Протоколы Ложы Блаватской

(выдержки)

Нижеследующие протоколы были составлены из стенографических заметок, сделанных на встречах Ложи Блаватской Теософического Общества с 10 января по 20 июня 1889 года.

Вопрос: Тогда ах-хи и Вселенский Разум - необходимые дополнения друг друга?
Ответ: Не совсем; Вселенский или Абсолютный Разум есть всегда, во время пралайи так же, как и манвантары; он неизменен. Ах-хи - это высшие дхьяни, логосы, как только что было сказано, которые начинают направленную вниз эволюцию, или эманацию. При пралае нет ах-хи, потому что они начинают существовать только с первым излучением Вселенского Разума, который сам по себе не может быть дифференцирован, и излучение которого - первый рассвет манвантары. Абсолют - это спящий, латентный разум, и в истинном метафизическом понимании иначе быть не может; это только его тень становится дифференцированной в совокупности этих дхьяни.

В. Были ли ах-хи людьми в предыдущих манвантарах или будут ли они таковыми?
О. Всякое живое существо, как бы мы его ни описали, было, есть или будет человеческим существом в той или иной манвантаре.

В. Но в этой манвантаре они остаются постоянно на том же возвышенном плане в течение всего периода жизненного цикла?
О. Если вы под жизненным циклом подразумеваете более чем пятнадцатизначный период времени, тогда мой ответ будет весьма решительным нет. Ах-хи проходят через все планы, начиная проявляться с третьего. Подобно всем другим иерархиям, на высшем плане они - арупа, то есть без формы, тела, всякого вещества, - они просто дыхания. На втором плане они впервые приближаются к рупе, или форме. На третьем они становятся манаса-путрами, теми, кто воплотился в людях. С каждым достигаемым ими планом они называются другими именами - имеет место постоянная дифференциация их первоначально однородной субстанции; мы называем это субстанцией, хотя в действительности это не материя, о которой мы можем иметь представление. Позднее они становятся рупа - бесплотными формами.
В. И тогда ах-хи этой манвантары...
О. Более не существуют; они давно стали планетарными, солнечными, лунными, и наконец, воплощёнными "Я", поскольку, как сказано, "они множественные сонмы духовных существ".

В. Но ранее было заявлено, что ах-хи не стали людьми в этой манвантаре?
О. И не становятся, как бесформенные "ах-хи". Но они делают это по мере своих собственных трансформаций. Манвантары не следует путать. Пятнадцатизначный манвантарический цикл приложим к солнечной системе, но есть манвантара, имеющая отношение ко всей вещественной вселенной, Матери-Отцу, и многие меньшие манвантары. Обычно выбираются шлоки, относящиеся к первому, и только две или три относятся к последней. Многие шлоки потому были опущены по причине их сложной природы.

В. Тогда, при повторном пробуждении, должны ли будут люди одной манвантары пройти стадию, соответствующую стадии ах-хи в следующей манвантаре?
О. В некоторых из манвантар; ведь хвост - во рту у змеи. Обдумайте этот символизм.

В. Что подразумевается под термином "инстинктивный ум"?
О. Инстинктивный ум находит своё выражение через мозжечок, и таков же, как и у животных. Во время сна у человека функции большого мозга прекращаются, и мозжечок переносит его на астральный план, ещё более нереальное состояние, чем даже план иллюзии нашего бодрствования; ибо так мы называем это состояние, которое большинство из вас считают столь реальным. А астральный план ещё более обманчив, поскольку он без разбора отражает и хорошее, и плохое, и так хаотичен.

В. Разве не зависит вопринимающая способность муравья - например отличия его способности восприятия цвета от нашей - просто от физиологических условий?
О. Муравей, разумеется, может различить звуки, которые слышим мы, а также звуки, которых мы не слышим никогда, потому, очевидно, физиология не имеет к этому отношения. Муравей и мы обладаем разными степенями восприятия. Мы находимся на более высокой ступени эволюции, чем муравей, но говоря сравнительно, мы - муравьи на плане, который выше.

В. Нас учили, что человек может объединить все свои "принципы" в один - что это значит?
О. Когда адепт преуспевает в этом, он - дживанмукта, его практически уже нет на этой земле, он становится нирвани, который может уходить в самадхи по своей воле. Обычно адепты классифицируются по количеству "принципов", которые они взяли под совершенный контроль, ведь местопребывание того, что мы называем волей - в "высшем я", и последнее, когда избавляется от своей грешной личности, - божественно и чисто.

