3 14
Волны Кондратьева – самые длинные волны экономического цикла после волн Китчина, Жюгляра и Кузнеца, их продолжительность составляет 40–60 лет.
Теория Кондратьева разрабатывалась опытным путем на основе анализа статистических данных экономики США и Европы в период с начала XIX века и до сих пор не имеет строгого научного обоснования. Среди объяснений волнового развития имеются различные точки зрения. Согласно мнению ряда ученых, именно 40–60 лет проходит от существенного научного открытия до реальных инноваций в производстве.
Не существует также единого взгляда на периоды волн Кондратьева. Наибольшее распространение получило такое определение: первый цикл – 1803–1847 годы, второй – 1847–1891, третий – 1891–1934, четвертый – 1934–1978. Сейчас продолжается пятый цикл, который начался ориентировочно в 1978 году и должен, по прогнозам, закончиться в 2022 году.
Принято различать следующие фазы цикла Кондратьева.
Первая фаза – экономический рост, внедрение изобретений и открытий, сделанных на предыдущем этапе. Для этой фазы характерны высокий уровень инфляции и процентных ставок.
Вторая фаза – пик, максимальный подъем, высокий уровень либерализма в экономике. Кроме того, исторически вторая фаза оказывалась сопряжена с мировыми войнами и катаклизмами, а значит, с определенным количеством государственных заказов, сокращением потребления в непроизводственной сфере. С точки зрения технологий этот период характеризуется большим количеством не крупных открытий, а усовершенствований.
Третья фаза – снижение. На начальном этапе все еще может продолжаться некоторый рост, происходящий за счет сокращения издержек. Но спустя некоторое время происходит разворот тенденции. Экономика оказывается перегретой, а рынок – насыщенным. Обостряется конкуренция, в результате чего возникают многочисленные административные барьеры, в том числе таможенные. Происходит снижение процентных ставок, а инфляция может стать отрицательной, то есть цены снижаются.
Четвертая, последняя, фаза – депрессия. Происходит существенное замедление или даже полная остановка роста ВВП. Процентные ставки низкие, но и спрос на кредит достигает минимальных показателей. Инфляция на самом низком уровне, но невелик и спрос на товары и услуги. Это худшая фаза экономического цикла, но именно в этот период, по мнению специалистов, делаются самые важные научные и технологиче-ские открытия, которые должны стать стимулом для движения вперед и начала нового цикла.
С точки зрения теории волн Кондратьева, сегодня мир находится в четвертой фазе. Эту фазу сопровож-дают мировые финансовые кризисы. Власти, отвечающие за денежно-кредитную политику, снижают до практически нулевых отметок процентные ставки, как это происходит, например, в США и Японии по состоянию на конец 2011 – начало 2012 года.
14. Стратегическое планирование: цели, фазы и методы
Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.
Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно:
; распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);
; адаптация к внешней среде (на примере компании «Форд Моторс»);
; внутренняя координация;
; осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).
Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Ключевые моменты стратегического планирования:
; стратегия разрабатывается высшим руководством;
; стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;
; стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;
; планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.
Наиболее важными целями, достижение которых обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества предприятию, являются:
• - расширение рынка продаж, максимизация прибыли;
• - обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности активов;
• - достижение внутренней гибкости и устойчивости в условиях нестабильных рынков;
• - создание и развитие инновационного потенциала;
• - повышение эффективности использования ресурсов предприятия и его производственных возмож-ностей;
• - формирование эффективных мотивационных механизмов, интегрирующих интересы персонала, собственников (акционеров) и менеджмента в направлении реализации как текущих, так и долгосрочных интересов предприятия и ожиданий потребителей.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1. Определение миссии и целей организации.
2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
3. Выбор стратегии.
4. Выполнение стратегии.
5. Оценка и контроль выполнения.
Методы и инструменты планирования:
1. СВОТ-анализ
2. Конкурентный анализ
3. Сравнительный отраслевой анализ
4. Анализ ресурсов
5. Конкурентный анализ по модели «5 сил» М. Портера проводился путем анализа пяти внешних сил:
• рыночной властью поставщиков;
• рыночной властью покупателей:
• властью существующих конкурентов;
• угрозой появления новых конкурентов;
• угрозой появления товаров-субститутов.
6. Бенчмаркинг
7. Мозговой штурм
8. Дерево целей
9. Метод БКГ
10. Метод жизненного цикла
11. Модель Игоря Ансоффа
12. Модель Г. Стейнера
13. Методы сетевого планирования
14. Структура разбиения работ
15. Стратегический аудит
Свидетельство о публикации №114122201806