Трагедия Марины Цветаевой
Настанет свой черед.
М.Ц,
Античностью воспитанная нежно
С мятежной и трагической судьбой
О, гордая изгнанница, Марина!
Ты путь избрала в жизни роковой.
Продала душу не за деньги, за химеру:
Морской мираж, кипение страстей.
Безмерная – ты отреклась от веры,
Сама себе и Эвридика и Орфей.
Черед настал твой, но какой ценою?
Где предан Бог – там голая земля.
Стихами наготы ведь не прикроешь,
И вот исход – затянута петля...
Знаменитое раннее стихотворение М.Ц. содержит слова: «Мои стихи, как маленькие черти...». В этой строчке - несомненное свидетельство отсутствия у нее страха Божия. Верующий человек не дерзнет так написать...Откуда возник и как сформировался бунтарский характер в дочке московского профессора – отдельная тема, здесь коснемся только гибели Марины.
«Самоубийство Цветаевой не было запрограммировано ни ее психикой, ни особенностями ее таланта» - считает филолог Людмила Поликовская. Да, на уровне психики, возможно и так. Однако ее печальный конец был предрешен другими серьезнейшими вещами.
Самоубийство М.Ц., (если даже это не было самоубийством) произошло намного раньше и в глубине ее сердца, ее души. Об этом красноречиво свидетельствуют строчки:
« На твой безумный мир
Один ответ – отказ»,
и - другие (из Поэмы конца):
«Право – на жительственный свой лист
Ногами топчу!»
Здесь, в этих словах, даже не отсутствие веры в Промысл Божий, а хуже: откровенный вызов Творцу.
Кстати, чуть выше в тексте поэмы есть такие строчки:
«Жизнь – это место, где жить нельзя:
Ев-рейский квартал...
Так не достойнее ль во сто крат
Стать Вечным Жидом?
Ибо для каждого, кто не гад,
Ев-рейский погром –
Жизнь. Только выкрестами жива!
Иудами вер!»
Литератор и переводчик Юдифь Каган по этому поводу с удовлетворением отмечает: «Цветаевой здесь явно гораздо ближе Агасфер, чем принявшие Христа отказавшиеся от веры отцов выкресты».
Глубокий и тонкий анализ неприемлемой для верующего человека Поэмы Конца провел Т. Венцлова. Он пишет:
«В отличие от Поэмы Горы, Поэма Конца построена по модели Страстей Христовых. Если в первой поэме речь идет об Эдеме и Синае (а отчасти, может быть, и о Фаворе), то действие второй поэмы сосредоточено вокруг Голгофы. Сопоставление земной любви с крестной мукой часто встречается в литературе (и даже в быту), являясь своего рода клише; однако при подробном развертывании, как у Цветаевой, это клише деавтоматизируется, одновременно приобретая рискованный и даже кощунственный характер.
...
Цветаева характерно опровергает библейский текст, возвещая некий романтический «анти-закон»: поэты и вообще люди высокого духа, носители избраннического статуса, враждебны всякой норме, их трагическое чувство всегда перехлестывает через какой бы то ни было предел. Единственная заповедь для них – именно нарушение заповеди (Пока можешь еще – греши!), за которое они должны – и готовы – платить страданием и смертью. В них проявляется и говорит сверхъестественная сила».
Еще пример «безстрашия» М.Ц. стихотворение, адресованное Але:
«Оправдай змеиную породу...
Знай одно: никто тебе не пара -
И бросайся каждому на грудь».
Трудно поверить, что это сказано вполне серьезно как наставление дочери, но в контексте жизни М.Ц. нет оснований видеть здесь только браваду. В ее внутренних установках было заложено, и заложено безкомпромиссно, отрицание традиционных устойчивых ценностей: деревенской жизни, семьи, детей. Цитата из записной книжки: «Не люблю (не моя стихия) детей, простонародья (солдатик на Казанском вокзале!), пластических искусств, деревенской жизни, семьи...Моя стихия –все, встающее от музыки. А от музыки не встают ни дети, ни простонародье, ни пластические искусства, ни деревенская жизнь, ни семья».
Из письма М.Ц. В.Розанову: «Слушайте, я хочу сказать Вам одну вещь, для Вас, наверное, ужасную: я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни». В записной книжке есть место еще откровеннее: «Если бы люди могли сослать и Бога на какой-нибудь африканский остров...».
Не стоит судить никого и, тем более, великого поэта с тяжелейшей несчастной судьбой. Но важно оценить причины и глубинный нравственный смысл происшедшей трагедии. Что же в итоге можно сказать о жизни и смерти М.Ц.? Тонкость и искренность, безкорыстие и щедрость души, самоотверженность, талант и терпение в скорбях, - много у нее было прекрасных человеческих качеств. Но прикроют ли они наготу души: отсутствие или затоптанность любви к Богу? Всем преданно верным Марине Цветаевой остается только уповать на Всемилостивого Господа...
Свидетельство о публикации №114122807241
Под мужиков ложиться и их же - под каблучок.
Самого Господа Бога - под острый язычок.
Величала себя поэтом.
А просто поэтессОй быть - слишком много сюсюканья в слове этом.
Явно не пример для подражания.
Но дамам от поэзии и просто глупым, неброским девочкам такая поэтическая стервозность, а точнее сказать, обесовлённость - очень уж по душе.
http://www.proza.ru/2014/05/14/1325
" Муза"
У меня здесь в конце слова ещё одного богоборца.
А эти ваши слова:
" ...ничто не спасительно без любви к Богу..."
О нашем стихотворчестве - точнее не скажешь.
Литвинов Сергей Семенович 15.04.2015 13:28 Заявить о нарушении
Владимир Спиртус 16.04.2015 11:53 Заявить о нарушении