Первоклассница
Первого сентября я всегда вспоминаю очень старый фильм «Первоклассница». Трогательная история о том, как девочка Маруся пришла записываться в первый класс , прихватив из дому все документы, даже квитанции на оплату за коммунальные услуги.
В памяти всплывает из небытия образ моей первой учительницы - Кисилевой Марии Петровны. Черные глаза , на щеках лёгкий румянец, тяжёлая коса собрана в тугой узел. Не очень высокая, стройная, она мне казалась красавицей. Так оно и было . Молодые , все красивые.
Я страстно, как и Маруся , мечтала о школе. Мои сёстры и брат уже учились в старших классах, а мне мама повторяла всегда одно и то же:
-Успеешь, тебе рано.
К сентябрю 1950 года, мне исполнялось только шесть с «хвостиком». Я была маленькая, худая, одним словом, ребёнок военных лет. Частенько мама отдельно от других детей подкармливала меня « вкусненьким»
-«Э, какой толк, всё равно худой , совсем плох аппетит »,- жаловалась мама, соседке , коверкая русские слова.( на татарском нет женского рода)
На просьбы, записать меня в школу , мама многозначительно отвечала:
-Посмотрим!
Вот так всегда, сложные дела она решала с оглядкой на будущее. Пережив войну, и оставшись одна с четырьмя детьми на руках, волей - неволей потеряешь уверенность в завтрашнем дне.
Теперь, я думаю, что она жалела меня , боялась за моё здоровье , во вторых, пугали непредусмотренные расходы : школьная форма, туфли, портфель , да мало ли что надо , это ведь не по двору бегать босиком в полинявших платьишках.
Сначала про новое платье. Помню, приехала к нам из центра города тётя- двоюродная сестра отца. После раздачи гостинцев, она печально развернула свёрток:
- Амина, посмотри, новое платье сожгла утюгом, может быть, можно перешить на кофту?
Разложив платье, мама стала прикидывать , что с него можно сделать.
Тётя притянула меня к себе:
-Ну что , переедешь жить к нам? Собирайся, прямо сегодня и поедем.
Каждый раз она уговаривала маму отдать меня ей. Своих детей у неё не было, она очень хотела меня удочерить. Мама разрешала забирать только на время, погостить. Из- за этого отношения между ними осложнялись .Тётя долгое время не приезжала к нам. Потом не выдерживала и появлялась под каким-нибудь предлогом, и увозила меня в гости . Я жила у них недели две , а потом просилась домой . Скучала по маме , по сёстрам и брату и по своим дворовым подружкам.
- Ну что поедешь , бабушка пирожков уже напекла, ждёт,- уговаривала тётя.
- Я, чтоб не обижать её, ответила, как можно, мягче:
-Сейчас нельзя, мы в школу пойдём записываться.
- Как,- удивилась тётя,- тебе разве уже семь лет?
-В том- то и дело , что ещё нет, а она меня замучила , в школу хочет, - вмешалась мама.( дома мы говорили на татарском.)
- Вот поедешь ко мне жить , я тебя в свою школу запишу , и форму куплю, и портфель , на свою фамилию перепишу. Ну что ,поедешь?
Соблазн был большой. Я молчала . Вдруг мама спокойно , как о давно решенном, говорит:
- Нет, мы на днях пойдём в нашу школу, может быть возьмут.
Тётя тяжело вздохнула и , обречённо махнула рукой:
- Ладно, Амина , перешей это платье для Розы. Весь сентябрь в школу разрешают ходить в летних платьях. На ,возьми деньги , купишь к платью сандалии.
Так произошло окончательное примирение.
Настал торжественный день, мама надела свое выходное платье, накинула косыночку, чуть- чуть подкрасила губы ,мазнув мизинцем из «губнушки». Она прятала её от наших глаз в деревянную шкатулку.
Позже , я узнала, украшения и косметика- довоенная роскошь, подарки отца. По фотографиям было видно, что он, настоящий франт. Чёрная тройка , белая рубашка с бабочкой , шляпа и трость. Как это не сходилось , с теперешней нашей жизнью . Позже, мама часто нам рассказывала , как они хорошо жили до войны.
Меня наряжали всей семьёй. Надели , только что перешитое из тётиного, вишнёвое крепдешиновое платье с оборочками. На шею повесили ниточку красных бус , на уши вдели маленькие детские серёжки. Эта бижутерия передалась от старшей сестры, к средней и вот теперь - мне. Накануне, мама купила красные сандалии, к ним белые носочки с красной каёмочкой.
