110. Рост

Родиться глупым не стыдно, стыдно умереть глупцом.
Эрих Ремарк.

110.1 – 110.15: Беспрестанное формирование. – Образоваться и развиться. – Себя можно только создать. – Великие зреют медленно. – Я могу творить. – Совсем разучился писать. – Отношение к написанному. – Я сам создан моей книгой. – Стоячего положения нет. – Я стал другим человеком. – Надо себя дрессировать. – Стал бояться повторений. – В манере доселе неизвестной. – Учиться до смертного одра. – Жизнь есть процесс вызревания.


110.1. Беспрестанное формирование…

Каждый жёлудь заключает в себе идеальный тип дуба. Платон. // Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее. Томас Манн. // Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся. Но всякая жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование. Виссарион Белинский. // Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от прежнего себя. Александр Поп. // Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть. Клод Гельвеций. // Глуп тот человек, который остаётся всегда неизменным. Франсуа Вольтер. // Не меняются только самые мудрые и самые глупые. Конфуций. // Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют. Александр Пушкин. // Всякая личность развивается. Лев Карсавин. // Великий английский учёный Чарльз Дарвин под конец жизни написал автобиографию «Воспоминания о развитии моего ума и характера». // Человек всю жизнь не живёт, а сочиняет себя, самосочиняется. Фёдор Достоевский. // Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, неуклонное самосовершенствование. Владимир Стасов. // Если человек не становится лучше, он перестаёт быть хорошим. Оливер Кромвель. // Низкий духовный уровень писателя неумолимо сказывается на его книгах. Читать их неинтересно, иногда стыдно. Важно, чтобы писатель совершенствовался нравственно сам. Тогда он сможет учить чему-то других. Юрий Казаков. // Я не высокого мнения о человеке, который сегодня не стал умнее, чем был вчера. Авраам Линкольн. // Личности, поверь мне, не рождаются, а формируются. Эразм Роттердамский. // Хорошо организованная жизнь подобна восхождению на башню. Вид с полпути лучше, чем от основания, и становится всё прекраснее по мере того, как расширяется горизонт. Уильям Фелпс. // Человек – это материал. Из него можно сделать шикарное платье или половую тряпку. Я сама себя вытащила наверх за бретельки собственного бюстгальтера. Мадонна.


110.2. Образоваться и развиться…

Существует только один уголок в мире, который определённо ты можешь улучшить, – твоё собственное «я». Олдос Хаксли. // Я бессознательно стремился к определённой цели – развить свою личность, чтобы восполнить недостаток врождённых способностей. Сомерсет Моэм. // Инстинкта недостаточно, надо изучать, просвещать разум и таким образом высоко развивать себя. Арриго Бойто. // Врождённые дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью учёных занятий. Френсис Бэкон. // Талант – это развитие природных склонностей. Оноре Бальзак. // Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. Август Бебель. // Напиши-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник выдавливает из себя по капле раба. Как проснувшись в одно прекрасное утро, он чувствует, что в его жилах течёт не рабская кровь, а настоящая человеческая. Антон Чехов. // Великие личности не созданы природой, а самостоятельно стали тем, чем хотели быть, и остались верны этому стремлению до конца. Георг Гегель. // Надо развивать то, что в тебе заложено, а не то, что тебе больше нравится. Бернард Шоу. // Призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности. Карл Маркс. // Талант – как хорошее вино: крепнет год от года. Один мудрый человек сказал: три условия необходимы для духовного развития: большие цели, большие препятствия и большие примеры. // Одним из путей продвижения вперёд является изучение других великих личностей. Роберт Шуман. // Процесс развития требует стабильного напряжения. Человек способен к безграничному совершенствованию своей натуры. Сами биографии великих – твой постоянный учебник. Ты будешь тем, кем сам себя сделаешь. Веди себя верно, и твоя зрелость будет лучше, чем молодость. // Работа в философии – это в значительной мере работа над самим собой. Людвиг Витгенштейн. // Раз тебя запрограммировали по образу и подобию Бога, то и стань богоподобным. Михаил Литвак. // Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь по велению своей души переродиться и в высшие, божественные. Пико делла Мирандола. // Ибо каждого из нас сделало тем, что он есть, направление его желаний и природа его души. Афинский Незнакомец. // Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности. Человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли. Самуэль Смайлс.


