Фаина Судкович, известная и незнакомая

Мне очень понравилась одна книжка Артемия Троицкого, написанная языком устной речи. А до этого - книжка Михаила Веллера, таким же методом написанная, ужасно понравилась. И я решил утончённых красивостей в адрес Фаины Судкович не возводить, а писать естественно. Очень хорошее средство, чтобы лишнего пафоса и лишней патоки избежать.

Познакомились мы благодаря ансамблю «ВОКАЛИЗ». Первый раз я этот замечательный коллектив под Новый 2009-й год увидел, а потом был их первый сольный концерт – 18 января, в одном маленьком местном клубе. Вереница очаровательных нарядных барышень, каждая из них поёт свой сольный номер, и все вместе они поют, талантливейшая и обаятельнейшая хормейстер Инна Окунь – их руководитель, и замечательный пианист Гена Винер на роли концертмейстера – ему бы джаз играть, а не в музыкальной школе академировать. По-моему, Гене там иногда просто скучно, с его раскованностью джазовой и любовью к импровизам. Фаина, такая милая, красивая, элегантная, роста возвышенного, тогда великолепно спела знаменитую “Fever”. А я на этот концерт попал в тяжёлые дни своей жизни, в общем-то. Моя далёкая любовь приехала из Украины – да и дальше поехала; городской кампейн, общеизраильский кампейн, смутные обещания работы, а пока – ноль. И вот в этом душевном разладе я весь концерт и прослушал. А в марте внезапно позвонила Инна Окунь и попросила разрешения дать мой телефон Фаине: «она пишет стихи и песни, это очень сильно!» Созвонились; я прочитал стихи Фаины, пришёл в полный восторг («это между Серебряным веком и Ахмадулиной!») и сказал – надо интервью делать. Или статью, но – надо побеседовать, а там посмотрим, в какой форме материал подадим!

7 апреля, под Песах, уже все кафешки закрыты. Долго мотались на машине по городу, наконец нашли одно кафе на автостоянке. И там, под шум автомобилей, Фаина наговорила мне наше первое интервью. При моей тогдашней болтливости и неумении слушать собеседника – горе-журналист! – вместо вопросов-ответов получилась длинная и сбивчивая беседа двух поэтов. Меня оправдывало лишь то, что статьи и интервью, после всех мучений моих персонажей, всё-таки получались хорошие. Не всегда, правда.

Статья была напечатана на городском сайте – оплатить публикацию в местной прессе у нашего чахлого муниципалитета не хватило духу, а до солидных газет я, журналист-самоучка, в те поры ещё не добрался. А дальше – прошёлся я по местным клубам, устраивать Фаине концерты. Причём, когда я говорю «клубы» - вы не думайте, что это какие-то модные места, где платные экшены происходят. Это бедные, скудные клубы для репатриантов из СНГ, и там пенсионеры, и там всё бесплатно, и по этому поводу руководители клубов не очень понимают, что – вот сейчас у них, между прочим, будет петь талантливейшая певица, композитор и поэтесса Фаина Судкович, и им это чудо достаётся за просто так - и они капризничают, перебирают, ссылаются на неотменимый концерт местной звезды Ани Розовой или что-то в этом духе… Но ничего – «пробил» пару клубов, и 16 апреля, после пятнадцати лет перерыва, автор-исполнитель Фаина Судкович, она же – Садко, вновь выступила со своими песнями перед публикой. Это был большой сборный концерт поэтов и бардов, и там же пела Катя Удаль, с которой Фаина чуть позже сделала свой главный ансамбль – дуэт «СУДоКУ». И тут я начинаю понимать, слушая Фаину, одну эпическую истину. И истина эта заключается в том, что если я люблю Высоцкого и Окуджаву, не слушая почти других бардов, то – вот сейчас мне надо срочно дописывать в этот маленький список Фаню Судкович. Что вот эти чудесные песни и этот Голос – они не «женская поэзия» и не богемный артефакт для узкого круга, а для всех нас, человеков планеты Земля. Для всех, кто готов слушать и слышать. Что это явление не то чтобы на весь Израиль, а на весь русский мир. А если дать профессионального аккомпанемента – то – вполне реально мысля - и зарубежные граждане весьма охотно будут внимать песням Фаины Судкович.