Мама имела на всё своё понятие и вкус. В тридцатых годах они переехали из татарской деревни в город Баку, Она была совершенно не грамотная, однако, самостоятельно научилась шить. Я всегда с трепетом следила , как мама придумывала фасоны для своих богатых заказчиц, а потом смело кроила дорогие ткани.
И вот мы переступаем порог школы. Сердце моё трепещет. Мама волнуется ещё больше меня, ведь ей придётся разговаривать с учительницей. Она хорошо говорила на азербайджанском , а на русском – плоховато.
Дежурная направила нас в кабинет , где записывали в первый класс в русский сектор. Наша школа была смешанная. Навстречу нам поднялась уже немолодая учительница , вся в светлых кудряшках, с ямочками на щеках , приветливо пригласила сесть.
- Меня зовут Валентина Николаевна. Помню, ваши старшие дети учатся у нас. Значит, привели младшую. Ну что ж, если она тоже так хорошо будет учиться, мы с удовольствием примем её. Она обратилась ко мне;
- Как тебя зовут?
Я назвала полное имя отчество и фамилию.
- Хорошо, а что ты умеешь?
-Могу читать и считать ,- поторопилась я сообщить самое главное .
-Молодец , ну прочитай вот из этой книги.
Я прочитала довольно свободно. Я давно уже читала книги старшей сестры.
-Хорошо, вы принесли документы?
Мама протянула приготовленный пакетик.
Валентина Николаевна взглянула на свидетельство о рождении и нахмурилась :
-Тебе семи лет нет ещё, рановато, подрасти чуть-чуть, тем более ты такая худенькая.
Мама испугалась , учительница могла подумать, что в нашей многодетной семье плохо питаются, поспешила объяснить:
"Совсем он плох кушает, отдельно кормлю, толк нет."
Я дёрнула её за подол. Сердце моё замерло, на глаза навернулись слёзы.
Валентина Николаевна на стол рассыпала счётные палочки:
- А складывать и вычитать ты тоже умеешь?
Я решила все примеры.
- Молодей, молодец, что с тобой делать? А что это у тебя на шее?
-Бусы, - радостно ответила я
-А на ушах?
- Серёжки.
-А ты знаешь, что в школу нельзя носить никакие украшения , у нас строгие правила.
Я тут же начала снимать все свои «драгоценности». Валентина Николаевна засмеялась :
-Не снимай, не снимай, сегодня можно, а вот 1 сентября не надевай, договорились?
Продолжая улыбаться, она обратилась к маме: «Приводите её 1 сентября в школу, в первую смену, класс 1 А, классным руководителем будет у вас Мария Петровна Кисилёва. Она вам учебники выдаст бесплатно. А вы подготовьте справки с поликлиники ».
Всё сказанное, Валентина Николаевна записала на листочек и подала маме.
- Поздравляю , учись хорошо, да и дома кушай побольше , а то ведь учёба- это не лёгкий труд .
Домой я бежала, всем соседям, кто попадался навстречу, рассказывала, что меня приняли в школу.
Наступило 1 сентября . Торжественная линейка , первый звонок. Всё это я смутно помню, а вот то, что Мария Петровна (мистическое совпадение) была в платье таком , как на мне , запомнилось навсегда. Крепдешиновое, вишневое, с белоснежным воротничком ,и фасон точно такой , какой был у тётиного , пока его не перешили для меня. Это поразило больше всего. Я сразу полюбила Марию Петровну , как родную, тем более, что очень она была похожа на мою самую старшую сестру, которая уже училась в педучилище. Мария Петровна взяла меня за руку ( наверное потому , что я была самая маленькая ростом.) и повела нас строем в класс.
Отношение к учителю у нашего поколения - благоговейное. Хотя учителей за десять лет сменилось много ,я их до сих пор всех помню . У пожилых людей, память прошлого - бесценное богатство. А с возрастом мы становимся сентиментальными. Однако, не из-за крепдешинового платья решилась я записать свои воспоминания. Нет, конечно.
Дело в том, что недавно в интернете наткнулась на рассказ . Автор, мужчина солидного возраста.
Я читала его замечания о поэзии. Из его заметок , узнала, что он родился и жил в Ленинграде, выучился на врача , к тому же рисует , пишет стихи и прозу , человек не без способностей. Давно живёт в Америке .