110.3. Себя можно только создать…

Боги не дают людям ничего доброго и прекрасного без труда и заботы. Выбор человеческих качеств есть задача самого человека. Часто приходится слышать: «Он ещё не нашёл себя». Но найти себя невозможно – себя можно только создать. // В жизни надо не найти себя, а сотворить. Бернард Шоу. // Время не изменяет, а лишь совершенствует нас. Макс Фриш. // …у Блока есть выражение «подземный рост души». Змеи сбрасывают кожу, мы меняем души, не тела. Вся фабула романа «Жан Кристоф» Ромена Роллана сводится к изображению непрерывного внутреннего роста и постоянного душевного обновления главного героя. // Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать. Франческо Петрарка. // Терпи и мысли – созидай в себе мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: сломи в себе земное естество и приобщись к духовному началу. Джордж Байрон. // Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод твоих усилий – собственная личность. Эрих Фромм. // Я сама себе Пигмалион. Катрин Денёв. // Создать прекрасное произведение искусства и стать прекрасным самому – одно и то же. Юкио Мисима. // В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. Самое трудное соперничество – себя превзойти. Молтби Бэбкок. // То, что я делаю из моей особы, я делаю ещё для общества, сознавая себя как общественное существо. Карл Маркс. // Точка опоры не снаружи, она внутри. Выстраивай себя сам. При напряжённой внутренней работе человек растёт. Если что и представляю собой, то не благодаря происхождению, связям и авторитету богатых родителей, а вопреки. Вячеслав Дёгтев. // Начинай взбираться вверх снизу. Не торопись – на лестницу по ступенькам всходят. Японская и азербайджанская пословицы. // Человек вырастает по мере того, как растут его цели. Фридрих Шиллер. // Для того чтобы подняться, тебе нужны собственные ноги! Не позволяй себя возносить, не садись на чужие плечи и головы! Фридрих Ницше. // Совершенный человек надеется на себя, преклоняется перед тем, что заключено в нём самом, а не уповает на небесные явления, поэтому в своём развитии постоянно движется вперёд. Ничтожный же человек отбрасывает то, что заключено в нём самом, а уповает на небо, поэтому постоянно идёт назад. Сюнь-Цзы. // Глупый человек, будучи на корабле, нечаянно уронил свой меч в воду и тщательно пометил борт, чтобы показать капитану, где следует искать, не понимая, что корабль движется. Парадокс фиксации.


110.4. Великие зреют медленно…

Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из безкачественной массы. Николай Бердяев. // Когда же я стал расти в литератора… Юрий Казаков. // Я – пока ещё один из многих, хоть и неотступно стараюсь всеми силами стать одним из немногих. Франческо Петрарка. // Простой, прозаический человек легче и скорее становится законченным целым, чем человек с большими способностями. Анатолий Кони. // Великие таланты зреют медленно. Японская пословица. // Почему именно я стал творцом теории относительности? Интеллектуально я развивался так медленно, что только став взрослым, начал раздумывать о пространстве и времени. Понятно, что я вникал в эти проблемы глубже, чем люди, нормально развивавшиеся в детстве. Альберт Эйнштейн. // Многие гении вырастали медленно. Дубы, процветающие тысячелетиями, не возрастают в своей красе так же быстро, как тростник. Кэрролл Льюис. // Быстро развиваются только низшие организмы. Иван Бунин. // Всё истинно великое совершается медленным, незаметным ростом. Сенека. // Ум похож на растение, рост которого нельзя ускорить, не погубив его. Жан Сюард. // В деле искусства надо дать себе настояться: артист-наблюдатель – то же, что бутыль с наливкой: вино есть, ягоды есть – нужно только уметь разливать вовремя. Павел Федотов. // Я стою и расту – я растение; я стою и расту, и хожу – я животное; я стою и расту, и хожу, и мыслю – я человек. Михаил Пришвин. // Душа, воплотившаяся в человеке, проходит свой путь, и этот путь направлен на духовный рост. Пифагор. // Человек подобен дереву: корни и ствол – он сам, ветви – орудия общения. По мере роста нижние ветки со ствола опадают. Духовно выросший человек вынужден избегать общения с отставшими, иначе затормозят в развитии. Михаил Литвак. // Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель. // Рано и быстро созревают только гении и люди способные, то есть не оригинальные, без таланта. Способность зачастую равна умению приспособляться, и живёт она легко. Талант ищет проявить себя, сбивается с пути, растёт как всё живое постепенно. Антон Чехов. // Часто изменяться – это писать сатиру на самого себя. Жан-Жак Руссо. // Зрелость не приходит к поэту сама и сразу. Без труда и опыта ничего не делается, зрелость в искусствах вообще наступает поздно. Несмотря на столь краткую жизнь, период ученичества Лермонтова, по его собственному мнению, продолжался около десяти лет; у Тютчева – составил пятнадцать, а у Некрасова двадцать лет. // Я вижу, сколько Льву Толстому пришлось бороться, чтобы стать тем, кто он есть. От этого я люблю его больше. Ромен Роллан.


110.5. Я могу творить…

Мало бороться со своими недостатками. Нужно бороться и со своими талантами, чтобы они росли. Морис Шаплан. // Созревают благодаря трудностям, постоянно возникающим в работе. Именно для того, чтобы созреть, с ними и нужно бороться. Ван Гог. // Даже для успешного роста деревьев надо, чтобы их колебал ветер. Артур Шопенгауэр. // В минуты высшего напряжения всего заметнее растёт человек. Теодор Драйзер. // Почему-то считают, что надо состариться, чтоб поумнеть. На самом деле с годами только и хлопочешь, чтобы остаться таким же умным, каким был. Человек в двадцать лет о многом судит не менее правильно, чем в шестьдесят. И если писатель оставляет нам творения, созданные в ту или иную пору его жизни, важно лишь, чтобы у него имелся врождённый талант, чистота зрения и восприятия. Чтобы он всегда говорил, как думает, не преследуя никаких побочных целей. Тогда всё им написанное, будь оно правильно в пору возникновения, пребудет таковым, как бы впоследствии ни менялся автор. Иоганн Гёте. // Все мы писали в юности плохо, но у меня этот период затянулся. Я вообще человек задержанного развития, всё приходит позже. Цветаева прошла свой подражательный период стремительно и очень рано. Ещё в том возрасте, когда все ошибки и ляпсусы простительны и даже милы, она уже была мастером редкой силы и уверенности. Борис Пастернак. // В который раз стихотворенье по швам от страсти не рвалось. Он думал: это постаренье! А это зрелостью звалось. Владимир Соколов. // Внезапная зрелость любого художника, безусловно, всегда загадочна. Франсуаза Кашен. // В эти годы я чувствовал, как с каждым днём крепнет моя рука, как уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы. Иван Бунин. // Внезапный рост всегда производил потрясающее впечатление. Элиас Канетти. // Владимир Высоцкий уже сам чувствовал, что душа и голос его окрепли, упрочилось даже понятие собственного творчества. // Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить. Александр Пушкин. // Наиболее значительной порой индивида является пора развития, в моём случае завершившаяся объёмистыми томами «Поэзии и правды». Позднее начинается конфликт с окружающим миром, который интересен, если приносит какие-то плоды. Иоганн Гёте.


110.6. Совсем разучился писать…

Пишется всё труднее. Меняется походка моего языка. Юрий Казарин. // В старых перьях мне тяжко летится, новых перьев ещё не обрёл. Евгений Евтушенко. // Сам чувствуя свой рост и в силу многих душевных переломов, уничтожал я тогда то немногое, что писал прозой, беспощадно. Иван Бунин. // Чем больше преуспеваешь в искусстве, тем меньше тебя удовлетворяют прежние произведения. Истинный художник никогда не доволен собою и старается идти всё дальше. Людвиг Бетховен. // Вместе со зрелостью к художнику приходит горечь. Андрей Кончаловский. // Около этого времени я совсем разучился писать стихи, как писал их прежде. Пережил крайнее отвращение к «стихотворству» – составлению строк определённого размера с обязательным набором эпитетов, отыскиванием редких рифм и ассонансов, стремлением попасть в принятый в тогдашнем поэтическом обиходе тон. Александр Твардовский. // Писатель в своём творческом росте проходит последовательно все стадии развития литературы. Андрей Яхонтов. // Так, мало-помалу продвигаясь вперёд в естественном своём развитии, я неторопливо подготавливал себя к произведениям, которые время от времени мне удавались. Моё же представление о достоинствах литературного произведения мало чем разнилось от того, что я сам в состоянии был сделать на данной ступени. Иоганн Гёте. // Самое замечательное в искусстве – в нём на каждом новом этапе опять чувствуешь себя учеником. Всеволод Мейерхольд. // Ничего уничтожать не надо. Полезно сохранить для ретроспективного взгляда на самого себя и своё творчество. Всеволод Иванов. // Плохие поэты стирают следы превращений, хорошие – открыто демонстрируют их. Элиас Канетти. // Самый большой талант – талант развития. Всегда, на любом отрезке пути Ван Гог ощущал себя вечным учеником и не брезговал снова пользоваться тем же пособием, что и десять лет назад. // Я доволен, что прошёл через кризис. Я много работал, чтобы пережить его. Бесспорно, я вырос. Мои лучшие творческие работы – результат моих усилий по преодолению возникших проблем. Стинг. // Трудно удержаться на вершине, не отстать! Новые таланты и личности привносят новшества в технику и стиль. Чтобы сохранить лидерство, требуется огромная работа, напряжение мозга. Жаль, в искусстве нет столь явных определений, как сантиметр, секунда и нокаут в спорте. Иной полагает, что он чемпион, а сам давно делит с кем-то десятое место. Вольдемар Пансо.


