она достаточно демократична: здесь не только те, чьи имена постоянно «на слуху» в литературных и окололитературных кругах, но и достаточно молодые поэты, как правило, уже «отмеченные» выходом книг, а также, как водится, по сути, классики современной русскоязычной словесности.
Сама мысль о подобном поэтическом собрании – несомненно, хороша и актуальна, хотя бы потому, что его идеологи, Игорь Сид и Геннадий Кацов, (кстати, оба уроженцы Крыма) провозгласили создание проекта под вполне гуманистическим лозунгом: отказ от острополитических реалий, связанных с нынешним Крымом, осуществление некоего интеллектуального диалога, уход из «геополитики в геопоэтику». Сразу скажу, некоторым авторам антологии (к счастью, их круг не велик!), увы, упомянутый «уход» не удался: они определённо остались в плену геополитических реалий… Разумеется, всё, что я напишу далее, вовсе не следует воспринимать как некий критический разбор поэтических текстов уважаемых авторов проекта. Вовсе нет! Это, если хотите, субъективная, эмоциональная оценка «крымских стихов» именно с позиций человека, родившегося и выросшего средь прибрежных холмов Тавриды. Оценка поэтического восприятия авторами этого совершенно небольшого по территории, но замечательного удивительной природой, многовековой яркой историей места, ставшего некой Меккой для многих представителей русской культуры и литературы, оценка ощущений и впечатлений, навеянных Крымом. И наконец, тот резонанс, то созвучие, которые вызывают у меня крымские строки тех и или иных литераторов, заставляющие возвращаться к ним снова и снова… Наверное, это тот случай, когда принято восклицать: «Мой поэт!»
В крымской антологии для меня таких – около 30 авторов (хотя, разумеется, достойных литераторов в ней – немало). Позволю себе о стихах одних из них сказать кратко, на поэтических строчках других остановиться по возможности более подробно.
Замечательно свежо и неожиданно воспринимаются строки Михаила Айзенберга и Григория Брайнина о Кара-Даге (а о нём – как известно – столько написано стихов: можно вполне составлять антологию!).
Ностальгически трогает сердце, стихотворение Татьяны Бонч-Осмоловской «Мнемозина в Феодосии».
Совершенно музыкальные строки написаны в Феодосии и о Феодосии Геннадием Каневским. Волнуют душу, например, вот эти проникновенные слова:
Сядь на старый диван, продырявленный пулями моли,
Нацеди мне чайку, да вчерашнюю почту проверь…
Чёрта с два напишу потрясённое бурное море –
Так и буду скупою слезой разбавлять акварель.
На этой же волне неистребимой грусти и любви к Крыму парят стихи Геннадия Кацова «Прощальное путешествие в Тавриду», «Рождённому в Крыму». И при этом – наполненность запоминающимися ёмкими (а порою – гулкими) образами:
Февральским днём евпаторийский пляж
Избит тяжёлой ледяной волною
И чайка неподвижно, как муляж,
Стоит среди песка, протяжно ноя.
Асей Шнейдеман почти с этнографической точностью и лёгким юмором показана Евпатория! Я не могу не процитировать из её «Бахчисарая» строчки о невольницах гарема, которые:
«…бисер серебряный
к шёлку небес пришивая
минаретами-иглами,
пальчики в кровь искололи…»
Хороша поэтическая подборка Ирины Машинской, так щемяще трогает душу её «Октябрь в Крыму», отмеченный наблюдательностью деталей, присущей истинному художнику.
В стихах ряда авторов я вполне узнаю или открываю для себя Крым в новых запоминающихся образах. Как тут не упомянуть замечательные стихи Александра Кушнера и вот это: «Я рай представляю себе, как подъезд к Судаку».
Или вот из цикла «Путешествие в Киммерию-XXI» Ирины Аргутиной:
«Дорога в Керчь – стрела над степью,
такой, что всю бы
стерню спалить – и можно сеять
драконьи зубы».
Не оставляют равнодушными крымские строки Ирины Иванченко («Коктебель-творение», «Перелётный посёлок»). В последнем стихотворении на осеннюю тематику – совершенно дивные и – я бы сказал – чувственные, почти эротические строки:
«Знаешь, в Восточном Крыму невесёлая
осень уже распугала курортников,
и в ожиданье отлёта посёлок
лёг под горой, как под грудью родинка».
Коктебельской теме посвящено тонкое, раздумчивое стихотворение Елены Исаевой.
