Россия... от Киева до Москвы
В целом, Русь в этот период находилась в процессе соперничества четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли были несравнимо слабее и в той или иной форме зависели от них.
Примерно с этого времени и происходит деление Руси на три части: Великую, Малую и Белую. Так, например, союз центральных княжеств: Киевское, Владимирское, Суздальское, Московское, Рязанское и Муромское именовались Великой Русью. Белой изначально именовались северные земли Руси.
А территории западнее и южнее Киева, а точнее области: Черниговская, Полтавская, Подольская, Угличская, Волынская, а так же области Галиции, Бессарабии и Херсонщины назывались Малой Россией.
Правда, была ещё и Чёрная Русь. Находилась она в подчинении у Даниила Галицкого, который захватил всю землю Литовскую и Нальшанскую с городами Гродно, Волковыск, Слоним. Но просуществовала она не долго, потому что вместе с Белой Русью была вскоре завоёвана Великим Литовским княжеством.
Запустение и оскудение юго-западных земель Киевской Руси стало происходить в начале XIII века, но не из-за междоусобиц княжеских, а по причине опустошительного татаро-монгольского нашествия на Русь в 1237 году хана Батыя.
Так, начиная с 1260-х годов Русь оказалась под властью сначала великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды, вплоть до 1380 года, до победы над татарами русского войска во главе с Дмитрием Донским. Татарское нашествие разорило и опустошило города и сёла земли юга России и побудило славянские народы к вынужденной миграции на восток, поиску и освоению более надёжных и безопасных территорий в глубине евразийского континента.
Начиная с 1299 года Киев окончательно утрачивает свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита, которая вслед за своим приходом переезжает вглубь континента, сначала во Владимир, а потом в Москву. Летописцы отмечают, что после очередного нашествия в 1240 году в Киеве насчитывалось всего лишь около двухсот домов. Оставшиеся в живых горожане терпели страшную нужду и бедствие. Кроме этого, по опустевшим землям, ослабленной и разорённой степной территории Киевской Руси безнаказанно хозяйничали и её традиционные враги-соседи: печенеги, половцы, тюрки и другие инородцы. Но, всё же большей опасностью для земель русских оказались не они. Пока татары подавляли свой внутренний мятеж строптивого Ногая, и им было не до военных походов, литовцы, воспользовавшись слабостью Руси, активно начали овладевать этим регионом. На обескровленные, более чем столетним господством кочевых поработителей юго-западные русские земли, пришли новые завоеватели — польские и литовские феодалы.
Одним из первых, кто начал проводить свою завоевательную политику на Руси был литовский князь Гедимин. Первым его завоеванием стала Черная Русь - местность около города Гродно,самая западная часть Руси. Затем Гедимин подчинил русские города, ныне относящиеся к Белоруссии: Полоцк, Минск, Витебск и вторгся на Волынь и в Галицию.
Сил у галицких (русских) князей было настолько мало, что они не могли сопротивляться должным образом ни то что татарам, литовцам, или полякам, но даже и малочисленным венграм. Тем не менее Гедимину Галицию не удалось подчинить. Но помешали ему в этом вовсе не галицкие князья. Слишком много в ту пору было претендентов на русские земли. И в результате череды мелких войн за русские территории между поляками, венграми и литовцами, Галицию заняли поляки, Закарпатскую Русь - венгры, а литовцам досталась восточная Волынь. На очереди был Киев.
И вот, в 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Судислав, потомок Ольговичей, терпит окончательное поражение от литовцев и признаёт себя вассалом литовского князя Гедимина.
Так описаны эти события в летописи Быховца (хроника Великого княжества Литовского до 1506, составлена в середине XVI в. на белорусском языке, важный источник по истории Белоруссии, Литвы, Украины, России. Названа по имени владельца—помещика И. Быховца): «…князь Гедымин пошол со всеми силами своими до Киева. Обляже город Киев, и Кияне почалися ему боронити, и лежал князь великий Гедымин под Киевом месяц. А затым здумали с собою горожане Киевские, иж моцы великого князя больш терпиты не могли без господара своего, великого князя Станислава Киевского, и услышали то, иж господарь их, князь Станиславль, утек от Гедымина, и войско все их господаря побито, и в них заставы никоторое князь их не зоставил, и оны, змовившися одномыслне, подалися великому князю Гедымину; и шедши з города со кресты: игумены, попы и дияконы, и ворота городовыя отворили, и стретили великого князя Гедымина честно, и вдарили ему чолом, и поддалися служити ему, и присягу свою великому князю на том дали, и били чолом, чтобы от них отчин их не отнимал; и князь Гедымин при том их зоставил, и сам честно в город Киев въехал».