В. Являются ли так называемые вещие сны знаком того, что у человека - сильные способности к ясновидению?
О. В случае людей, видящих по-настоящему вещие сны, можно сказать, что это из-за того, что их физический мозг и память находятся в более близких отношениях и созвучии с их "высшими я", чем у большинства людей. Их "я" (ego) обладает большей способностью передавать физической оболочке и памяти впечатления о том, что для этих людей важно, чем "я" менее одарённых. Помните, что единственный бог, с которым человек приходит в соприкосновение, - это его собственный бог, называемый духом, душой и разумом, или сознанием, и эти три суть одно.
Но имеются сорняки, которые должны быть уничтожены, чтобы растение могло расти. Мы должны умереть, сказал св. Павел, чтобы смочь жить снова. Через разрушение мы можем усовершенствоваться, и три силы - сохраняющая, созидающая и разрушающая - лишь разные аспекты божественной искры в человеке.

В. Адептам снятся сны?
О. Никому из продвинувшихся адептов не снятся. Адепт - это тот, кто достиг господства над четырьмя своими низшими принципами, включая тело, и потому он не даёт плоти действовать по-своему. Он просто парализует своё "низшее я" во время сна и становится совершенно свободным. Сон, как мы понимаем его, - иллюзия. Будет ли тогда адепт его видеть, если он избавился от всякой другой иллюзии? В своём сне он просто живёт на другом и более реальном плане.

В. Есть ли люди, никогда снов не видевшие?
О. Нет в мире такого человека, насколько мне известно. Все видят их в большей или меньшей мере; только у большинства сны моментально исчезают при пробуждении. Это зависит от того, в насколько восприимчивом состоянии находятся нервные центры мозга. Люди недуховные, а также не упражняющие свои способности воображения, или изнурённые физическим трудом до такой степени, что нервные узлы не действуют в период отдыха даже механически, редко видят сны, обладающие какой-либо связностью, если видят их вообще.

В. Кажущая объективность во сне действительно объективна или субъективна?
О. Если уж допускаем, что она кажущаяся, тогда конечно она субъективна. Вопрос скорей должен быть таков: для кого или чего картины или представления в снах являются объективными или субъективными? Для спящего физического человека, всё, что он видит с закрытыми глазами, или посредством своего ума, конечно субъективно. Но для Видящего внутри физического спящего, Видящего, который сам субъективен для наших материальных чувств, всё видимое им объективно так же, как и он сам для себя и других себе подобных. Материалисты, возможно, будут смеяться, и скажут, что мы делаем из человека целое семейство существ, но это не так. Оккультизм учит, что физический человек - один, но мыслящий человек семеричен, думая, действуя, чувствуя и живя в семи разных состояниях бытия или планах сознания, и что для каждого из этих состояний и планов у постоянного Я (а не ложной личности) есть определённый набор чувств.

В. Чем сон отличается от смерти?
О. Разумеется, здесь есть аналогия, но между ними есть и большая разница. Во сне сохраняется связь, хотя бы и слабая, между низшим и высшим умом человека, и последний более или менее отражается в первом, хотя его лучи и могут быть искажены. Но когда тело умерло, тело иллюзии, маяви-рупа, становится кама-рупой, или животной душой, и предоставляется самой себе. Потому между привидением и человеком - такая же разница, как и между в стельку пьяным и неспособным различить даже основные предметы окружения, и грубо материальным, животным, но трезвым человеком; между лицом, запертым в совершенно тёмной комнате и находящимся в комнате, освещённой, пусть несовершенно, тем или иным источником света.
Низшие принципы подобны диким зверям, а высший манас - это разумный человек, приручающий или покоряющий их с большим или меньшим успехом. Но уж если животное раз вырвалось от хозяина, державшего его в подчинении, то как только оно перестаёт слышать его голос и видеть его, оно снова убежит в джунгли, в свою прежнюю нору. Животному, однако, требуется некоторое время, чтобы вернуться к своему первоначальному и естественному состоянию, низшие же принципы или "призрак" возвращаются моментально, и как только высшая триада вступает в состояние дэвачана, низшая дуада снова становится тем, чем она была в начале - принципом, наделённым чисто животным инстинктом, только осчастливленным этой великой переменой.