Впечатляющие образы Юго-Восточного Крыма даны в стихах Яна Пробштейна («Гора Волошина», «Узун-Сырт»).
«… земля округла, словно плоть ребёнка,
И в каждой складке неприметный клад,
Тюльпаны диким пламенем горят,
И небо сшито с морем дымкой тонкой».
Воистину крымским теплом веет от задушевных строк Дмитрия Гаранина «Крымское Приморье».
У Натальи Крофтс и Бориса Юдина подкупает не только поэтическое мастерство авторов, но и великолепное способность поэтов чувствовать Прошедшее, умение описать его события так, что, читая, осознаёшь: «Так и было…». Эти стихи дышат историей…
«Черноморские дали.
Дикий храп кобылиц.
Звон отточенной стали.
Кровь.
Я падаю ниц».
Первая волна
Гарь Перекопа, волн безбрежье,
Военный госпиталь, кровать…
И всё же в «Дальнем зарубежье»,
Нам предстояло умирать.
И мы легко и бестолково
Ходили в небо босиком,
Отравленные русским словом,
Как тройка пыльным большаком.
В стихах Сергея Сутулова-Катеринича – мага и заклинателя слов крымская тема представлена совершенно по-своему: яркими, бегущими, словно в кинематографе, кадрами, с ёмкими образами, наполненными психологизмом.
«Молчи на вдохе. А на выдохе,
Изгой пространства изумлённого,
Протяжным криком камень вывихни
Из моря Чёрного, зелённого.
Александр Кабанов – не просто хороший поэт, но и известный мастер эпатажа. Верен он себе и в крымской тематике. Похоже, здесь срабатывает принцип «Знаменит не будешь, если никого не ошарашишь» (как пример, «Чем отличается парикмахер от херувима?»). Но какой чистотой и свежестью, глубокой лиричностью веет от его «Мой милый друг, такая ночь в Крыму…», написанном почти в классическом формате!
Крымские строки крымчан, Владимира Алейникова и Евгении Барановой – признанного мэтра и молодой, но достаточно известной поэтессы… Владимир Алейников представил, пожалуй, самый большой поэтический блок в проекте «НАШКРЫМ», который в силу единства тематики и особенно объёма вполне может рассматриваться, как отдельный поэтический сборник. Хотя бы и по этой причине писать о нём непросто. А если очень кратко – это замечательное знание поэтом Тавриды, её истории, эллинской культуры в целом и мифологии в частности, совершенно зоркий взгляд на окружающую дивную природу. Стихи Евгении Барановой – чрезвычайно современны и ярки. Порой в них вполне гармонично сочетается то, что на первый взгляд, выглядит вполне несочетаемым.
«И мой браслет,
и слёз собачьих блеск,
и осени божественная лажа.
Звони.
Звени.
Я уношу свой крест,
как тайну неглубокого корсажа».
Изысканно хорош, акварелен, с холодинками грусти её «Ноябрь в Крыму»…
Совершенно очаровывает лиричностью, музыкой и крымским колоритом Юрий Бердан… «Танцы у моря», «Случайная любовь». Всё так близко и так узнаваемо!
Чрезвычайно хороши, философичны стихи Владимира Гутковского (циклы «Южный берег», «Коктебельские сезоны»), поражающие зачастую тревожными, по сути, трагическими образами. Вот, например, как необычно воспринимает поэт наступление вечера в Крыму:
А горизонт – как плач.
Кровь его так горька,
словно вытер палач
лезвие об облака.
Можно было бы много говорить о крымских стихах Ирины Евсы, впрочем, как и о поэзии многих других замечательных мастеров слова. Но лучше – читать, и перечитывать их волнующие строки…
Завершить этот небольшой обзор поэтического собрания «НАШКРЫМ» мне хочется словами искренней признательности Александру Габриэлю за его наполненное искромётным юмором, совершенно чудесное стихотворение о Тавриде – полуострове (или острове ?), где «с ума сводящий лёгкий бриз летит от Феодосии к Алупке».
Удалось ли литераторам, авторам современной антологии осуществить уход из «геополитики в геопоэтику»? Думаю, удалось… Во всяком случае, мне почему-то кажется, что всем, кто ознакомится со стихами этого литературного проекта, непременно приснится Крым, «и будет сниться завтра, хоть ты тресни!».
Опубликовано: Международный поэтический альманах «45-я параллель». – 2014, № 36 / 312.
Свидетельство о публикации №114123102913