2 13

2. Виды инноваций и их классификации
Инновация – это коммерчески воплощенная идея, способная создать новые потребности или удовле-творить имеющиеся более эффективным способом и принести эффект производителю и потребителю при оптимальном сочетании затрат и результатов.
Классификационные группы инноваций:
1. технологические параметры:
; продуктовые
; процессные
2. по степени новизны:
; международный уровень
; уровень страны
; уровень предприятия
3. по значимости воздействия:
; базовые (основанные на научных открытиях и изобретениях)
; улучшающие (способствующие диффузии базовых)
; псевдоииновации (незначительные изменения базовых или улучшающих)
4. по воздействию на процесс производства:
; расширяющие
; замещающие
; улучшающие
5. по воздействию на факторы производства:
; комплексные
; локальные
6. по области применения:
; технологические
; управленческие
; маркетинговые
; продуктовые
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
• технологические;
• производственные;
• экономические;
• торговые;
• социальные;
• в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил Аркадий Ильич Пригожин:
1. По распространенности:
• единичные
• диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
• сырьевые
• обеспечивающие (связывающие)
• продуктовые
3. По преемственности:
• замещающие
• отменяющие
• возвратные
• открывающие
• ретровведения
4. По охвату:
• локальные
• системные
• стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные
• комбинаторные
• совершенствующие





13. Инновационные стратегии
Инновационная стратегия - это составная часть общей стратегии организации и представляет собой комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.
 Инновационная стратегия направлена на определение и достижение приоритетов развития организа-ции в результате которого обеспечивается новое качество производства и менеджмента.
Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня произ-водственно-технического развития, направленности и объема реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного процесса.
Существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежу-точная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.
Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективно-стью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предви-деть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доми-нируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.
Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками произ-водства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.
Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).
Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).
Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют дос-таточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями, так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.
Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →