Слыша звук родимой речи
Школьники в большинстве своем не задумываются над тем, каким бесценным богатством владеют. Слово для них является чем-то привычным, обыденным, все равно что возможность дышать…. А ведь только человек обладает этим даром. У славян он особый. Признано: ни у одного народа в мире нет больше такой великой литературы, какой является русская словесность. Не из-за возраста. По историческим меркам она еще достаточно молода. В художественных произведениях ее классиков показаны все неуловимые оттенки души человеческой, а еще – так откровенно поставлены острые вопросы человеческого бытия.
Драгоценная отечественная словесность… Пусть предмет этот в школьном расписании стоит под другим названием, но он имеет стратегическое значение в образовании, воспитании и становлении личности ученика. Главная задача филологов – пробудить интерес к книге, желание читать, научить понимать прочитанное, чтобы оно отозвалось в душе и уме. То есть воспитать грамотного читателя. Литература – это жизневедение, опыт прожитого и пережитого другими. Необходимо, чтобы он, чужой опыт, помогал ученику понять мир в себе и себя в мире. Какую испытываю радость, счастливое удовлетворение от исполненного профессионального долга, когда получается вызвать у ученика внутренние стимулы к чтению! Жаль, что Рособрнадзор вывел литературу из числа обязательных экзаменов за курс школы.
Очень хочется, чтобы повсеместно звучало доброе и красивое слово. На деле же в основном приходится слышать маловыразительную, примитивную речь с преобладанием куцых предложений, слов-паразитов, междометий, сленга… От этого болит душа. И становится тревожно, страшно за нашу молодежь, за будущее поколений.
Современная методика предполагает обучение русскому языку в школе не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.
Только работать учителю-словеснику сейчас сложнее. Ведь изменения, которые происходят с русским языком, слишком негативны. Язык развивается стремительно, наблюдается настоящее нашествие иностранных слов, которым есть эквивалент в нашей речи, но он игнорируется, потому что «не в моде». Неоправданно расширяется сфера употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Дети с присущей им раскованностью употребляют обидные, бранные, оскорбительные слова в отношении друг друга. Налицо лексическая (а значит, и духовная, и интеллектуальная!) деградация среди юных людей. Как же в таких условиях филологам научить пользоваться несметными богатствами родного языка и воспитать человека с хорошей коммуникабельностью? Взывающая к срочному принятию мер насущная проблема времени отражена в Государственном стандарте общего образования. Мы, верные служители слову, должны использовать все ресурсы методических копилок, своих и общепризнанных в науке. Будущее языка зависит от нашей позиции.
Одно из основных и самых трудных направлений в работе преподавателей названного профиля – научить подопечных ясно мыслить, чтобы потом ясно излагать. Отдачи ждать приходится долго, и не всегда она является удачей. Чаще видим в тетрадях по развитию речи с творческими работами «расплывчатый слог»…. Плюс «громадье» ошибок. Как филолог обычно испытываю чувство вины за всех своих коллег – словесников при виде на светящемся экране компьютера сообщения в соцсетях («Одноклассники», «В контакте» и другие). Эти предельно краткие и часто ужасающе безграмотные послания нередко и нецензурными выражениями «отличаются». Их авторы – наши школьники...
Не перестаю убеждать учеников в том, что правильное, грамотное письмо – это достоинство человека, свидетельство уважения самого себя и того, кто будет читать написанное.
Добавлю к сказанному, что у современных учеников безобразный почерк. Нередко хозяин тетради не в состоянии озвучить начертанное собственной рукой. Обидно, что обучение каллиграфии осталось в прошлом. С чувством ностальгии и гордости вспоминаю, как мы, старшее поколение, старательно выводили «тонким перышком» ровные строчки…. И понимаю, что любовь к родному слову, самая, может быть, бескорыстная из всех видов любви, начиналась тогда у нас с красиво написанной буквы родного алфавита.
Люблю вас, далекие пристани
В провинции или деревне.
Чем книга чернее и листанней,
Тем прелесть ее задушевней.
Обозы тяжелые двигая,
Раскинувши нив алфавиты,
Россия волшебною книгою
Как бы на середке открыта.
И вдруг она пишется заново
Ближайшею первой метелью,
Вся в росчерках полоза санного
И белая, как рукоделье.
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
(Борис Пастернак)
Грядет 2015 год, официально, на государственном уровне объявленный годом литературы. По мнению президента России, это сделано с целью повысить общий образовательный уровень наших граждан и кроме того - чтобы сохранить и приумножить культурную целостность страны вместе с её самобытностью, национальными ценностями и духовными традициями. Надеюсь, в результате проведенных повсеместно мероприятий стимулируется и интерес к чтению. У детей и взрослых…
Свидетельство о публикации №114122311090
подтвердить ваши опасения по поводу того,
что планка нашего Могучего, ПРЕКРАСНОГО ,Русского Языка
опущена ниже плинтуса!И причины не только в нерадивости учеников,пробелов в воспитании и отсутствие прилежания,
засилии иностранных словечек!
Здесь уже гораздо глубже!
Нашу Культуру убивают на корню;жгут КНИГИ,запрещают общение на русском,в школах отменяют русскую словесность,выселяют наше
представительство ,в черные рамки обрамляют лучшие Русские умы !
...переписывают Историю,умаляют наши заслуги и завоевания...
у б и в а ю т и ненавидят русских...подбираются к нашим территориям Любой Ценой!На кону Стоит Вся Русская Нация!!!
Галочка,я никогда не готовлюсь,всегда пишу рецензии спонтанно,так что извините за порвать и эмоциональность,наболело!
Натали Мишарина 27.10.2022 07:17 Заявить о нарушении
Галина Николаевна!Вы такая красавица!)))🌹
Натали Мишарина 27.10.2022 07:19 Заявить о нарушении
Наш могучий... Прекрасный Русский Язык в опасности не только из -за перечисленных причин. Проблема - глубже.
Душа болит при виде всего, что происходит с русской речью, языком... Многое зависит не от нас, школьных учителей, а от тех, кто стоит над нами... Дети живут в обществе. Смотрят, видят, слышат...
Пиши - не пиши статьи на эту злободневную тему, нам, одиночкам, не справиться...
Дети перестали читать. Библиотеки уже на ладан дышат, поскольку посетителей у них почти нет... Очень обидно за книги. Обычные, бумажные, а не компьютерные. Да и те ученики не читают...
В общем, решать проблему надо на высшем уровне...
С признательностью и уважением
Галина Клинкова 29.10.2022 22:54 Заявить о нарушении
Галина Клинкова 29.10.2022 22:56 Заявить о нарушении