110.7. Отношение к написанному…

Не люблю на поэтических вечерах декламировать очень старые стихи. По истечении лет двадцати не воспринимаю их за свои. Разное отношение к давно написанному. На подъёме – не нравятся, в творческом застое, думаешь – а ведь, хороши! Давид Самойлов. // В эмиграции, в Грассе, готовя «Деревню» для собрания своих сочинений, Бунин вдруг взрывался яростным криком на весь дом: «Писатель с мировым именем и вдруг написал такое… (элегантно выражаясь – удобрение)». Борис Зайцев. // Мало найдётся писателей, которые, достигнув шестидесяти лет, не желали бы забыть то, что написали молодыми. Пьер Буаст. // Смотри на свои прежние сочинения с высоты настоящего. Виссарион Белинский. // На приглашение участвовать в выставке «Сто лет французского изобразительного искусства» Огюст Ренуар ответил: «Нахожу всё ранее сделанное мною плохим. Было бы чрезвычайно неприятно увидеть всё это вместе». // Мы прекраснейшим лишь то зовём, что созревшей силой отмечено. Георгий Леонидзе. // Доведись мне выпускать собрание сочинений, я был бы беспощаден к своим ранним произведениям. Борис Пастернак. // Многое из того, что десятилетия назад казалось мне удачным, выглядело теперь недостойно. К тому же все эти вещи были зеркалом моих собственных переживаний, грёз и бед. Даже те книги, в которых, как я думал, были изображены чуждые мне судьбы и драмы, твердили только обо мне самом. Герман Гессе. // Чем старше мы становимся и чем больше приобретаем познаний, тем более мы должны раскаиваться в своих произведениях. Нет почти ни одного, которым я был бы доволен. Некоторые не писать бы и совсем. Франсуа Вольтер. // Лев Толстой так далеко ушёл от своих старых книг, что даже сказал однажды Мечникову, что просто не помнит сюжет «Анны Карениной». Норвежский художник Эдвард Мунк имел авторскую привычку постоянно переосмысливать и возвращаться к старым темам и сюжетам. // Теперь нахожу поверхностным всё, что делал раньше. Лишь надежда научиться выражать себя энергичней и тоньше делает моё настоящее радужным. Ван Гог. // Стало трудно работать – закончилась энергия заблуждения. Лев Толстой. // Дело в том, что возросло чувство ответственности. Усилилось ощущение, что каждая фраза, которую ты пишешь, встретит ещё более широкий отклик, воздействует на ещё большее количество людей. Габриель Маркес. // Недовольство собой есть признак движения. Всегда будь недоволен тем, что ты есть. Потому что на чём остановишься, на том и останешься. Августин. // Кто доволен самим собой, не может прославиться, кто хвастает, не может иметь заслуги. Лао-Цзы. // Кто знает, не потеряю ли я энергию к работе, когда сделаюсь безусловно доволен собой? Пётр Чайковский. // Человек растёт, когда поднимается по ступенькам своих идей и не зацикливается на своих прежних достижениях. Джон Стейнбек.


110.8. Я сам создан моей книгой…

Моё творчество лишь отчасти принадлежит мне. А может быть, наоборот: я – его продукт и собственность. Ларс Юлленстен. // Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим. Карл Ясперс. // Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научаемся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся. Оскар Уайльд. // Каждый пишущий питается тем, что он прочёл, но и тем, что сам успел написать. Иосиф Бродский. // Всё, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Всё участвует в создании нас такими, какие мы есть. Иоганн Гёте. // То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами. Шарлотта Гилман. // Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами. Альберт Эйнштейн. // Не пройдёшь через дело – не станешь умнее. Китайская пословица. // Созидая, мы творим самих себя. Латинское. // Принцип искусства: находить больше, чем потеряно. Элиас Канетти. // Моя книга в такой же мере создана мной, в какой я сам создан моей книгой. Мишель Монтень. // Иногда мы больше, чем наше творение, иногда наше творение больше, чем мы. Георг Зиммель. // Произведение искусства опережает самого художника. Поль Рикер. // Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем. Габриель Лауб. // Перо гения всегда больше самого гения, оно всегда достигает гораздо дальше, чем это предполагалось в его замыслах, обусловленных временем. Генрих Гейне. // Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно даёт жизнь, оно совершенствует человека. Николай Ге. // Ступенями строк ввысь поведи! Владимир Маяковский. // Ввысь! Не в царство душ – в полное владычество лба. Предел? – Осиль! Марина Цветаева. // Там, где есть созидание, нет и не может быть деградации. Габриель Марсель. // Когда рисуешь дерево, надо расти вместе с ним. Старая китайская пословица. // Человек, в отличие всего другого органического и неорганического во Вселенной перерастает свою работу, поднимается вверх по ступеням своих принципов и понятий и опережает свои достижения. Джон Стейнбек. // Жизнь – это почти непрерывная цепь собственных открытий. Герхарт Гауптман. // Искусство открытия может расти вместе с открытиями. Френсис Бэкон. // Человек создан Богом для того, чтобы сделать то, чего не знает Бог. Николай Бердяев. // Я сочиняю стихи, и они сочиняют меня. Текст выше приподнимает меня, и я уже вижу дальше. Тащу себя за волосы вверх из толпы. Юрий Казарин. // Процесс искусства всегда двойной. Художник растет вместе со своим искусством, с героями, над которыми он работает. Алексей Н.Толстой. // Сделай дело, и оно позаботится о тебе. Воздействие книг огромно, и прежде всего на самого писателя. Я всегда рассматривал творчество как самовоспитание. Мои книги были действенной школой, которую создал и прошёл я сам. Игорь Гарин.


