А - ля рюс
Людмила Владимирская
За окном пурга вьюжила, да метелила...
ЗаснежИла тропочки, заканителила...
Пришла матушка - зима, ох и строгая!
Застудила сердце мне, зазазнОбила...
http://www.stihi.ru/2014/12/17/127
**************************************
Закорёжило меня, да заколдобило,
Засугробило мозги ажнык дО бела.
Заползла зла – тоска псевдорусская:
Зря доверилась отморозку я.
***
Залобзала его забубённого,
На беду оказался гулёна он.
Эх, душа моя мягкотелая:
Улетел сокол мой , залетела я.
***
Ясный месяц роздАл рожки звёздочкам.
Не хлебнуть ли мне с горя водочки?
Зарифмую в слезах жизнь проклятую,
И рожу что-нибудь в стиле кантри я.
***
(при желании, повтор первого куплета)
Свидетельство о публикации №114122806017
Мне импонирует Ваше желание учиться. Я тоже считаю, что это никогда не поздно и нет предела совершенству. Именно поэтому я здесь. Итак, для начала разберём кусок исходника, который Вы зацитатили. Исходник с закосом под фольклор, с большим количеством неологизмов, придуманных самим автором и уймой ритмических сбоев, которые тоже можно было обыграть в пародии. Сейчас покажу:
За окном пурга вьюжила, да метелила...
ЗаснежИла тропочкИ, заканителила...
прИшла матушка - зима, ох и строгая!
Застудила сердце мне, зазазнОбила...
Как видим, у автора тропочкИ, вместо трОпочки и прИшла, вместо пришлА. Вот эти самые тропочкИ можно было неплохо и обыграть. Почему-то никто этого не сделал. Не увидели? Теперь немного о технике. Без особых подробностей, как Вы и просили. Для начала я Вам дам построчно количество слогов, именно от них зависит стопность, и схемы ударно-безударных слогов. Итак:
Исходник:
(13) За окном пурга вьюжила, да метелила... --/---/--/--
(13) ЗаснежИла тропочки, заканителила... --/---/--/--
(12) Пришла матушка - зима, ох и строгая! /-/---//-/--
(12) Застудила сердце мне, зазазнОбила... --/---/--/--
**************************************
Пародия:
(13) Закорёжило меня, да заколдобило, --/---/---/--
(12) Засугробило мозги ажнык дО бела. --/---/--/--
(11) Заползла зла – тоска псевдорусская: --/-/--/--
(10) Зря доверилась отморозку я. --/----/--
***
(11) Залобзала его забубённого, --/--/--/--
(11) На беду оказался гулёна он. --/--/--/--
(10) Эх, душа моя мягкотелая: --/-/--/--
(11) Улетел сокол мой , залетела я. --/--/--/--
***
(11) Ясный месяц роздАл рожки звёздочкам. --/--/--/--
(10) Не хлебнуть ли мне с горя водочки? --/--/-/--
(11) Зарифмую в слезах жизнь проклятую, --/--/--/--
(11) И рожу что-нибудь в стиле кантри я. --/--/--/--
Я не буду грузить Вас обилием спецтерминов, всё разложила по полочкам, чтобы Вы наглядно сравнили исходник и пародию. у Вас почти классический трёхдольник - трёхстопный анапест. Только в самом первом катрене была попытка скопировать оригинал. Пародии принято писать, сохраняя стиль исходника. Если Вы по какой-то причине не хотите придерживаться этого правила, то хотя своё выдерживайте, не сбившись. Рифмы, что в исходнике, что у Вас - дактилические: с двумя безударными слогами в конце строки. В первом катрене две составные рифмы - это хорошо. Но "псевдорусская-отморозку я" как-то не айс! Вот если б "отморозок" был в родительном падеже, тогда была бы вкусная рифма.Во втором катрене придирок к рифмам нет, составные и вкусные. Могла бы придраться к рифме последних строк, но не буду. В фольклоре особо точных рифм и нет. Схема рифмовки исходника и пародии - простые, построчные. Тут всё выдержано.
Теперь по технике, смыслу и благозвучию сразу:
Закорёжило меня, да заколдобило,
Засугробило мозги ажнык дО бела. - диалектизм "ажнык" смотрится здесь занозой в попе, так и хочется его поправить на устаревшее разговорное "ажно". К тому же, у Вас идёт встреча согласных: ажныКДобела. Если так: ажнОДобела. Согласитесь, пропеть-произнести "од" проще, чем "кд".
Заползла зла – тоска псевдорусская: - "зла-зла" подряд попробуйте сами с разгону выговорить. А ведь предполагается, что это должны быть страдания, то есть, их надо протяжно петь. Можно с всхлипываниями.)))