Поскольку никакой надежды на помощь не было, киевляне подчинились великому князю Гедимину на основе вассалитета: все "имения" были оставлены за ними, а князья киевские стали просто "подручниками" литовского князя Федора Корятовича из династии великих литовских князей Гедиминовичей, которые не боялись жениться на русских княжнах и родниться с прямыми потомками Рюриковичей из Турово-Пинской земли и тем самым продолжать, хоть и формально, но наследовать правление русскими землями по праву княжеского рода.
Потому-то (теперь уже литовский) Князь Галицкий и Волынский, король Юрий II Болеслав из рода Гедиминовичей в грамоте к великому магистру Немецкого ордена Дитриху, от 20 октября 1335 года и называл себя «dux totius Rusi; Minoris» («князь всея Малыя Руси»), т.е. завоёванные русские земли они считали не военными трофеями и не вражеской землёй, а своей Родиной.
Именно Король Юрий II Болеслав и был последним ЗАКОННЫМ династическим наследником земель Малой Руси. Но, к великому сожалению, он так и не успел оставить после себя потомства, потому что в 1340 году, за попытку ввести на завоёванных русских землях католичество, был отравлен православными галицкими боярами.
Вот так уже без своих князей, войска и воевод, русский православный народ, сам, как мог, продолжал сопротивляться нашествию иноверцев, защищая и своё отечество, и свою веру. И свой по родству мог оказаться для них чужим по вере.
На смену Болеславу Гедимин был вынужден поставить на Киев своего двоюродного брата Фёдора. Почти все потомки Гедимина и соратники Витовта, неохотно принимали католичество. Литовские князья, завоёвывая Русь, невольно проникались русской пассионарностью. В результате завоевания Руси, одна часть династии литвинов приняла католичество, а другая сочла для себя более приемлемым православие.
Католическая церковь усмотрела для себя в этом факте большую опасность. И чтобы окончательно не утратить своего влияния на завоёванных русских землях на собрании трёх больших посольств – Великого Литовского княжества, Польши и Венгрии, состоявшемся в 1385г. в Крево предложили участникам заключить между собой мирную унию и объединиться в единое государство. Переговоры велись без торопливости, и наконец, к 14 августа были выработаны "Обязательства Ягайло". (Ягайло(1362 — 1434) — князь витебский, великий князь литовский и король польский, под именем Владислав II, внук Гедимина, сын великого князя литовского Ольгерда и тверской княжны Иулиании).
Основная суть обязательств заключалась в том, что Великий князь за получение королевской короны объединённого польско-литовско-венгерского государства обязан был принять католичество и обратить в эту веру всех своих родственников и подданных,принявших православие, покрыть нанесенный Польше ущерб от литовцев, отвоевать все захваченные татаро-монголами польские земли, а так же «…Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского».
На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены основные условия унии:
1. объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его.
2. населению белой Руси (в качестве исключения) была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.
3. установить традицию - возводить на польский трон только католика.
Так, ради "великого мира" среди завоевателей и своей большой должности, православный Ягайло-Яков совершил своё духовное предательство и крестился по католическому обряду, чтобы получить себе новое имя – Владислав, и новую должность. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и все его родственники. Став полноправным властителем объединенной Польши и Литвы Ягайло приказал и всем нехристианам Литвы принять католичество. В этом и была основная суть Кревской унии.
Однако далеко не все встретили такое решение с восторгом. Особенно те литовцы, которые уже связали себя с православием. И поэтому дальнейшее завоевание русских земель проходило преимущественно под флагом наступления католической церкви на православие. Кревская уния запустила процессы не только включения русских земель в состав Великого княжества Литовского, но явилась началом целенаправленной государственной политики, обслуживающей интересы католической церкви, поставившей своей целью вытеснение православия из южных русских земель.
