Лина против Капиталины
Рассказ – это малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью, как, более развёрнутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам ( сказки, притчи ).
Рассказ « Белый воротничок» состоит из десяти маленьких глав, причём все главки как бы находятся в корзинке повествования. Наверное, точное определение этого рассказа можно так охарактеризовать как рассказ в рассказе. В данном рассказе прослеживается динамичность. Сюжет быстроразвивающийся по категории.
Интересен ли этот рассказ? Нельзя сказать, что он интересен для каждого читателя. Наверное, его можно отнести к специфическим произведениям. Он понятен тем, кто прямо или косвенно связан с флорой и фауной планеты Земля.
Если человек никогда не имел великой связи с таким древним созданием Бога, как собака, скорее всего, многие детали описания будут непонятны. Судя по описанию, автор хорошо знает предмет, о чём он пишет. Конечно, есть смущающие факты, про бои собак, на что указали критики. Да бои собак запрещены по закону в России. Разумеется, это так! Но ведь они не запрещены в зарубежных странах, как Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан. Например, туркмены – пастухи овец породы кара-кульча (чёрный каракуль) Выбирают собак – пастухов только от производителей, участвующих в боях. В этой стране бои собак, как и скачки лошадей,- это большой праздник. Автор прибегает к вымыслу, без которого невозможно существование литературы.
Мне показалось интересным и даже патриотичным описание в главе «Бои по правилам и без правил», где является познавательным для читателя определение пород собак, которые отнесены к бойцовым. Каждый владелец собаки-друга должен хорошо себе представлять при выборе щенка, с какой собакой он будет иметь дело. Как тяжело вырастить и воспитать щенка бойцовой породы, который в последующем может не только стать другом, но и врагом. Об этом хорошо говорит картина боя собак породы кавказская овчарка, где больше всех и пострадал хозяин, который на секунду потерял бдительность. Сам оказался жертвой боя. Жесточайший бой представлен между стаффордширдскими терьерами, где Тиграш насмерть загрыз Пегаша. У последнего было на счету несколько боёв, да и было ему уже шесть лет, он должен был отдыхать, так как для собаки это уже почти пятьдесят лет в человеческом измерении, если умножить 6х7=49. Этот бой для Пегаша оказался последним. Автор ставит проблему под таким углом, что если тебе собака – друг – не относись к ней, как к врагу. Никакие деньги не смогут окупить доверчивые глаза собаки. Ведь он очень доверял хозяину, очень. А хозяин подвёл его к гибели. Какой же ты, друг? Если ты, человек, эксплуатируешь собаку до последнего пульса. Что побуждало тобой? Слава? Деньги? Здесь автор раскрывает беспардонную эксплуатацию беззащитного слабого животного.
Единственное одобрительное поведение священника Петра, который не ради своей выгоды выставил своего алабая по кличке Цирульник, который никого не погрыз, а ждал своего хозяина, когда тот снимет с живота его противника. Священнику вручили настоящую золотую медаль и денежный чек. Самым человеколюбивым в рассказе проявляется священник Пётр, которому надо помочь обездоленным, униженным и оскорблённым, да достроить храм.
Зачином является главка «Дорога» и эпилогом, как медведицу Машку отдали в охотничье хозяйство. Она выросла, стала большой красивой медведицей. Для неё стали подыскивать пару-самца.