В. Может ли спящий быть "в раппорте" с существом в дэвачане?
О. Единственный способ коммуникации с дэвачани - это в спящем состоянии, посредством сна или видения, или же в состоянии транса. Никто из дэвачани не может спуститься на наш план; это нам - или скорее, нашему внутреннему Я - нужно подняться на их план.

В. Пройдена ли уже худшая точка в жизни человечества?
О. Я не знаю, физически. Но я скажу, что у нас будут ещё худшие времена, чем у нас были покамест, потому что мы очень много грешили.

В. Тогда мы пока что не достигли низшей точки?
О. Низшей точки мы ещё не достигли.
Чем больше ответственность, тем тяжелее грех. Пока мы падали в материю и духовное сознание было полностью ею затемнено, у нас не было ничего подобного той ответственности, что есть теперь. Но если мы в значительной мере прошли эту точку, и начали становиться более духовными, то в то же время появляется возможность того, что последствия нарушения нами закона станут более серьёзными и далекоидущими.

В. Но разве не будет тут в то же время большего согласия с законом и следования ему? Разве совокупная карма большей части человечества, которая повинуется закону, не нейтрализует плохую карму других?
О. Не знаю, но я так не думаю. Ничто не может нейтрализовать плохую карму индивидуальностей. В совокупности может быть некое равновесие, но я боюсь, что всё это не так. Вы видите, что зло преобладает повсюду, и в этом нет ничего хорошего. Пойдите куда угодно, и вы обнаружите, что нет ни одной вещи, которая не делалась бы с эгоистическими мотивами - для своей собственной пользы, будь то польза индивидуума или нации, и за счёт других. Если вы посмотрите на нынешнее положение бизнеса, жизни, цивилизации, то увидите нечто ужасное. Эта цивилизация подобно раку поражает человечество, и оно погибнет, если всё будет продолжаться так же. Я не говорю о такой цивилизации, какой она должна быть. Эта же есть самое гигантское развитие эгоизма, которое когда-либо знал мир, и я могу уверить вас, что пятая раса уйдёт под громкие фанфары, и это будут не трубы войны.

В. Эгоизм сейчас больше, чем он был в четвёртой расе?
О. В тысячу раз хуже, потому что они только спускались ... в дух, и отчаянно цеплялись за материю - вот почему.

В. "Чхайи лунных питри". Что такое "чхая"?
О. Разве я не говорила вам 29000 раз, что чхая - это санскритское слово, означающее тень или образ, - то, что мы называем астральным телом? Санджня, жена Сурьи, Солнца, устала от чересчур горячей любви своего мужа, и оставила ему свою служанку, Чхаю, то есть, так сказать, свой астральный образ, или тело, а сама удалилась в джунгли, чтобы стать йогиней - так говорит предание. Так или иначе, как рассказывает Вишну Пурана, Сурья, обманутый этим подобием, произвёл от этой астральной тени двух детей; таково и происхождение чхайи, астрального тела.

В. Есть ли у планеты индивидуальность, подобная "я" человека?
О. Есть. Её правящий дух, или управитель, как он назван в Пимандере, самосознателен.

В. Вы говорите, что еврейские каббалисты отстаивают мнение, что "ни один дух не может принадлежать к божественной иерархии, если дух (руах) не соединён с нэфэш (душою живою)", то есть каждому "я" необходимо достичь полной самосознательности в виде человеческого, то есть сознательного, существа.
О. Они принадлежат к божественной иерархии, потому что уже были людьми в предыдущей манвантаре. Было ли это на этой Земле, или на других землях - я не знаю; так или иначе, они были человеческими существами. Не знаю, были ли у них две руки, две ноги и голова, но они были ману - мыслящими существами. И так как сынами божественной иерархии, которые будут представлять божественных творцов в грядущих манвантарах, будут те люди этой Земли, которые достигли высшего совершенства, у каждого из нас, дамы и господа, есть шанс. Если мы будем хорошо себя вести, то каждый из нас станет одним из этих джентльменов, которых называют кумарами, юношами. Возможно, они тоже в свою очередь будут колебаться, вселяться ли им в весьма отвратительные тела, чтобы быть заключёнными в них, но они должны будут сделать это, дабы возместить по неоплаченным счетам своего прошлого существования. Каждый из нас должен действовать законно, согласно закону кармы.