110.9. Стоячего положения нет…

Жить – значит непрерывно двигаться вперёд. Самуэль Джонсон. // Остановиться – умереть. Евгений Винокуров. // Жизнь подобна езде на велосипеде. Чтобы сохранять равновесие, необходимо продолжать движение. Альберт Эйнштейн. // Остановиться в искусстве – это значит отступить. Обновление или смерть. Элеонора Дузе. // Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет. Виссарион Белинский. // Обучение рисованию никогда не кончается. Кацусика Хокусай. // Учиться писать приходится всю жизнь. Перестал учиться, и быстро разучишься. Антон Чехов. // Как только поверишь, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять. Мохандас Ганди. // Будучи в зените славы, создавая гениальные произведения, на которых учились другие, Моцарт сам не переставал учиться, с ненасытным рвением штудируя великие творения классической музыки. // Почивать на лаврах столь же опасно, как отдыхать в снегу. Задремлешь и умрёшь во сне. Людвиг Витгенштейн. // Первый признак безумия – представление о собственной мудрости. Испанский писатель XV века. // Необходимо всегда пытаться превзойти себя; это занятие следует продолжать всю жизнь. Августа Кристина. // В нашей духовной жизни есть вертикаль, ведущая от животного к ангелу. Мы колеблемся туда-сюда, рискуя сверзиться каждый день. Федерико Феллини. // Вода течёт вниз, а человек стремится вверх. Китайская пословица. // Грести надо, голубчик, – работать. Иначе утонешь. Самуил Маршак. // Ничто кроме накопления сознания не способствует восхождению души. Пифагор. // До глубокой мысли надо подняться. Станислав Лец. // Подлинный рост человека измеряется не от головы до пят, а от головы до неба. Лев Толстой. // Индивид и общество никогда не бывают статичными, и если не развиваются, то замирают, начинают разлагаться. Эрих Фромм. // Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат. Сенека. // Великан умрёт, когда перестанет расти. Пётр Вяземский. // Всякий ценитель искусства доволен, если узнает в новом произведении «манеру» художника. Редкий догадывается, что приобретение манеры знаменует собой начало конца. Лев Шестов. // Незадолго до самоубийства Маяковский, встретив на литературном вечере поэта Адуева, сказал ему, хлопая по плечу: «Ничего стали писать, Адуев! Подражаете Сельвинскому». – «Хорошим образцам подражать можно. Вот и вы, Владимир Владимирович, уже пять лет подражаете себе». Маяковский смолчал. // Если душа существует, неверно было бы думать, что она даётся нам уже сотворённой. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть. Альбер Камю.


110.10. Я стал другим человеком…

Перемены – вот, что постоянно во всей вселенной. Ничто не длится два дня подряд без изменений. Наполеон Хилл. // Всегда обращай внимание на то, что всё происходит путём перемен. Марк Аврелий. // В тот самый миг, когда я нашёл верные ответы, переменились все вопросы. Пауло Коэльо. // Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас. Александр Пушкин. // Долгая жизнь при здоровом сознании позволяет на себя самого поглядеть со стороны и подивиться переменам в себе самом. Михаил Пришвин. // Вещи не меняются, а мы – да. Генри Торо. // Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, – на самом деле то, что именуют мной, не я один. Нас много. Я – живой. Николай Заболоцкий. // Ранний и поздний Иосиф Бродский – два разных, одинаково интересных поэта. Без понятий самоизменение, самопреодоление, развитие не обойтись, когда окидываешь взглядом творчество Александра Твардовского. Способность его к переменам, совершенствованию многих изумляла. При твёрдой нравственной основе личности он на каждом этапе своего творческого пути существенно не похож на себя прежнего. // Тему работы надо менять каждые восемь лет, так как за это время полностью меняются клетки тела и крови – ты уже другой человек. Пётр Капица. // Режиссёру надо каждые пять лет переучиваться. Константин Станиславский. // Творенье заново воссоздаёт тебя, таков закон. И таково творенье, которое быть истинным должно. Валентин Сидоров. // Я не тот, кем был раньше. Гораций. // Я – это не я, ведь все мои молекулы уже переменились. Джеймс Джойс. // Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей. Сальвадор Дали. // Я стал другим, новым человеком; а те, для кого существовал только старый «я», смеялись надо мной. Единственно разумный человек был мой портной: он каждый раз снимал заново с меня мерку. Тогда как все остальные воображали, что старая всё ещё отражает мои действительные размеры. Бернард Шоу. // Собрание сочинений следует располагать в хронологическом порядке. Тогда видно, как постепенно рос и крепнул талант. Читатель может следить за духовной эволюцией автора. Максим Горький. // Обычно о появлении могучего художника люди начинают догадываться задолго до того, как художник стал могучим. Растёт и крепнет его талант от произведения к произведению. Наконец рождается то, что ставит имя творца в ряд выдающихся, а то и великих имён. Михаил Алексеев. // Я не родился писателем, я им стал. Сомерсет Моэм. // Усильным, напряжённым постоянством я наконец в искусстве безграничном достигнул степени высокой. Александр Пушкин. // Пушкин – русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Николай Гоголь. // …катастрофическая эволюция. Юрий Тынянов. // …гигант, который всех нас перерастёт. Василий Жуковский.


