Мариам 27 Еще один мастер
Мариам склонилась над горой человеческого мяса, прикрытого чьим-то плащом. На плаще выступала кровь. В одном месте она била фонтанчиком. «Если этот человек выживет, то беды от него не оберёшься. Если умрёт, - ну, ясное дело, в преисподней будет существенное приобретение».
Черты лица умирающего походили на тающую восковую маску. Таким он, наверное, был в детстве – доверчивым и забавным. Может, на ад он всё-таки не тянет? Господи, Твоя воля!
Мариам увидела алмазную ниточку, свивающуюся в спираль над головой умирающего. Ему жить, Господи?
Ниточка стекла на фонтанирующую рану и ушла внутрь. Кровотечение остановилось.
Что тут скажешь? - «Встань и ходи»?
Мариам вспомнила, как Господь исцелил паралитика, почти 40 лет передвигавшегося с огромным трудом. Потом она заметила этого человека среди тех, кто вопил: «Распни Его!»
Господи, Твоя воля, но Ты ведь знал, Ты не мог не знать, что он будет с теми! И Ты его поднял. Значит, у него был выбор, да? У него появился шанс, может быть, единственный, а он его не использовал! Такие же бессмысленные глаза, как те… Или не захотел использовать?… Стало быть, для Сажика это последний шанс. Да? А он поймёт? Полагаешь, поймёт? Господи, Твоя воля! Властно сверкнул алмазный луч. Лицо умирающего порозовело.
-Ты будешь жить, только окстишься очень нескоро, – прошептала ему в ухо Мариам. -Во Имя Господа нашего Иисуса Христа, - услышал далёкий голос Сажик. Он как раз скатывался в какое-то тухлое болото. Странные слова резко затормозили его падение – он словно стукнулся о твёрдую упругую стену и увидел перед собой узкий алмазный коридор. Сажик поколебался мгновение – и осторожно, словно бы прощупывая почву, ступил на сверкающую поверхность.
-Мариам, как у тебя получилось?!
-Что ты сделала с этим рабом, Мария?!!
- Мария??!
- ???!!!
Мариам смотрела на человека, приближающегося к ней по алмазному коридору. Это Сажик. Нет, не Сажик. Кто же это такой?
Сажик изучал окружавших его людей. Что-то их всполошило. Любопытно, что? Они тычут пальцами куда-то поверх его головы. Почему-то повернуть её Сажик не может. Ну, это мелочи. Сейчас он встанет и… подняться ему не удалось. Но он увидел ангела, встре¬тившего его в алмазном коридоре и брызнувшего ему в уши живительными словами. А лицо ангела он почему-то не хотел бы узнавать. Он его и не узнает. По крайней мере, на этом свете.
В доме Корнелии Легаты, как и во всех лучших римских домах, лечить рабов не было принято. Если раб более-менее работоспособен, его следует продать, пока он не окочурился. А если уже ни на что не годен, то лучше сократить расходы на лишний рот ударом меча управляющего и в новой экономичной упаковке отправить страдальца на кладбище.
То, что рассказали слуги о Сажике, выходило за рамки обыденного. Они клялись всем, чем могли, что сами видели, как в одно мгновение проломленный череп Сажика сросся. На его голове действительно имелся совсем свежий шрам. Это даже шрамом нельзя было назвать – просто тонкая кожица над огромной раной. Вторая рана, пониже пояса, у него не зажила, но и не кровоточила. Боги явно пощадили беднягу.
Корнелия Легата вызвала Квинту:
-Видимо, тебе придётся открыть у себя полевой госпиталь. Пусть раба перенесут в твой домик и присмотри за ним. А эту девушку… как её?
- Мария...
- ...эту Марию пришли ко мне.
- Конечно, госпожа.
Корнелия Легата спустилась в атриум.
Перед ней были бюсты великих предков. Попадая в затруднительное положение, она всегда шла сюда пообщаться с их блаженными душами. Она встала между дедом и отцом и вопросительно поглядывала на обоих, ожидая вразумления. Но ничего дельного на ум не приходило. Она посмотрела перед собой на мраморные лица бабки и матери. Кстати, нужно подправить краску на правой щеке бабули – совсем облупилась. Всё некогда. Какие-то бесконечные дела. Что за дела? Канитель одна. А здесь вечность. И всё не до неё.