В повествование тонкой нитью протягивается патриотизм. Бурый медведь должен быть поставлен под жёсткую охрану, вплоть до полного запрещения на него охоты. Со стороны писателя и охотничьего хозяйства явствует беспредельный гуманизм не только к человеку, но и к зверям. Медведь Машка выросла. Она не убита, не растерзана и не продана. Отступление: за цифровую достоверность не ручаюсь – не записала. В недавней передаче прозвучала такая информация, что на таможне поймали браконьеров с отрубленными медвежьими лапами, которые де в Китае являются деликатесом. Цифры таковы: то ли убили 15 «мишек», то ли 60. Автор всей душой и сердцем проявляет боль о фауне и призывает к нему присоединиться. Может быть, прежде чем зарядить ружьё, охотнику нужно призадуматься, а стоит ли это делать? Ведь в искусственных условиях не вырастишь такого красивого могучего зверя. Может быть, не мешать развиваться природе? Иначе мы, люди, останемся один на один на этом белом Свете. Не на кого будет любоваться, наконец, не напишет будущее поколение такие сказки, как « Три медведя». Актуальность этой проблемы бесспорна, даже если автор прибёг к вымыслу. Сам рассказ допустим как норма повествования. Сам повествователь как бы случайно вкраплениями входит в рассказ.
В главе «Раздор» чётко вырисовывается картина жития простого народа, у которого отнято право на любовь к ближнему. К тому же такой неблагополучной в моральном и нравственном плане семье, нужен ли такой зверь-собака, породы кавказская овчарка, где сужено жилищное пространство, и где самим-то жить негде, не то, что огромному зверю. Очевидно, здесь описаны перестроечные 90-е годы, в которые «букетом расцвёл» криминал. Люди в страхе друг от друга лишали себя яркого дневного солнечного света, закрыв окна железными решётками, и стали как в темнице, тюрьме. Баррикадировались двойными железными дверями. Мифически в эти годы заводились всякие злобные породы собак. Каждый пытался завести собаку такой породы по принципу «чем злобнее, тем лучше», если в случае нападения на жильё, чтобы она смогла защитить небогатый скарб. Разумеется, – это абсурд. Против оружия ни одна собака не устоит – сама станет первой мишенью. Случаев было в то время много: собака погибала первой, а за ней и хозяева. Таким же посмешищем было, что в маленькой «хрущёвке» обитал такой могучий зверь, как кавказская овчарка. Самим-то нет места. Государственные структуры защитить не могли, были « развалены», как коллизей. Защиты неоткуда было взять. Люди, как могли, так и оборонялись. Принцип: «если меня некому защитить, то я приду на защиту сам себе».
В последующем эти высоко породные собаки будут выброшены на городские улицы, где они собьются в стаи, и самих же людей будут, грызть. Голодные псы начали нападать на людей. Очень многие дети были покусаны до смерти. В лесу лучше не попадаться на глаза стае голодных собак. На их счету ни одна была жертва. Эта проблема является до сих пор остросюжетной. Сколько бы ни твердили миру, где есть малолетние дети, особенно в квартире, нечего делать собакам. Автор является назидателем. Он повествует это ненавязчиво, как бы, между прочим. Стоит ли иметь собаку, которая не всегда может быть другом? Чаще становится врагом в не умелых руках человека. Даже кошки сиамской породы могут сильно повредить ребёнка, особенно до года. Был в криминалистике такой случай, когда кот, вышеуказанной породы, загрыз своего спящего хозяина. Долго искали преступника. А им оказался кот, который долго вынашивал злобу на хозяина за побои. Я не хочу писать о хорьках. Тут само собой: хорёк – душитель кур. Под настроение и на спящего человека может напасть. Грызёт сонную артерию. Но это отступление от главной темы.
Остальные главы « Хрусталь», « Горько-кислая морошка», «Нелёгкая победа», «Жестокая схватка», «Щенение» - в этих главах в основном характеристика собакам, которые находятся и живут рядом с человеком. Правдоподобно раскрыты биологические возможности собак. Можно отметить, что собака замечательный охранник человека. События описаны со знанием предмета.
Из рассказа можно понять, что повествователь объёмно знает породу кавказская овчарка. И прослеживается, что другие породы автор знает плохо или вообще мало с ними знаком. Почти совсем не знает породу собаки среднеазиатская овчарка. Автор идеализирует её, по всей вероятности он её имеет в настоящее время. А своя собака всегда умнее, как и собственные дети-вундеркинды.