110.11. Надо себя дрессировать…

Всякое свершение обрекает на рабство. Оно обязывает к более высоким свершениям. Альбер Камю. // Никто не станет делать того же, что раньше, коль скоро возможно нечто лучшее. Быть ниже самого себя – это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость. Платон. // Не довольствоваться тем умением, которое выработал в тебе прежний твой опыт, а идти непременно дальше, добиваться непременно большего, переходить от лёгких задач к более трудным. Без этого никакой прогресс вообще невозможен. Владимир Ленин. // Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать. Николай Бурденко. // Каждый ум создан для роста, для знания, и когда он обречён на невежество – это грех против его природы. Уильям Чэннинг. // Благородный человек движется вверх, низкий человек движется вниз. Конфуций. // Дух, который не парит высоко, осуждён пресмыкаться. Бенджамин Дизраэли. // Счастье – это ни добродетель, ни удовольствие, это просто развитие. Мы счастливы, когда развиваемся. Уильям Йейтс. // Кто провёл жизнь в духовном совершенствовании, не может быть недоволен. То, чего он желает, всегда в его власти. Блез Паскаль. // Нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье я не перестаю испытывать до сих пор. Сократ. // Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Антон Чехов. // В этом мире одно есть блаженство – сознавать, что ты выше себя. Валерий Брюсов. // Самоутверждение в литературе делается трудом сверхнапряжения, доводящим до отчаяния. Труд этот состоит не только из застольной писчебумажной работы, а прежде всего из повседневной душевной потребности пополнять свои знания. Учиться, всё время учиться, всю жизнь быть в трудовом и творческом напряжении всякому, кто посмел взяться за перо в русской литературе. Виктор Астафьев. // У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия. Виссарион Белинский. // Чтобы воспитаться, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Надо себя дрессировать. Антон Чехов. // Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! Николай Заболоцкий. // Человеческий гений существенно прогрессивен, то есть способен к росту и, никогда не идя вспять, он с каждым днём приобретает новые силы. Лакрессон. // Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы. Демокрит.


110.12. Стал бояться повторений…

Меня не привлекает повторение уже достигнутого успеха. Мне хочется заняться чем-то другим. Уолт Дисней. // Я всегда делаю то, чего делать не умею, чтобы узнать, как это делать. Пабло Пикассо. // С определённого времени стал бояться повторений. Это чувство непременно овладевает каждым, достигшим определённого уровня профессионализма. Используя технические навыки, можно без конца варьировать одно и то же, имитируя движение, вместо того чтоб двигаться вперёд. По мне, уж лучше стоять, чем топтаться на месте. В искусстве нельзя идти по замкнутому кругу, нужен прорыв. Мартирос Сарьян. // Если не будешь пытаться делать что-нибудь сверх того, что уже умеешь делать, то никогда не вырастешь. Ральф Эмерсон. // Достигнутые вершины кажутся ровным местом. Даниил Рудый. // Лицо художника проявляется в его противоречивости. Луи Арагон. // Живи по-старому, а говори по-новому! Русская пословица. // Повторение – мать учения, но смертельный враг творчества. Леонид Мартынов. // Хочу к сорока годам закончить всё недоделанное. И можно спокойно умереть либо как бы снова, новым циклом. Поэт должен иметь мужество, меняя круг тем и материал, идти на то, чтобы временно писать как бы плохо, – со своей прежней точки зрения. Разучиваться в искусстве так же необходимо, как и учиться. Иначе оно начинает хозяйничать над тобой. Это трудней постижения каких-то умений. Если я сейчас пишу плохо, значит, ещё не совсем разучился тому, что прежде умел. Борис Пастернак. // Шёл мучительный внутренний процесс пересмотра своего творчества, «сдирания шкуры навыков». Михаил Ромм. // Отложи ветхого человека и облекись в нового. Из Библии. // Маяковский всю жизнь опасался «отвердевших представлений» и не боялся разойтись с общепринятым, привнося нечто новое, индивидуальное в установившиеся понятия. Гоголь всегда разный, неожиданно-оригинальный. Каждое следующее произведение решительно непохоже на предыдущие: «Тарас Бульба» и «Ревизор» или «Вий» и «Петербургские повести». Художественная манера письма, композиция, язык, всё другое. Тургенев одно время вовсе не брался за перо, настолько прежняя манера перестала удовлетворять его. // Надобно пойти другой дорогой, надобно найти её и раскланяться навсегда со старой манерой. Довольно-довольно! Но вот вопрос: способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному. Дадутся ли мне простые, ясные линии. Иван Тургенев. // Я ведь собирался прожить до пятидесяти. Так и строил литературные планы. Теперь надо что-то делать. Вот и экспериментирую в прозе. Валентин Катаев.