Послышались легкие шаги. Не поворачивая головы, Корнелия заговорила:
- Мария, я в курсе того, что произошло.
- Если ты будешь мне говорить, что этого раба подлечил распятый Бог, то лучше молчи. Управляющий доложил, что ты нарисовала над ним какой-то знак и сказала некие слова, после которых всё случилось.
Мариам кивнула головой.
- Это символы твоего Бога?
Мариам опять кивнула.
- Почему ты молчишь?
- Потому что вы так пожелали.
- Хорошо. Давай по порядку. Во-первых, ты говоришь по-латыни, как образованная римлянка, а повадки у тебя варварские. Это тоже как-то связано с твоим Богом?
- Да. Я никогда не училась вашему языку.
- А чему ты училась?
- Закону.
- Ты изучала 12 таблиц ?!(47)
- Нет, у нас другой Закон, хотя кое в чём он напоминает ваш.
-Странно. Я видела девушек-спортсменок и женщин-поэтов. Но я впервые сталкиваюсь с девицей-юристом, которая, никогда не учившись, овладевает самым изысканным языком мира. А сейчас ты мне всё-таки ответь, что ты сказала умирающему.
-Я шепнула его душе, что у неё есть шанс остаться на этом свете для служения моему Господу.
-Но он раб Минуция Туллия, хотя, конечно, учитывая сложившиеся обстоятельства… А ты представляешь себе, кто такой Сажик?
Мариам кивнула головой. Корнелия Легата усмехнулась:
-Я говорю не о том, что он тебя избил. Сажик – живой аппарат по переработке алкоголя, и опьянение у него выражается… как бы это поделикатней сказать… Короче, он не просто развратный человек, он – извращённо развратный. И он столь зверски свежует свои жертвы не просто так.
-Думаю, этого от него требовал дух, которому он служил.
-Вот здесь ты ошибаешься. Никакому духу он не поклонялся. В его молельне только три статуи: Марса, Вакха и Венеры.
-Это и есть духи. Духи князя тьмы.
Корнелия Легата аж вздрогнула от такого святотатства. Она уставилась на Мариам изумлённым взглядом незаслуженно обиженного ребёнка. В Риме полно вольнодумцев. Есть и такие, что не признают богов. Но даже самые отчаянные атеисты не позволяют себе отзываться так о том, что свято для их соотечественников.
-Знаешь, девочка, называть светлые прекрасные божества духами какого-то тёмного князя – это даже не варварство, это подлость по отношению к людям, которые живут под покровом этих богов уже не одно столетие, и которые обязаны этим богам не только появлением на свет себя и своих детей, но и вообще всем, что у них есть. Ты можешь в своей провинции Задрипине почитать своё странное Божество, но здесь, в Риме, ты обязана уважать чувства верующих граждан.
-Простите, госпожа, я не хотела вас обидеть, - чистое доброе сострадание, зазвучавшее в голосе Мариам, тронуло рассерженную матрону и озадачило одновременно – она давно отвыкла от такого отношения к себе. Кто же сострадает сильным мира сего, да ещё так искренне, да ещё неясно почему. Эмоции Мариам лежали вне контекста беседы, но всё-таки пробили в душевной броне Корнелии Легаты солидную брешь, и она вдруг увидела в Мариам не случайно пригретую варварку, а почти что человека своего круга, то есть такого человека, который имеет объективно - право голоса и субъективно - право влияния. А девушка продолжала:
-Я понимаю, о чём вы говорите, мне следовало выразиться иначе. Но ведь Сажик всю жизнь молился этим богам, и они не сделали его лучше.
Корнелия Легата опять усмехнулась – усмехалась она левым краем губ, при этом у неё приподнимался и краешек левой брови, придавая взгляду хищное выражение.
