Растлители в Православной Церкви
«…Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня,
тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею
и бросили его в море» (Евангелие от Марка, гл. 9, ст. 42)
Последнее время в православных храмах часто стали продаваться под видом православных брошюры весьма странного содержания. Но особое внимание вызывают те из них, которые предназначены для детей. Например, в церкви Андрея Первозванного г. Керчи распространяется брошюра Нины Володченко «Детская воскресная школа. Подготовка к исповеди» изданная Обществом православных педагогов г. Керчи для детской воскресной школы по благословению иерея Николая Зинькова. И хотя брошюра распространяется под грифом Православной Церкви, она противоречит традициям церкви, оказывая отрицательное влияние на детей.
В брошюре, допущено много серьёзных ошибок. Например, в ранг греха возводится одно из духовных качеств человека, цитирую: «коллекционирование марок, монет, книг, картин и т.д.». Полагаю, педагогам (тем более, православным) должно быть известно, что благодаря именно этому благородному порыву души — стремлению собирать коллекции, человечество обладает уникальными собраниями произведений искусств: это и Третьяковская галерея, и Пушкинский музей, и Эрмитаж, и Лувр, и православные музеи, и собрания древних рукописей… и ещё десятки тысяч частных и музейных коллекций. Возможно, авторы брошюры имели в виду грех любостяжания и скупости, но в таком случае они сами грешат, путая благородное с пагубным.
Далее в брошюре читаем: «Вид греха — слушал музыку», «смотрели плохие фильмы». Это что, руководство для секты? И это от имени «общества педагогов» и православной церкви, призванных прививать детям любовь к прекрасному, а не отвращение.
В книге отца народной школы великого Яна Амоса Каменского «Материнская школа», изданной еще в 1882 году, сказано: «Музыка особенно свойственна нашей природе, потому что едва родимся мы на свет, как начинаем райскую песенку… — плачь и жалобы наши первые песни…». И далее Ян Амос пишет, что потом «детей начинает забавлять внешняя музыка, например, пение, игра на скрипке, на лютне и других музыкальных инструментах». Музыка есть основа духовности, доступная человеку уже тогда, когда он ещё не владеет словом. Слушать любую музыку, будь то народные песни, классические произведения или церковные песнопения, не есть грех. Напротив, желание и умение слушать музыку есть проявление в человеке духовного.
Допускаю, что авторы Н. Володченко и свящ. Зиньков не знакомы с беседами о музыке Д. Кабалевского «О чём говорит музыка». Но, как православные, не должны бы вводить в заблуждение чистые детские души, заставляя каяться детей в том, что они, цитирую: «слушали и увлекались злой музыкой и песнями». Подобным образом можно охарактеризовать любой предмет: скальпель полезная вещь, потому что с его помощью спасли жизнь человеку, и… скальпель вредная, злая вещь, потому, что маньяк зарезал им в подворотне человека. Авторам следовало б знать, что наряду с церковными песнопениями существует и православная рок музыка; и в Москве по благословению Патриарха проводятся фестивали православного рока. Приведу цитату из средств массовой информации: «Обретённое поколение» — так именуется премия, которой Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятеля московского храма Сошествия Святого Духа игумена Сергия (Рыбко) за миссионерскую и пастырскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Лауреат хорошо известен в молодёжных кругах. Благодаря ему сотни молодых любителей рока нашли дорогу к храму». А вот как выглядит келья игумена Сергия: «…Вдоль стены кассеты, диски, штук пятьсот, не меньше. Стопочками. Телевизор, видео. Очень много книг…». В интервью игумен Сергий рассказывает: «…Вообще я больше тяжёлую музыку люблю — хард-рок, хард-энд-хеви. В ней есть такое очарование, гармония простоты». И на вопрос по поводу плохих фильмов: «А боевики американские разве не грех смотреть? — игумен отвечает: «Отчего же грех. Это же сказка детская — только с ковбоями и терминаторами. Тоже добро борется со злом». По вечерам батюшка выезжает в ночной клуб на фестиваль православного рока.
В Москве на ежемесячно проводимых православных ярмарках большим спросом у православной молодёжи пользуются CD-диски и аудиокассеты с записями песен инока Всеволода (Филипьева), исполняемых одним из священников в стиле Виктора Цоя. (Подборка стихов инока Всеволода была опубликована в 135-м номере Первой международной независимой православной газеты «СЛОВО»).
Называя грехом, цитирую, «жевали жвачку», авторы, наверное, под словом «жвачка» имеют в виду жевательную резинку? В таком случае и чистить зубы, по мнению авторов, тоже грех?
Что касается «вредных» книг, то не лучше ли было бы вообще сжигать их, как не раз советовал своим прихожанам настоятель керченского храма св. Александра Невского священник Сергий Коваль? Но даже данную нелепую брошюру нельзя уничтожать; пусть существует в качестве самообличение авторов.