110.13. В манере доселе неизвестной…

Все имеют право меняться, даже художники. Пабло Пикассо. // Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного. Александр Пушкин. // Я пишу очень старательно и с большим трудом, а в последний год с большим напряжением. Решил поломать свой стиль и отказаться от многих приёмов, которыми овладел, истребить то, с чем освоился. Сергей Довлатов. // Я пожертвовал в этом году исполнением и цветом, всем, ради стиля. Заставил себя сделать совсем другое, а не то, что умею. Поль Гоген. // Джорджо Вазари, биограф мастеров Возрождения, характеризуя наивысшее достижение художника, писал: «В манере доселе неизвестной…» Разве тебя не волнует эта фраза? Разве не высшая честь для художника – сделать работу «в манере доселе неизвестной»? Всеволод Мейерхольд. // Стыдно останавливаться, сравнявшись с образцом своим. Квинтилиан. // Нужно перешагнуть через старые книги, чтобы они не мешали жить и работать над новыми. Александр Гладков. // Глупцы! Моим высшим честолюбием всегда было – не повторять завтра того, что сделано сегодня. Никогда не останавливаться на одном уровне, постоянно искать новый аспект, заставить звучать новую ноту. О, эта косность, все эти мастера, застывшие на одной формуле, которая приносит им ренту. Какое дело до всего этого подлинному искусству? Эдуард Мане. // Написать книгу – это всегда в некотором смысле уничтожить предыдущую. Мишель Фуко. // Закон творчества. Я иногда умел удивлять читателей тем, что каждый раз учился писать непохоже на самого себя. Необходимо время от времени «менять инструмент», с присущей писателю жаждой обновления последовательно отказываться от старых творческих приёмов и навыков в пользу новых. Валентин Катаев. // Поэт в каждой книге должен нести что-то новое по сравнению с книгами других авторов и своими предшествующими, а не торговать старыми товарами. Леонид Мартынов. // …в стихах Мандельштама резко чувствуются «этапы», «возрасты поэта». Надежда Мандельштам. // Литературная деятельность Достоевского растёт и расширяется какими-то порывами. После ровного течения и даже ослабления, он вдруг показывался с новой стороны. Таких подъёмов насчитываю четыре: «Бедные люди», «Мёртвый дом», «Преступление и наказание», «Дневник писателя». Николай Страхов. // Нельзя писать сегодня так, как я писал десять лет назад, и как я пишу сейчас. У меня довольно учеников, а кто же будет учить меня? Валерий Брюсов. // Идти вперёд – значит потерять душевный покой, остаться на месте – значит потерять себя. Сёрен Киркегор. // Литература обновляется, как и всё на свете, и только люди, стоящие во главе этих обновлений, переживают других. Эдмон Гонкур. // Чтобы сохраниться, надо измениться. Принцип сохранения. // Именно эволюция отличает большого художника от малого. Взглянув на стихотворения малого поэта, не скажешь, какое из них написано раньше. Достигнув определённого уровня зрелости, малый художник перестаёт развиваться. Тогда как большой художник, не удовлетворяясь достигнутым, пытается взять новую высоту. В его творчестве видна последовательность. Только в свете последних произведений мы как следует оцениваем его ранние. Уистен Оден. // Самое здоровое отношение к вопросам творческой эволюции, пожалуй, у японцев. Хокусай имел около тридцати разных периодов. Когда японский художник достигает известности, он вместе с манерой меняет имя. Иосиф Бродский. // Улучшаться – значит изменяться. Быть совершенным – значит изменяться часто. Уинстон Черчилль. // Говорят, что человеку стыдно меняться. Какая чепуха! Стыдно не меняться. Лев Толстой.