Он тоже помнит своих педагогов. Но, как- же мне было нестерпимо обидно за его учителей. Мало того, что все они, по его рассказу, не умные, ещё каждый из них наделён физическим недостатком . Один - косой, у другого голова трясётся, третий - неопрятный. Учительницы сплошь - истерички. Как будто в одну школу специально собрали психологических и физических уродов. Сколько сарказма, издевательства , высокомерного уничижения в характеристиках.
Рассказ начинался с того , что мальчик (автор о себе пишет), семиклассник на школьных утренниках выступал который раз с одним и тем же номером. Его встречали на «Ура!». И вот « классная» ему говорит , что пора сменить номер , уже неинтересно , а мальчик заявляет:
- Иду на спор , что меня снова вызовут на «бис»
Учительница , по его рассказу, насмехается над ним, провоцирует спор, злорадствует. (Странно, почему бы ей провоцировать ученика?. Вот такая она, по мнению автора, язва ) В итоге мальчик привлекает несколько ребят , они устраивают на школьной сцене во время выступления «садом» Естественно утренник срывается.
Через десятилетия, пожилой человек с гордостью вспоминает о своём «режиссёрском» таланте.
Бог судья этому автору. Выучился в нашей стране бесплатно и теперь без стеснения мажет дёгтем наставников, а, может быть, и зарабатывает на этом.
После войны в школы возвратились учителя – фронтовики. Вполне, может быть, были среди них и инвалиды.
Снова вспоминаю своих педагогов. Был пожилой географ , ходил с палочкой , после ранения . Кажется, у преподавательницы ботаники, была чуть искривлена кисть, тоже ранение. Она ушла добровольцем на фронт ,служила медсестрой. Мы чествовали их на праздничных утренниках. В наших глазах они были героями.
Помню , учительницу русского языка Антонину Алексеевну. Вот она разбирает наши ошибки , не выдерживает, хватает подол своей широкой юбки, машет изо-всех сил:
«Запомните , наконец, ветер развЕвает флаг, шарф , подол юбки…, а вы развИваетесь, посмотрите, как вы развИлись за этот год».
Девочки понимали намёк, смущались. А вот она у окна, стучит пальцем по раме, по стеклу, по шпингалетам: «Запомните на всю жизнь - оловяННый, стекляННый, деревяННый» . Мы запомнили навсегда, её старание донести до нас правописание.
Физик, учился заочно. Покупал на свою зарплату научно- популярную литературу - тонкие книжечки, рассказывал о достижениях науки и техники и, по-детски радовался, если мы брали домой почитать. А мы, в «благодарность», частенько забывали возвращать их назад .
Учительница пения,- вспоминает мой муж, ( мы с ним учились в одном классе) считала , что у него есть слух и голос. Она оставалась с ним после уроков, аккомпанировала на пианино и разучивала с ним песни. Между делом, подкармливала «певца» бутербродами. Знала, что рос он без отца. Почти в каждой семье отцы и старшие братья не вернулись с войны.
И была Зинаида Петровна - «химичка» - классная руководительница с восьмого класса. Высокая, статная, с копной волос на затылке и смешными локонами на висках. Всегда в строгом , красивом синем платье .
( подозреваю, что оно было единственное - выходное), Она меняла маленькие цветные шейные платочки, платье преображалось. Мне она казалась высокомерной , но наши девчонки гордились , что мужчины –учителя заглядывались именно на нашу «классную» .
Когда мы учились в девятом классе , в свой день рождения , она не пришла в школу. Мы, решились поехать к ней домой. Сложились, купили недорогую вазу , цветы. Приехали неожиданно.
Наша строгая красавица, оказалась гостеприимной, весёлой хозяйкой.
«Учитесь , девчонки, за 10 минут- 10 блюд!» Мы быстро приготовили незамысловатые блюда , накрыли стол. Стали рассаживаться. В этот торжественный момент , один из парней , подавая стул , слишком высоко поднял его , не рассчитал, и… звон , плафон люстры полетел на пол. Мы замерли. От стыда , хоть на месте провались.
« К счастью , к счастью» ,- закричала Зинаида Петровна,- муж давно хотел поменять люстру, эта очень старая ».
Немного погодя, мы забыли про люстру, пили чай , шутили и смеялись.
Может быть, нам просто повезло с учителями , а этому русскому американцу – нет?
Думаю, скорее всего, в нём самом до сих пор сидит червоточина.
А я помянула добрым словом учителей и на душе, стало спокойно.
Свидетельство о публикации №114122302963