Н. Володченко и Н. Зиньков называют грехом, цитирую: «любовь к подаркам и желание их». Что ж, тогда и любовь к Царствию Небесному, желание его и постоянные просьбы о нём, тоже грех? Ведь оно есть дар от Господа. Кто не умеет ценить и любить дары и подарки, тот не способен и сам дарить. Человек, неспособный искренне радоваться подарку, а тем более, лицемерно делающий вид, что обрадован, проявляет к сделавшему подарок неблагодарность. Не этому ли хотят научить наших детей авторы брошюры? Радость ожидания подарка (дара) и радость получения его сопровождает любой и маленький, и великий праздник, в том числе и Рождество Христово, и Светлое Воскресение. Разве не подарками да разного рода пожертвованиями, принимаемыми от прихожан-благодетелей, живёт и благоденствует весь сонм служителей церкви, от простой церковной служки до патриарха? Разве священник Николай Зиньков, заставляющий детей каяться в «греховном» желании получить подарок, сам-то разве не подарками сыт, не хлебом ли прихожан питается?
Не подавлять в ребёнке его природные стремления, а направлять их в нужное русло, — вот задача духовного воспитателя и наставника.
Весьма опасным для детей пунктом в брошюре является следующий, цитирую: «Бесстыдство: позволяли вольное и бесстыдное обращение со сверстниками: обнимались, целовались, гуляли с мальчиками (девочками)». С каких же это пор детские (да и не только детские) объятия и поцелуи превратились в «бесстыдство»? Подобная больная «нравственность» способна даже величайшую историю любви, поведанную нам Шекспиром и научившую жертвенной и чистой любви не одно поколение, превратить в бесстыдство. Как смели 13-летняя Джульетта и несовершеннолетний Ромео целоваться, да ещё стать мужем и женой?! — бесстыдство! блудный грех! Результатом подобного «целомудрия» является брезгливость между людьми; не потому ли сегодня очень многие православные, говоря друг другу в День Святой Пасхи, «Христос Воскресе!», не обнимаются, как это делали первые христиане, и не целуют друг друга. Нельзя чистую детскую любовь, как и христианскую, переосмысливать с позиций развращённого пола. Грех — взваливать свои личные половые проблемы на неокрепшие детские души. То, что Н. Володченко и священник Зиньков объявили бесстыдством, воспето высочайшим духовным слогом в одной из книг Библи — в Книге Песни Песней:
«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовоний мастей твоих имя твое, как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя!» (Песн. 1; 1). «О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста; о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» (Песн. 4; 10). «Уста его — сладость, и весь он — любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!» (Песн. 5; 16).
Быть может на этом возвышенном, духовном и чистом произведении стоило бы воспитывать это прекрасное чувство — любовь — в детях.
Но самым страшным из всех «покаянных» правил есть то, в котором авторы попросту говоря, дают ребёнку указание, что животные существуют отнюдь не для проявления к ним заботы и ласки, но… «для извращений блудных». Называя блудом: «ласкательство к животным (котам, собакам и пр.); погладить, прижать и т. д.», авторы тут же делают вывод: «Продолжение этой страсти: дерзкое попустительство, саморазгул блудных чувств; рукоблудие; блуд; прелюбодеяние; извращения блудные». Вот к какому открытию приводит ребёнка, погладившего кошку, брошюра «Подготовка к исповеди» — «извращения блудные». Если лично у авторов животные вызывают «саморазгул блудных чувств» и все, ими перечисленные желания, то это вовсе не означает, что дети — «подобие Божие, чистое и ещё незапятнанное», не знающие разницы между добром и злом, испытывают те же пристрастия. Увы, далеко не к исповеди готовит ребёнка данная брошюра. Не уверен, что истинно православные родители осмелились бы отдать в подобную воскресную школу своих детей: ибо священник Николай Зиньков, пользуясь подобным руководством подготовки детей к исповеди, вряд ли очищает их детские души от греха.
Осмелюсь Вам привести иной пример, иную оценку проявлений любви к животным.
На вопрос: «Можно ли молиться о домашних животных?», — Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отвечает: «Не только можно, но и нужно! Церковь Божия во время Божественной литургии молится о всём творении, о всём Космосе. Церковь издавна молится о животных; нередко в день св. Георгия Победоносца освящались и даже сейчас освящаются домашние животные. Существует даже покровитель животных из числа святых, это св. муч. Власий. (Русский языческий бог Велес)
Священное Писание учит: «Блажен иже скоты милует». Ибо, как говорит Митрополит Кирилл: «через милость к животным приходит спасение к человеку». СПАСЕНИЕ, а не «дерзкое попустительство, саморазгул блудных чувств; рукоблудие; блуд; прелюбодеяние; извращения блудные», — как утверждают авторы брошюры для детей.