-Мария, а твои соотечественники абсолютно все улучшены вашим Богопочитанием? Вся империя знает, что евреи-ростовщики бессердечнее всех варваров вместе взятых, евреи-торговцы жадны до невозможности.
Мариам возмутило столь предвзятое отношение к её соплеменникам, но пока вступать в дискуссию о национальных добродетелях и пороках было рано. Она решила зайти с другого конца:
-Эти евреи не знают Учителя. Те, кто Его принял, совсем другие.
-Хотела бы я видеть хоть одного еврейского банкира, разбрасывающего пригоршнями деньги в толпу.
-Незадолго до того, как Господь пострадал и воскрес, с Ним познакомился один налоговый инспектор, у нас их называют мытарями…
-У нас их тоже так иногда называют, иронически вставила матрона.
-Та вот, он даже на дерево залез, чтобы лучше рассмотреть Рабби в толпе. У нас налоговиков не то, что презирают, - они просто считаются нечистыми, потому что гребут без малейшего намёка на совесть. Мытарь и ростовщик – совершенно разное. Порядочный ростовщик никогда не даст под процент еврею – побоится Бога, а эти как раз своих и обирают. Поэтому никто не станет, например, пользоваться посудой, из которой ел мытарь. Даже если она мыта-перемыта. Это все равно, что есть из плошки зачумленного. А Господь этого человека заметил и вошёл в его дом, и мы все сидели за его столом, а он прислуживал всем сам, - рабам не разрешил даже ноги у гостей помыть, сам всех обмывал и вытирал. Он так обрадовался, что половину имущества сейчас же раздал нищим, а всем, кого он обидел, вернул в четыре раза больше… У него почти ничего не осталось.
Корнелия Легата продолжала усмехаться, но выражение её лица изменилось.
-Деточка, а ты случайно не влюблена в своего Учителя, а? Небось, обнимались под каждым кустом. Или не только обнимались?
Мариам так взглянула на Корнелию Легату, что матрона даже подняла руки, словно её хлестнули по обеим щекам.
-По отношению к Нему это невозможно, - железно отчеканила девушка.
-Прости, если я сморозила нелепость, почему-то Корнелия Легата поняла, что её предположение следует обозначить именно так, но она привыкла настаивать на своём и исключительно по инерции продолжила:
-…Ведь боги любили смертных женщин.
-Как вам сказать… Я не представляю себе ваших преданий… Но, должно быть, у нас другое понятие о Божестве. Понимаете, нельзя обнимать Бесконечность, невозможно пожелать абсолютное Бесстрастие, просто Оно этого не допускает. Оно ничего для этого не делает, но природа Его такова, что Его можно только любить, о-бо-жа-ть. И никак иначе.
-Значит, Его ноги-руки-голова были нереальными, призрачной маскировкой Абсолюта?
-Как раз нет, всё у Него как у людей, Он же Человек! Но при этом однозначно нездешний.
-Не понимаю.
-Понять невозможно, это нужно пережить.
Корнелия Легата чувствовала силу в словах Мариам, а сила и правда были в её сознании синонимами. Но воинственная матрона привыкла к тому, чтобы последнее слово оставалось за ней. Поэтому она довольно мягко закруглила беседу:
-Как-то всё у тебя, Мария, сложно. Девушке не следует забираться в такие высокие материи, иначе никогда замуж не выйдешь. Ладно. На сегодня ты свободна.
Мариам вернулась в домик Квинты. Квинта и её муж Прудентий были вольноотпущенниками Корнелии Легаты. Насколько иронически они относились к Ицхаку, настолько же сердечно к Мариам. Однако после того, что на их глазах произошло с Сажиком, они, посовещавшись между собой, решили досконально расспросить Мариам о её богах.
А она подумала, что, пожалуй, слишком загостилась здесь. Но всё-таки долго, до глубокой ночи, отвечала на вопросы супругов и рассказывала им о Рабби Йегошуа. К утру стало ясно, что Господь послал ей брата и сестру, и народ Божий увеличился ещё на две души.
47 Древнейшее римское законодательство
Свидетельство о публикации №114122205410