Зря доверилась отморозку я. - то, что тут ударного слога в середине не хватает, надо говорить? Кстати, из приведённого куска исходника совершенно непонятно, откуда у Вас отморозок взялся? Он моральный урод или просто замёрз? Вы тоже не захотели просветить читателей по этому поводу. Если есть недосказанность и непонятки, это уже минус.
***
Залобзала его забубённого,
На беду оказался гулёна он. - сомнения ЛГ в том, что её дроля будет гулёной, являясь по жизни забубённым, то есть бесшабашным и разгульным, очень даже странны. Как может разгульный человек не оказаться гулёной? Всё равно, что удивляться, почему у масла такая жирность?
Эх, душа моя мягкотелая:
Улетел сокол мой , залетела я. - из представленного куска исходника я бы такие выводы делать не рискнула. К тому же, залетать от гулёны? У ЛГ не всё хорошо с логикой? Но, пусть будет.
***
Ясный месяц роздАл рожки звёздочкам.
Не хлебнуть ли мне с горя водочки? - если ЛГ залетела, то о какой водочке речь? Опять проблемы с логикой?
Зарифмую в слезах жизнь проклятую,
И рожу что-нибудь в стиле кантри я. - в принципе, пойдёт. Если б ещё в стиле исходника. Там ныть жалостнее получилось.)))
Теперь общее впечатление. Нарушены главные принципы пародии:
- пародия должна быть лучше оригинала. По технике и смыслу. Почему этого нет в Вашем случае я объяснила выше.
- пародия должна быть смешной. Если честно, мне было не смешно.
- в пародии должна прослеживаться какая-то логика, почему вообще нужно было пародировать. Этого нет. Больше похоже на подражание. Так же слабо, как и в исходнике.
- в пародии должен быть вывод, объясняющий всё. У Вас он какой-то размытый.
Теперь лирика. В пародии лучше всего обыгрывать какой-то отдельный ляп, ну два. Не надо стараться охватить всё, иначе погоня за двумя волками. Когда ни одного не поймаешь.))) Редко бывает, что получается охватить всё, но это приходит с опытом, да и в единичных случаях. Тут от исходника зависит.
Не хотелось бы, чтоб Вы сочли мою рецензию слишком резкой, я просто приводила факты. В своё время училась так же. Никто не рождается с умением, всё нарабатывается со временем. Если честно, мне стыдно за свои первые пародии. Тоже тыкали носом. А без этого никак! Почитайте сильных пародистов, стразу поймёте что к чему, как они строят свои пародии. Слава богу, на сайте они есть.
Ну, и с наступающим Вас! Удачи и успехов на этом нелёгком поприще!
Ирина Савинова 29.12.2014 12:52 Заявить о нарушении
И насчёт смешного не совсем согласен: не всегда пародия смешна, иногда - остра, едка и иронична. У меня настольной книжкой - пародии Иванова с его автографом, и там есть то, о чём я выше сказал. И по поводу сюжета и логики можно было бы возразить, но я не буду, потому что не прав в главном - вам моя пародия не "показалась". Конечно, "искушённого" профессионала будет коробить от "ляп" технического характера (но у кого их нет), но ради острой мысли иногда жертвуют техникой и профессионалы (ведь можно потерять в главном, укладывая в "прокрустово ложе" все замыслы). Простите за многословие (обычно мне это несвойственно).
Еще раз благодарю за весьма полезные советы и желаю Вам счастливого Нового Года и Рождества. P.S. С удовольствием почитал некоторые Ваши стихи. Помоги Вам Господи в Вашем творчестве. ЖиВитя.
Виктор Жижирин 29.12.2014 12:53 Заявить о нарушении
Ляпов у профессионала не должно быть априори. Иначе, какой это профессионал? Открою секрет, глаз у всех замыливается, какие-то огрехи видишь со временем. Чтоб не сесть в лужу, многие кидают сначала знакомым на предмет "вылавливания блох". Посторонний сразу видит то, что не замечаешь сам. Я, кстати, не исключение.))) И даже ради острой мысли техникой жертвовать нельзя! ВСЁ должно быть на хорошем уровне. Нужно просто острую мысль уложить. Тогда это и будет профессионализмом. Подчеркну, сбоев быть не должно! Какая бы шикарная ткань ни была у костюма, если он сшит косоруким мастером - это не шедевр! И отговорки останутся отговорками. Но ведь и отличными портными становятся не сразу, верно?)))
Напоследок попытаюсь Вас улыбнуть, хоть немного:
Владимир Гельм
www.stihi.ru/2012/09/26/362
………………………….