Брошюра составлена бесчувственно и полна вульгарных терминов, наводящих ребёнка на конкретный грех («оголялись перед другими; желали быть соблазнительными; желали попробовать запрещённое; подговаривали сестру, брата поцеловаться; желали плотской ласки; ласкательство к животным; саморазгул блудных чувств; рукоблудие; блуд; прелюбодеяние; извращения блудные» и т.п.). Не для ребёнка это! Не нужно акцентировать внимание ребёнка на присутствии греха там, где он не должен возникнуть. Исповедь ребёнка должна быть благой исповедью, с добрым и похвальным нравом. Пример такой исповеди даётся в Евангелии, когда, подошедший ко Господу, богатый юноша раскрывает пред Ним не свои недостатки, но все те добродетели, которые «сохранил он от юности своей». (Матф. 19; 20) И уже делом Любящего Наставника является ответить: «…одного тебе недостаёт…» (Марк. 10; 21), и указать на недостаток. Ребёнок в исповеди охотнее и без вреда для души станет говорить о своих добрых поступках. И чем больше у него наберётся добродетелей и чем выше будет оценка их, тем более он в них утвердится.
«Блаженной памяти Филипп Меланхтон, приходя в школу, в среду детей, имел привычку снимать шляпу и приветствовать их следующим образом: «Здравствуйте достопочтенные господа пасторы, доктора лиценциаты, суперинтенденты! здравствуйте, достопочтеннейшие, знаменитейшие господа бургомистры, старшины, судьи, канцлеры, секретари, магистры, профессора и проч.» Я не шучу, — говорил Филипп. — При виде этих детей я говорю не о том, что они теперь, но о том, к чему они должны быть воспитаны и чему научены. Вот как разумно рассуждал о детях этот мудрец; но ещё больше мы должны надеяться и ждать от детей всего хорошего, потому, что Христос указывает на них, как на истолкователей божественной тайны, «ибо таковых есть царствие Божие» (Марк. 10; 14).
Наши же «врачеватели» детских душ, Нина Володченко со священником Николаем Зиньковым видят в детях совсем иные «качества», чем видел Христос; и их подход к воспитанию детей далеко отстоит от христианского. Им — взявшим на себя труд духовных воспитателей детей — следовало бы знать, что все их мерзкие ярлыки, которыми они авансом наделяют детские души, и в которых затем заставляют каяться, очень скоро развивают в детях комплекс неполноценности, психические расстройства личности. Если ребёнку говорить насколько он мерзок, развратен, глуп и греховен, то со временем, он непременно станет таким.
Евангелие не учит нас мерзости; напротив, в нём указан истинный путь спасения — путь к образу и подобию Божию! Говорить детям об их подобии Богу, об образе Бога в них, об их богоизбранности, — вот миссия духовного педагога! Но весьма и весьма прискорбно, когда люди не одухотворённые бывают допущены к духовному воспитанию детей. «Ибо, — как говорит святой Апостол Иуда в своём соборном послании, — вкрались некоторые люди… нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству» (Иуда 1; 4).
Дабы избежать подобных ошибок в издательском деле «Святейший Патриарх Алексий неоднократно призывал к соблюдению внутрицерковной издательской дисциплины: приходы не должны распространять издания, не имеющие благословения священноначалия.
Как получить такое благословение, чтобы оно не было фиктивным или формальным? Для этого издательство должно прислать подготовленную к печати рукопись в Издательский совет Русской Православной Церкви. В издательском Совете рукопись поступает на работу к редакторам, имеющим многолетний опыт работы в области публикации богословских и церковных текстов. При необходимости к оценке рукописи привлекаются преподаватели Московских духовных школ. Рецензент предаёт отзыв членам специального Экспертного совета. И если совет посчитает возможным издание данной книги, а издательство обязуется учесть пожелания или замечания, высказанные рецензентом, то книга может быть выпущена с грифом «Одобрено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви».
Из выше приведённой цитаты явствует, что благословение свящ. Николая Зинькова фиктивное или формальное. Что касается разного рода священнических «благословений», то здесь православным верующим нужно проявлять крайнюю осторожность. Известны случаи (и они, к сожалению не редкость), когда ныне здравствующие священники наших храмов благословляли и благословляют своих прихожан заниматься уголовно наказуемыми действиями, якобы во благо церкви, на самом же деле с целью личного обогащения.
Сергей НикулинЪ,
Главный редактор «Первой Международной Независимой Православной газеты Слово»
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Архангельский А. Интервью: «Один день из жизни православного священника».
2. Библия. Книга Песни Песней Соломона.
3. Каменский Ян Амос. Материнская школа. (1633) С.Пб. 1882.
4. Погосов А. Как не надо издавать богословские книги. «Церковный вестник» № 29, 2003.
5. Некоммерческий просветительский проект центра «Нектария» Беседы с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Беседа 3,часть 1 и Беседа 5, часть 1.
Крым, Керчь, 2005 г.
Свидетельство о публикации №114123101315