В. Возможно ли такое, что в другой манвантаре всё может быть устроено девятерично, или шестерично, вместо семеричного?
О. В следующей манвантаре может даже быть, что 2 + 2 будет уже не 4, а 12. Случится что-то такое, чего мы не можем ожидать.

В. С этими вопросами всё. Ещё один вопрос касается числа семь, которое является численной основой этой манвантары. Вы говорили о нашей ограниченной манвантаре или о махаманвантаре?
О. Обо всех манвантарах, о которых говорят индусы. Может быть, это касается только манвантар Солнечной Системы.

В. В "Тайной доктрине" вы говорите о семёрке, как о коренном числе природы.
О. В этой манвантаре.

В. То есть в другой манвантаре может быть пять?
О. Конечно же может, потому что природа полностью меняется в своих проявлениях и формах. Сейчас же вы можете пойти и обратиться к медицине, ботанике, и вы в каждом разделе повсюду будете находить семеричность. Даже болезни могут быть привязаны к семилетним срокам - 7, 14, 21 год и так далее. Здесь есть врач, он вам скажет, что всё семерично. Возьмите снежинку, и вы обнаружите в ней семеричность - шесть маленьких пятнышек и одно в середине. Возьмите каплю воды, она разбрызгивается и становится пятиугольником, а затем шестиконечной звездой. Посмотрите, что пишет об этом Тиндаль. Однажды мы это обсуждали. Нет такой вещи, где можно было бы этого избежать. Всё идёт по лунным неделям, недели семеричны и всё семерично.

В. Конечно, это совершенно верно, но наш кругозор так ограничен, он привязан к этому плану.
О. Так расширьте его, постарайтесь увидеть своим третьим глазом, а не только двумя глазами, и постарайтесь также думать своим духовным мозгом.

В. Мне хочется отождествиться с кем-то или какой-то монадой всецело вне нашей Солнечной Системы.
О. У вас не может не получиться этого, потому что она отождествит вас, если вы сами этого не сделаете. Все мы ранее были и потом будем не в наших личностях, а в высших я. Мы можем отрицать эти высшие я сколько хотим, но они останутся бессмертными, и мы не можем избавиться от них. А вот они могут избавиться от нас. Всякое и каждое наше сознание почувствует это и увидит, что совершенно соединено с высшим я и не может быть отдельно.

В. Термин "природа" прилагается ко всему в Солнечной Системе или прямо до бесконечности.
О. Ко всему в нашей Солнечной Системе, во всяком случае. Я не могу сказать ни о чём вне её, и вы не найдёте даже высоких адептов, которые много расскажут вам о том, что вне Солнечной Системы.

В. Были ли мы лунными питри?
О. Мы и являемся ими.

В. Тогда, говоря о них, мы говорим о себе?
О. Это "мы", если вам так угодно, но мы этого не помним. Подумать только, мы были ангелами и стали чем? - вот такими тыквами, не знающими вообще ничего! И где теперь наши крылышки? Джентльмены, вы слишком склонны к допросам, а вам не следует совать нос в божественные тайны!

Р.S.: «Я вовсе не учёная, я никогда не училась; то, что я знаю — это просто то, что мне пришлось прочитать в связи с книгой, которую мне нужно было писать... Я очень простодушная старая женщина. Я прихожу сюда и предлагаю учить вас тому, чему могу. Вы принимаете, очень хорошо, но я не могу научить вас большему, чем могу, вы знаете... Во-первых, вы иногда задаёте вопросы, которые вторгаются в область запретного. Что толку мне говорить вам что-то, а потом захлопывать дверь у вас перед носом? Это будет только раздражением духа и немногому вас научит. А я не могу говорить некоторые вещи. Я говорю всё, что мне разрешено давать. Это может выглядеть слишком глупо, слишком закрыто, слишком эгоистично. Можете думать, что хотите — не я устанавливала правила. Не так я получила это, не так и буду передавать. То, чего я обещала не открывать, я не открою, это невозможно».
 


Рецензии