110.14. Учиться до смертного одра…

Чтобы что-то из себя строить, надо иметь фундамент. Чтобы расти, нужно уйти корнями в землю. Научись терпению у природы. Ван Гог. // Учиться надобно всегда, каждый день! Лично меня всю жизнь учили и продолжают учить Шекспир и Сервантес, Август Бебель и Бисмарк, Лев Толстой и Владимир Ленин, Шопенгауэр и Мечников, Флобер и Дарвин, Стендаль и Геккель, учил Маркс и также Библия, учили анархисты Кропоткин и Штирнер, и «отцы церкви», фольклор и плотники, пастухи, рабочие фабрики и тысячи других людей. Максим Горький. // Я открыт всему. Лучано Паваротти. // Жизнь – это усилие во времени. Марсель Пруст. // Воин всегда открыт для того, чтобы учиться чему-либо новому. Пауло Коэльо. // Век живи – век учись. Пословица. // Профессия художника ко многому обязывает, в том числе к постоянному духовному совершенствованию. Марк Захаров. // Под действием образования ум постепенно развивается от научных экспериментов к умозрительным теориям, далее – к духовным опытам, а потом он обращается к Богу. Халиль Джебран. // Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится. Мишель Монтень. // Писатель может быть плодовит, только если он обновляется, когда душа его непрестанно обогащается новым опытом. Лучшее средство тому увлекательные путешествия в великие литературы минувших эпох. Ибо произведение искусства возникает не чудом, требует подготовки, и самую богатую почву нужно удобрять. Путём размышлений и сознательных усилий художник должен добиваться большей широты, глубины, многосторонности. Сомерсет Моэм. // Для литературного образования необходимо до седых волос не расставаться с книгой, не разлучаться с великими учителями. Николай Лесков. // Скоро шестьдесят лет, как я на сцене, а у меня есть только одно желание – играть с актёрами, у которых я могла бы ещё поучиться. Фаина Раневская. // Мастер только тогда мастер, когда он продолжает учиться до смертного одра. Константин Федин. // И самому мудрейшему из умов всегда остаётся чему ещё поучиться. Джордж Сантаяна. // “Ancora imparo!” («Я всё ещё учусь!») было выставлено в виде девиза под изображением старика, едущего в детской тележке, с песочными часами. Так олицетворял собственный гений Микеланджело на девяностом году своей жизни. // Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться. Томас Мидлтон. // Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости. Екатерина Великая. // Если я умру завтра, то жизнь моя в некотором смысле будет постоянным сегодня в отношении к познанию. Оуэн Фельтам. // Непрестанно учась, к старости я прихожу. Плутарх. // Дух один долговечен, – да будет тебе он опорой! Он достоянье твоё до погребальных костров. Овидий.


110.15. Жизнь есть процесс вызревания…

Взрослея, развиваться, а не консервироваться – привилегия немногих. Александр Круглов. // Понял вдруг, что я никогда не был зрелым. Я был молодым, а теперь вдруг сразу стал старым. Ярослав Голованов. // Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо… Кладбище несыгранных ролей. Я очень хорошо знаю, что я талантлива, а что я сделала? Пропищала, и только. Фаина Раневская. // Талант, оставшийся неразвитым. // Бог дал ему славу на вырост, но он так и не вырос до своей славы. Мустай Карим. // Духовная отсталость поэта в юности может компенсироваться темпераментом. В зрелом возрасте этого недостаточно. Пожилой темпераментный человек лишён достоинства старости и производит неприятное впечатление. Мы хотим быть свидетелями духовной зрелости. Иоганнес Бехер. // Умирает не старый, а поспелый. Русская пословица. // В каждом здоровом и нормальном человеке живёт то же стремление вызреть, что и в зерне. Следовательно, жизнь есть процесс вызревания. Ван Гог. // Смог бы мальчик, которым ты был, гордиться сейчас таким мужчиной, как ты? Лоренс Питер. // Уже облысели от жизни, не повзрослев в литературе, и до шестидесяти ходят в «молодых». Михаил Шолохов. // Конечная цель человека состоит в наивозможно гармоническом развитии всех его способностей в одно полное и единое целое. Вильгельм Гумбольдт. // Пройти мир и остаться несовершенным – то же, что выйти из бани невымытым. Алишер Навои. // То, что единственная цель жизни человека есть самосовершенствование бессмертной души, справедливо уже потому, что всякая другая цель, в виду смерти, бессмысленна. Лев Толстой. // Зелёному яблоку надо созреть. Три фазы развития: начальная, продвинутая и завершённая. Тот, кто не работает над собой, тот отстаёт. Великое творчество возможно, когда необходимая на то зрелость придёт раньше старческого маразма. // Ибо одно из главных различий между любителем и профессионалом заключается в том, что последний способен расти. Сомерсет Моэм. // Лишь воспитанием философы отличаются от профанов, а свободные – от рабов. Все достижения человека порождены воспитанием. Вот главная извечная забота, что некоторых одаривает бессмертной славой. Пифагор. // Если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек, – ценный даже тогда, когда он ненавистен мне. Максим Горький. // Прощаюсь с душой моего минувшего. Я отбрасываю её, как пустую оболочку, потому что жизнь – вечная смена умирания и возрождения. Ромен Роллан. // И превосходное стареет, а с ним – его слава. Привычка умаляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость. Меняй приёмы. Обновляйся! Возрождайся в таланте, во всём. Являй всё новые красоты, меняя подмостки. Бальтасар Грасиан. // Душа человека развивается до самой смерти. Гиппократ. ///


Рецензии