А 31 мая того же 2009-го – Фаина, Катя Удаль - душа, краса, талантище! - и я в большом концерте на троих. Вот тогда, по сути, и появился дуэт авторской песни «СУДоКУ» - Фаина и Катя замечательно сыграли и спели вместе несколько песен. Дальше они торили свой путь уже сами, я разве что журналистикой помогал, как мог – и очень жалел, что трудно пробиваться в эмигрантской среде, где слишком много завязано на знакомства, связи, статусы и престиж, а талант как-то теряется в этот перечне успехообразующих факторов… И вот думается, вспоминая также и свои похожие моменты – те, кто искренне хотят тебе помочь, зачастую не имеют для этого настоящих возможностей. А те, кто реально могут помочь – далеко не всегда имеют желание. И тем не менее - дуэт «СУДоКУ» сначала становится постоянным участником бардовской «Сахновки», потом – престижные концерты и фестивали в крупных городах Израиля, а поэтесса Фаина Судкович, соло – Гран-при на Международном фестивале русской поэзии в Ашдоде в 2011-м, третье место на поэтическом фестивале «Пушкин в Британии», и дело идёт к первой книге стихов…

Вспоминаю осень 2011-го, и это окрыляющее ощущение, когда я узнал, что мою новую статью о Фаине напечатали во всех местных приложениях газеты «ВЕСТИ».

- Фаиночка, ну я теперь просто обязан попасть в центральную газету, хоть одну. С такими-то Музами!..

- Трудно журналисту без связей, наверное?..

- Так даже азарт особый. Ничего – найду, расключу и законтачу… Пробьёмся!

Ну что ж – нашёл. Хотя, если суммировать впечатления от центральной-не-скажу-какой-газеты, то точнее опишет суть дела цитата из песни Макаревича:

«А ты дороги не выбирал, и был всегда не у дел.
И вот нашёл не то, что искал – а искал не то, что хотел…»

Впрочем, есть один хороший способ: если хочешь читать хорошую газету - сделай её сам; и есть кое-какие замыслы… А возвращаясь в 2011-й, надо сказать, что тогда же дуэт «СУДоКУ» начал делать записи в студии. Первой была неподражаемая «Человек Обыкновенный», и первый видеоклип был снят на эту, столь нежно любимую мной, песню. Мне очень радостно, что столичному человеку, уроженке Ленинграда, бывшей москвичке (если бывают бывшие москвичи…) Фаине Судкович не надо объяснять, как нужен вовремя выпущенный сборник лучших песен, как важны видеоклипы, какое большое значение имеют выступления на телевидении etcetera etcetera… И поклонники звёздного дуэта с удовольствием слушают в Интернете десять песен – основу будущего альбома; смотрят клипы «Шамаханская царица», «В доме поэта», «Человек Обыкновенный»… С гордостью за наших землячек, в октябре 2012-го мы «телевидели» выступление в популярной программе «7-40», жалея, что нет на репатриантском Девятом канале музыкальной передачи. И если уж говорить о настоящем интервью – мы с Фаней провели беседу, потратив на это добрых два часа; потом старательно шлифовали материал и получили в итоге нечто живое и интересное. Это был самый счастливый день в моей жизни журналиста.

…Когда они всё успевают? Работа, мужья, дети, дом, родня, поэзия и «ВОКАЛИЗ» у Фани, тяжёлые смены на заводе у Кати – как им удаётся везде успевать? Это какая-то мистика, в этом есть что-то на грани магии планет, музыки сфер и тайны вещих чисел… Недаром я, после знакомства с Фаиной, снова вспомнил эзотерику и обратился к нумерологии. Хотя, некоторые закономерности – огорчают. Например, при всех успехах «СУДоКУ», до сих пор не было их концерта на главной городской сцене – в Гейхаль-а-Тарбут, а местная библиотека ужасно любит приглашать с концертами заезжих бардов-знаменитостей, но в упор не видит талантов из своего города. Что касается городской музыкальной школы – ну, это такая «башня из слоновой кости», и вместо того чтобы быть центром всей музыкальной жизни города, наш консерваторион «хранит академические традиции», как они их там сами об себе понимают. Но Фаина – я уверен в этом – все барьеры преодолеет. Она уже так много сделала, и – она будет очень ругать меня, но я скажу это! – она уже вписала своё имя золотыми буквами в книгу русской поэзии. Я обещал в начале своих заметок писать без пафоса, но это - в точности то, что я думаю о поэтессе, певице и композиторе Фаине Садко.

г.Афула, Израиль

24 марта 2013 года


Рецензии