Таковыми были последствия пассионарного разрыва между Европой и Россией, произошедшего в 1054 году, порождённого захватнической и агрессивной политикой католической Папской церкви.
Постепенно днепровские земли из центральных земель Киевской Руси стали превращаться в восточную окраину сначала Литовского княжества, а позже и всего соединенного Польско-Литовского государства. Вот с этого времени в исторических документах европейских государств захваченные русские земли уже перестают именоваться европейскими монархами, как земли Малой Руси. Они их начинают считать СВОИМИ.
Между тем Столица Византийской империи и всего христианского православия, Константинополь, в 1453 году была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II Великолепного. Это событие ознаменовало окончательное падение Восточной Римской империи, последний византийский император Константин XI Драгаш пал в битве.
И хотя татарские правители продолжали свои опустошительные вторжения и наносили материальный урон Руси, всё-таки большую угрозу для русской соборности или, как писал Лев Гумилёв, пассионарности русских, представляли не они, а набирающая силу католическая Речь Посполитая.
Утратив Киев, в качестве своей столицы, а Константинополь, как свою духовную родину, Россия, вместо того, чтобы окончательно раствориться и рассеяться под натиском двойного ига, не только не отчаялась, но напротив, сплотилась и усилилась, определив православие своей главной духовной ценностью, а Москву - единственной наследницей и преемницей Византийского престола. Такое духовное сплочение позволило русским во главе Московского княжества достичь такой военной и политической мощи, с которой уже не могли совладать, сначала ослабевшие от междоусобиц татарские ханы, а затем и объединённые силы Литовско-польско-венгерского государства.
Почему же именно Москва сумела завоевать авторитет и объединить вокруг себя Русь, сплотив её в единое государство?
Ну, достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что именно при Великом московском князе Иване III Васильевиче в 1476 году Москва отказалась от уплаты дани. А в 1480 году, после знаменитого «стояния на Угре», когда хан Большой Орды Ахмат уклонился от сражения с русским войском, благодаря стойкости Москвы татаро-монгольское иго на Руси было окончательно свергнуто. В то же время на Московский престол Иван III вступил будучи женатым на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог, единственной наследнице утраченного Византийского престола. Тем самым Иван III, Москва и Русь стали прямыми наследниками духовного центра всего православного христианства. Великого князя Московского стали именовать по византийскому образцу царем и автократором (самодержцем).
Гербом Русского государства становится византийский двуглавый орел, который Софья Палеолог привезла с собой в Россию на своих регалиях. При царе Византийском Константине Великом, принявшим его ещё в 326 году, он именовал собой знак “симфонии” двух властей, духовной и светской.
Русь же с утратой своей Столицы-Киева, и падением Константинополя - II-го Рима, не растворилась среди бескрайних просторов среднерусской равнины и окончательно не распалась, а вопреки мечтаниям её многочисленных врагов, наоборот, став единственной наследницей православия, духовно окрепла, и обрела себе новую Столицу-Москву, ставшую теперь единым центром духовной и светской власти России. Всё с точностью, как и мечтал Константин Палеолог Великий.И, видимо, совсем не случайно с тех пор за Москвой закрепилось определение «Третьего Рима». И не смотря на то, что Россия - государство светское - в духовном (пассионарном) смысле значение и роль Москвы, как новой Столицы и центра мирового православия, остаётся не утраченным и сегодня.
Чтобы суметь ответить на вопрос: «С чего начинается Родина?», прежде следует обратиться к истории жизни своих предков. Для начала нужно принять в наследство политую их кровью родную землю. Вспомнить их имена и их подвиги.
Сначала нужно научиться их стойкости и бесстрашию, их умению бороться, защищать и отстаивать право жить на земле своих предков и исповедовать свою веру.
Чтобы понять «с чего начинается Родина?» - нужно всегда помнить и знать о цене, которую заплатили твои предки за право называть землю, где ты, их потомок, родился - СВОЕЙ Родиной.
Свидетельство о публикации №114122108662