Она не одёрнув ладоней
Посмотрит мне кротко в глаза,
И голосом нежных мелодий
Сорвёт… мои тормоза.
……………………………..
А ты- слушая улыбнёшься
О как же я долго ждала,
И губ моих страстно коснёшься
Мне, подарив… крыла.
***************************
***************************
На бреющем в плотном тумане
Летели под нежный мотив.
Срывали друг другу стоп-краны,
Страховкой крыла задарив!
Разврат учиняя на крыше,
Соседу форшмача карниз,
Одёрнуты Голосом свыше:
«Ладони к пупку задрались!
Дресс-код – он не только в Европе,
И в небе блюдите-ка, плиз!
Чтоб складки расправить на жопе,
Ладони одёрните вниз!»
***************************************
Елена Амосова
www.stihi.ru/2012/08/29/3121
...Ирины, Ирины, и Рины,
Сегодня у вас именины.
К ногам вашим чудо корзины
С цветами из роз… Клавесины
*****************************
*****************************
Давясь карбонатом из сала,
Под тучами из облаков
Стихи вам из слов написала!
Овация где из хлопков?
С гордыней из гонора тужим,
Заплакав рыданьем из слёз -
Сосед по кровати из мужа
Из роз мне цветы не принёс.
От имени маюсь - из Иры,
В глазах из очей прячу грусть…
Зайду-ка на сайт из стихиры,
Из ржания смехом зальюсь!
***************************************
Кузьмин Олег Анатольевич
www.stihi.ru/2012/09/25/9029
.
Обречённо, без всякой надежды
Отодвинуть беду от себя
На плечах постарели одежды,
Взгляд бросают на мир нелюбя…»
******************************
******************************
Так ходить – ни на что не похоже!
У пальто обтрепались виски.
С тяжким вздохом года подытожу:
Постарели мои старики (с).
И не выглядит джемпер, как прежде -
Молью битый, в тоске кашемир.
С чьей-то лёгкой руки у одежды
Злобный взгляд в окружающий мир.
Майка с трусьями бесят эстета,
Не разгладит морщины никак.
Седину надо красить жилету,
И в проплешинах старый пиджак.
Так и хочется крикнуть невежде:
«Что ж ты делаешь, йоп твою мать?!
На плечах постареют одежды,
Если их, не стирая, таскать!»
******************************************
Раздвоение
Анатолий Бешенцев
www.stihi.ru/2012/09/20/2547
Двойное гражданство… нелепость какая! –
Звучит как измена гнездовью души:
*********************************
*********************************
Скворечники, гнёзда – их выбор так труден,
Сравнив на чужбине, я твёрдо решил:
Все яйца откладывать надобно, люди,
В родное до стона гнездовье души!
Я тут про измену особо не буду,
На ушко шепну вам одну из причин:
И гнёзда ширее, и яйца по пуду
В штана…ой! в России у наших мужчин!
Прорехи в гнездовьях рихтуйте снаружи
Расейскою глиной – от вражьих атак!
Следить за гнездом очень тщательно нужно,
Чтоб яйца тебе не подбросил чужак…
*****************************************************
Когда покровы ночи всё короче...
Аглая Паюшина
www.stihi.ru/2012/09/22/5149
Я хохотнув, встаю, иду к окну,
В горшок, с цветком засохшим, тычу пальцем...
****************************
****************************
Читая стиш, испытываю шок -
Как нипадецки жгут порой поэты!
Какнуть уместней всё-таки в горшок,
Но, тужась, хохотать зачем при этом?
Какой цинизм у местных поэтесс -
Не пожалеть засохшего страдальца!
Озвучив увлекательный процесс,
Зачем (пардон!) в дерьмо ещё и пальцем???
Ещё раз с наступающим!
Ирина Савинова 29.12.2014 13:27 Заявить о нарушении
зацените эти потуги (среди первоисточников есть тот же многострадальный Гельм):
http://stihi.ru/2013/07/18/2976
http://www.stihi.ru/2013/06/16/6912
Виктор Жижирин 29.12.2014 13:57 Заявить о нарушении
Ирина Савинова 29.12.2014 14:04 Заявить о нарушении
ЖиВитя. P.S. Я не для разбора, а для краткой оценки (пародь или пороть)
Виктор Жижирин 29.12.2014 14:11 Заявить о нарушении
Ирина Савинова 29.12.2014 14:27 Заявить о нарушении
Не технический, а смысловой. Мне пародию писать было лениво, а Вы, может быть, вдохновитесь, ляпы там разобраны. Только не берите все. Один-два максимум.
Ирина Савинова 29.12.2014 14:32 Заявить о нарушении