Кобели этой породы обычно свою жертву (противника) сбивают грудью и давят. Бывают случаи, что противник долго не может встать на четыре лапы из-за сломанного позвоночника и повреждения внутренних органов. Действительно, до крови дело не доходит. Не зря, туркменские алабаи прозваны волкодавами.
Рассказ проходит на одном событии. Событие как поза спящего ребёнка. Автор нарушает этот принцип. В одном рассказе ещё несколько рассказов, которые могут быть преподнесены читателю каждый в раздельности. Достоинство или недостаток? Возникает риторический вопрос. Если взять как за достоинство, то читатель познаёт несколько ситуаций, эпизодов, и даже ни одно действующее лицо. Здесь и вечно пьяная Парфушка со своим кобелём; тут и священник Пётр, который болеет за униженных и оскорблённых; здесь почти погибший покусанный собакой человек; личность его не определяется. Мы только наблюдаем, что он пришёл «выбивать» долги у Пантюхина. Видимо, Пантюхин был крайне непорядочен. Истинно по пословице: «хочешь испортить отношения – дай в долг». Тут и хозяйка со своим ошибочным страхом, натравившая собаку на невинного человека. Она же потом помогла покусанному, вызвав такси. Мозаичное вкрапление персонажей показывает полное неблагополучие времён перестройки 90-х годов. Например, старик, призывавший пинать вора-«хрустальщика», сам был запятнан, так как у него дети были по тюрьмам, которым, скрываясь от людских глаз, возил передачи на Печору. Принцип: «чужого сына не жалко».
В рассказе нарушен классический принцип триединства: действия, места, времени. События происходят в разных местах, и отличаются во временном промежутке. Но это не беда.
Придуманный автором сюжет преподносится в простой форме и доступным русским языком. Главная цель повествования – наставление и развлечение читателя. Истории, подаренные автором читателям, где с его героями и с ним происходят интересные события. Сам автор также становится персонажем своего рассказа. Рассказ целостный по тематике. Соблюдена эпизодическая структура (взято несколько эпизодов). В самом рассказе и эпизодах непредсказуемый финал. Всё выдержано.
Традиционные рассказы передавались из поколения в поколение в видоизменениях со временем. Можно ли его отнести к рассказу – сказке. Частично, наверное, да, чем нет. Сомнительным является кормление сукой медвежонка. Хотя случаи бывают разные. Автор органически связывает между собой события, путём своих воспоминаний. Хорошо отображены ситуации, факты, случаи. Когда читаешь творение, то кажется, что вслед за автором сам становишься участником событий. События, которые происходят, определяют проблематику, идеально иллюстрируется тема занятий. Рассказ позволяет читателям и слушателям сравнивать своё поведение с поведением персонажей, вызывая радость, удивление, грусть.
В рассказе неплохо, со знанием дела, художественно нарисована природа, которая плачет и радуется наравне с персонажами.
Разумеется, – это рассказ. В настоящее время ведутся ожесточённые споры к чему определить рассказ к «малой форме» повествования или отнести к крупноформатному образованию.
В целом рассказ должен прочитываться от 10 минут до 1часа. Автором это достигнуто.
Интригующим является название рассказа « Белый воротничок». Очевидно, автор прибегает к завуалированию и к проявлению интереса читателя. Что есть «белый воротничок». Может быть, человек, чиновник? Но, прочитав, познаём, что бурые медведи тоже могут иметь по шее белый «воротничок»
Таким образом, автор хотел вызвать у читателя и слушателя лучшие морально-нравственные побуждения ко всему живущему на планете Земля.
23 июня 2011 год,
Лапландский заповедник.
Фото автора.
Свидетельство о публикации №114122701353
Сирожа Боцманков 27.12.2014 14:07 Заявить о нарушении
Лина Евдокимова 30.12.2014 05:13 Заявить о нарушении