Русский детектив. девятая глава. первая сила. мысл
ПЕРВАЯ СИЛА.
Ну, инженер, ну, гений лжестихии!..
Его лицо аскета, колдуна,
Как будто заострилось, желтизна
Как будто воском залила сухие
Виски его, и лишь глаза, горя
Непримиримостью, нам говорили: – «Зря
Надеетесь, что старческим умишкой
Я был повержен... На кону цена
Всей жизни, разве может быть она
Откуплена церковной мелочишкой?»
И встал он при молчаньи гробовом,
И двинулся к трибуне, торжеством
Злорадства перекошенный, усмешкой
Кривя губу, и горожанам рёк:
– «Ну что ж, видать, всему отмерен срок,
Он вышел, срок мой быть послушной пешкой
В чужой игре... Ослятей робких, вас
Пастух пасёт исправно! Также пас
Любой бы пастырь – вам же в назиданье:
Один бичом, другой хлебами слов,
Посулом рая третий... Для ослов
Годна и сказка о пересозданье,
О перевоплощенье душ и тел,
Тут всё годится в дело!.. Только дел
Серьёзных и не видно. Век за веком
Когорты, касты мулл, попов, жрецов,
Всяк по своей тропе ведя глупцов,
Цель общую: восстать над человеком
Преследуют: восстать и уберечь
В повиновенье стадо, чтобы течь
И далее своим привычным руслом
В единый и великий Океан.
А там сольются реки христиан,
Магометан, буддистов... Тихим, грустным
Вопросом кто задался из вождей
Духовных – для чего делить людей.
На секты, касты, если свет единый
Всех осенит? Вопрос наивный. Нет,
Не мог он не задаться. Но ответ,
Столь очевидный, тёмною рутиной
Догматов, теософских чар и притч
Всегда затянут наглухо: постричь,
Загнать в ряды и аккуратным строем –
Вперёд, рядами!.. Вот где цель. А средств
Не жалко. И неважно, что Творец
Навряд ли умилится тёмным роем
Разноголосых, вздорящих слепцов…
***
Что истина? Она не для глупцов,
Для избранных она, чья перспектива
Исправным быть погонщиком, она
По сути-то уже и не нужна
Погонщикам самим. Следя ретиво
За стадом, подзабыли и они
Зачем они, откуда? Знай, гони
Тропой набитой стадо!.. но уж коли
Кто выбился из строя, тут смотри,
Тут спуску не давай: и укори,
И обласкай заблудшего, и с воли
Верни его, бродягу... Ну а как
Он личность, а не сбившийся чудак,
И выход из рядов неосмыслённых
Осмыслен им, и мысль его проста:
Мысль – Божий дар... Тут надобно Христа
Призвать в свидетели, ведь это лишь зелёных
Юнцов легко дурачить, стариков
Доверчивых... Тут случай не таков,
Тут и прилгнуть не грех, тут и опошлив
Про нищих духом басенку, саму
Унизить надо мысль, а посему
Возвысить неосмысленность, как послух:
Лишь тот блажен, кто верен без затей
Путям отцов, кто и своих детей
Направит тем же руслом – вот где главный,
Издалека идущий смысл, и тут
Любая мысль трактуется как блуд,
Как покушение на достославный
Уклад и быт... Бог завещал – иди
Дорогою отцов. И не блуди.
Стреножь сомненья!.. Ну а то, что рядом
Идут с иным понятьем и укладом
Такие ж, но тропой своих отцов
Другие люди – плюнь, в конце концов,
В неправедности, ереси, безверьи
Их обвинить всегда не поздно, всех:
«Они всем скопом впали в страшный грех,
Для них уже закрыты Рая двери!..»
***
А если спросил кто про Горний дух,
Про дух свободы, здесь уже пастух,
Пощёлкивая плеточкой, туману
Словесного на дол напустит, сам
Не сознавая цену словесам
Затверженным, всему самообману,
Порочащему замысел Творца,
Я повторяю: ЗА-МЫ-СЕЛ!.. Ловца
Душ ваших бедных я на этом слове
Ловлю и вопрошаю: для чего
В сей Замысел Он мысль вдохнул? Кого
Он ждёт в свой Дом? А тех, кого в основе
Их грешной Он низвергнул долу сам,
Чтоб вновь явить – всё тех же! – небесам?..
Позвольте усомниться. Непрожжённой,
Корявой глине заперты врата
Высокие, и лишь один туда
Вернётся – Человек Преображённый.
Но как, но чем преобразится он,
Глухой стеной запретов окружен?
***
А самый страшный из запретов – вот он:
Запрет на мысль!.. Простой пример: пары
Под гнётом держат лишь до той поры,
Покуда прежний пар не отработан,
Покуда не настал иной черёд –
Брать новый пар в рабочий оборот.
Но ежели хоть малого исходу
Не станет силе этой – разорвёт
Любой затор, и чем сильнее гнёт,
Тем взрыв страшнее... Это идиоту
Понятно, непонятно лишь одно,
Как те, кому по сану вменено
Об этом ведать и глаголать, вещи
Элементарной не поймут: нельзя
Мысль удержать в крови, она, сквозя,
Клубясь в пространстве замкнутом, зловещий
Всегда исход отыщет... Но тогда,
Уже тогда с ней в мир войдёт беда,
И вспомните тогда и день вчерашний,
И этот, и мой бедный МЫСЛЕЗОР,
Ведь он и призван был найти зазор,
Через который мир пронзится страшной,
Кромешной мыслью!.. Но тогда уже
Не жди Преображенья ни в душе,
Ни во плоти, где кровь одна, бунтуя
И сатанея, не ограждена
Доглядом зорким, хлынет, как волна,
И смоет мир Господень подчистую!..
Я знаю, почему мой МЫСЛЕЗОР
Священству не по нраву, – их позор
Бездействия, обман многовековый
Всем станет ясен, и падёт их власть
Над душами, и надсмеётся всласть
Над многомудрым самый бестолковый
Из верной прежде паствы... вот расклад
Входящих-исходящих… Я и рад,
Собратья, горожане, что открыто
Смог, наконец-то, высказаться – здесь
Все недомолвки сняты, вот я весь,
Я, видящий печально, как над миром
Уже ползут, сгущаясь, миражи
Уснувших чудищ разума, души,
И мир бессилен, отворив кумирам
Потопы крови, вышатнутой в свет
Игрой все той же Мысли, коей нет
Призора и предела… но отныне
Я ухожу из вашего мирка
К себе, в свой мир...»
***
И с видом игрока,
Сорвавшего лихой банчок, в гордыне
Бородку сатанинскую воздев,
С трибуны он сошёл…
Но, оглядев
Молчавший грустно зал, вдруг стушевался:
В портфель бумажки растолкал, замком
Прищёлкнул в тишине, и так, бочком,
Бочком, бочком сквозь зал ретировался…
Мы все молчали. В сумрачном окне
Стояли звёзды. Как в бредовом сне
Молчанье наше длилось, длилось, длилось,
Никто, казалось, не хотел его
Прервать… А чем? Немало из того,
Что сказано здесь было, шевелилось
И жглось в душе… наивен, но не так
Наивен даже видимый простак,
Чтоб не поднять в душе своей вопроса
О смысле бытия и о пути,
Которым должен каждый – сам! – идти.
Но как идти, не видя дальше носа,
А главное, как этот долгий путь
С путями сотоварищей сомкнуть?..
Свидетельство о публикации №114122311385